Свершилось - после полугода проверок и перепроверок госкомиссия по «Кумтору» вынесла свое резюме на рассмотрение правительства.
Все оказалось просто и вполне ожидаемо: «Кумтор» - зло, с которым надо бороться до последней капли крови и последнего тыйына». Правительство готово пойти на денонсацию соглашения от 2009 года.
Все не так, ребята
На заседании по «Кумтору» министры кипели. Они стращали народ в лучших традициях Толкейна. По словам министра культуры и туризма Ибрагима Джунусова, в Кыргызстане якобы рождаются дети без одного глаза и даже двухголовые коровы и овцы. Директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности Осмонбек Артыкбаев ссылался на то, что тают ледники. Министр экономики Темир Сариев рассказал, что страна недополучила в денежном выражении со времен начала разработки.
Единственно верное, по мнению всех 25 членов комиссии, решение - денонсация соглашения от 2009 года. Документ, который принят для остановки непрекращающихся игр с изменением правил работы инвесторов, опять нужно изменить.
Тут стоит заметить, что, будучи депутатом ЖК в 2007 году, когда разрабатывалось последнее соглашение по «Кумтору», Темир Сариев сам рьяно выступал за новое соглашение.
«Мы должны поставить точку в вопросе месторождения Кумтор. Я, как гражданин КР, хотел бы прозрачности в этом вопросе, и в принципе мировое соглашение, обсуждаемое сегодня, это дает», - констатировал тогда депутат Темир Сариев, говоря о документе, заключенном между правительством республики и «Центерра Голд Инк.» на заседании ЖК третьего созыва.
После его подписания все чиновники, министры и депутаты называли документ самым удачным и наиболее полно отражающим интересы Кыргызстана. Теперь оказалось, что опять все не то.
Миллиард лучше миллиона
Могут ли последствия столь решительного шага стать летальными для экономики страны, накрепко привязанной к стабильно работающему предприятию? «Кумтор» работает уже 23 года. С 1994 по 2011 год компания перечислила $524,2 миллиона в виде налогов, таможенных и других обязательных платежей. Вместе с другими отчислениями общая сумма выплат перевалила за $1,8 миллиарда.
Формируя бюджет и разрабатывая программы развития страны, государственные мужи открыто говорят об их привязке к показателям предприятия. Очевидно, если утопить флагман отечественной экономики, он потянет за собой все экономическое направление. Это наглядно показал 2012 год, когда 10-дневная забастовка на руднике привела к падению ВВП. Но членов правительства такой расклад, очевидно, не пугает. Они готовы бороться, правда, непонятно, какими средствами и методами, и получит ли страна то, что желает?
Желаемое измеряется миллионами, а то и миллиардами. Кто в сомах считает, кто в долларах, тут мнения разделились. Госкомиссия выставила компании общий ущерб, который она насчитала за использование земель, воды и ледников, - 6,8 миллиарда сомов (примерно $140 миллионов), даже попытались как-то обосновать эту сумму. Получилось плохо - большая часть (6,2 миллиарда сомов) сложилась за экологические нарушения по ледникам. Однако закона о ледниках в Кыргызстане нет, и не очень понятно, как регулировать деятельность в этой области. Напуганный двухголовыми монстрами министр культуры с суммой не согласился, как говорится, выиграть - так миллион, в его случае миллиард. «Считаю, что претензии по экологическому урону маленькие, давайте увеличим сумму претензий до $1 миллиарда», - предложил он. Если подходить к предъявлению претензий через «давайте», то что мешает вкатить все 10, а еще лучше $100 миллиардов?
Бедные, но гордые
Члены правительства понимают: компания явно не собирается покорно принимать все, зачастую малообоснованные претензии очередной комиссии. Оно и понятно: за годы работы нынешняя проверка 18-я по счету. Поэтому члены кабинета министров не исключают, что разбирательство может перейти в суды - в наши и международные. «Если они («Кумтор») начнут пугать нас международным судом, мы как альтернативу оставляем за собой право подать иск против менеджеров «Центерры» за использование коррупционных схем, - сказал министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов. - Мы поговорили с юристами-международниками. Они предлагают обратиться в суд с иском против менеджеров, но не акционеров. Поэтому мы должны подать на них в суд за коррупционные деяния».
Глава Минюста добавил, что руководители компании попытаются не допустить отправки материалов в суд, поскольку в этом случае возможен простой производства, что чревато проблемами уже для акционеров. «В этой связи, думаем, они пойдут на наши условия», - заключил он. Можно ли это расценивать как открытый шантаж компании со стороны правительства?
Вопрос в другом - сколько это будет стоить стране и что в итоге получится? Члены госкомиссии резюмируют, что за годы работы «Кумтора» Кыргызстан только проигрывал, недополучал и был обделен - мол, убытки исчисляются миллионами долларов. Иск к менеджерам компании, даже в случае его удовлетворения (во что верится с трудом), материальных дивидендов стране не принесет. Затраты же будут колоссальные: оплата работы международных юристов, их командировочные расходы в Торонто, Вашингтон или Швецию, где будут проходить слушания. Сами члены правительства признают такой сценарий очень пессимистичным.
«Наши позиции очень слабые, нам нужны квалифицированные юристы, которым нужно платить хорошие деньги, - сказал на заседании коалиции парламентского большинства Темир Сариев. - У Кыргызстана нет опыта участия в международных судах, и республика может проиграть канадским инвесторам. Но я еще раз хочу подчеркнуть: мы не против «Центерры» и не судимся с ней, мы собираемся судиться с менеджментом».
Следы деловой репутации
Неясным остается судьба рудника на время судебных разбирательств. Специфика работы такова, что ее нельзя останавливать ни на день. Месяц простоя может обернуться катастрофой, ведь ледник продолжает двигаться в сторону карьера. Глава Минэкономики это понимает. Но смотрит на вещи проще. «В случае разрыва соглашения с канадскими инвесторами правительство должно создать временную компанию, которая будет заниматься разработкой рудника, - считает он. - Золото должно продаваться, а деньги - аккумулироваться на резервных счетах».
Президент Алмазбек Атамбаев не раз говорил, что пересмотра соглашений не будет. И опять неувязка: получается, его ставленники в правительстве открыто идут на конфронтацию с главой государства? Сотрудники аппарата президента боятся давать комментарии. В отделе экономики обещали прокомментировать решение правительства только после того, как посовещаются, в отделе внешней политики посчитали, что вопрос взаимоотношений с иностранным инвестором вне их компетенции. Так и получается: в отпуске, командировке, на больничном... Отчего никто из них не готов рассказать, как страна будет жить в ближайший год?
«Денонсация не значит, что всех выгнать, все забрать. Даже если теоретически будет полная отмена этого соглашения, рудник продолжит работу - просто разные налоговые режимы и отчисления. Суть претензий - увеличение числа представителей КР в совете директоров «Центерры», изменение налогового режима и соблюдение экологических норм и правил», - поясняет эксперт госкомиссии Самат Конокбаев.
По его словам, международные суды вовсе не так страшны для Кыргызстана, поскольку практически никаких активов за рубежом республика не имеет. Другое дело - деловой имидж страны. Хотя стоит ли в этой ситуации, вообще, зарекаться об инвестиционном имидже и возможном приходе инвесторов на месторождения?
Эксперт международной инвестиционной группы «ВТБ Капитал», которая входит в группу российского банка ВТБ, Николай Сосновский уверен: если денонсация случится, то это будет однозначным негативным сигналом всем инвесторам.
«Любому, кто вкладывает крупные деньги, важна предсказуемость условий, в которых будет работать бизнес, - сказал он ИА «24.kg». - «Ресурсный национализм» - сейчас довольно распространенная практика среди развивающихся стран, и очень многие проекты и компании от него страдают. Правительства зачастую идут по легкому пути сиюминутной выгоды в вопросе налогообложения и собственности, изменяя условия работы в свою пользу. Но в долгосрочной перспективе это только ухудшает ситуацию».
Николай Сосновский добавляет, что за счет таких действий можно быстро пополнить бюджет. «Создавать хороший инвестиционный климат, который в свою очередь привлечет крупный долгосрочный капитал и инвестиции, - это всегда более сложный, но в итоге более правильный и приносящий большие дивиденды путь», - резюмировал эксперт.
Начать с себя
Этот сугубо деловой спор давно перешел в политическую плоскость. Изначально претензии сторон можно было решить путем переговоров. «Бизнес - это нормальный переговорный процесс, - продолжает Самат Конокбаев. - Если претензии возникают у владельцев акций, нужно с ними договариваться. По большому счету это корпоративный спор. КР предъявляют две основные претензии: по экологическим нормам, с чем «Центерра» согласна, и по налоговой нагрузке».
По его данным, нужно уметь договариваться, а представители Кыргызстана в совете директоров этого не умеют. «Не может наш «Кыргызалтын» грамотно управлять активами - нужно сменить управленцев, нанять прозрачную международную управляющую компанию», - считает Самат Конокбаев.
Пока же речь идет о проведении переговоров с акционерами «Центерры» и советом директоров. Ими займется группа под руководством первого вице-премьер-министра Джоомарта Оторбаева.
Коалиция парламентского большинства на заседании одобрила отчет госкомиссии. Депутат Абдырахман Маматалиев предложил пойти еще дальше и вывесить на площади портреты бывших госслужащих, участвующих в группах по переговорам с канадскими инвесторами. «Они не должны занимать государственные посты», - отметил нардеп.
«Все чиновники, кто давал положительное заключение последнему соглашению по «Кумтору» 2009 года, включая экс-депутатов, будут привлекаться к ответственности», - сказал Темир Сариев.
Готов ли он начать с себя в таком случае?
URL: http://www.24.kg/parlament/146518-deputat-parlamenta-interesuetsya-kto-budet-nesti.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий