пятница, 25 января 2013 г.

Зачем Назарбаев перетряхнул свое окружение и правительство?


Не знаем, как другие, но лично мы с изумлением наблюдаем за действиями Назарбаева. Его бы энергию и активность за последнюю пару месяцев да в разумное русло – цены бы елбасы не было.
Приведем ниже неполный перечень того, что наш «лидер нации» успел натворить за этот период, и попробуем это проанализировать.
Отсчет начнем с 14 декабря 2012 года, когда Назарбаев сделался мессией местного разлива, озвучив программу построения земного рая на отдельно взятой территории. Имеется в виду «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства», которую теперь пытаются превратить в некую Библию для казахстанцев.

Чуть позднее он очистил информационное пространство страны от «единого СМИ» под названием «Республика», заодно де-факто отменив в стране презумпцию невиновности. Благодаря этому новшеству теперь любое казахстанское издание может быть причислено к «нечистым» только по одному подозрению комитетчиков. И не только издание.

Реорганизовал правительство, создав совершенно новое ведомство во главе с совершенно новым первым вице-премьером. Плюс осуществил массовые перестановки среди госслужащих первого эшелона, введя чиновничий корпус и экспертов-политологов в ступор непредсказуемостью своих кадровых решений.

18 января 2013 года выступил перед дипломатическими представителями зарубежных государств, аккредитованными в Астане, с длинной речью, которая поставила перед трудным выбором — кому верить? Елбасы или своим глазам? Что они выбрали, мы, скорее всего, не узнаем, но подозреваем, что правду.

И наконец, 23 января он направил на путь истинный членов своего правительства, заодно попытавшись продемонстрировать своим подданным, как им сильно повезло с ним самим, но не повезло со слугами народа — сколько им ни говорят «не воруй, честно служи и работай эффективно», они так и норовят брать пример с... сами знаете кого.

Между тем в действиях Назарбаева, какими бы хаотичными и непонятными они ни выглядели на поверхности, прослеживается железная логика и четкая политическая линия. Другое дело, что в условиях отсутствия общественной поддержки и падения эффективности госаппарата елбасы приходится обходиться тем, чем он располагает.

Логика и мотивы

Чем же располагает елбасы? Неограниченной государственной властью, которую он пытается сделать волшебной палочкой для решения своих насущных проблем. После Жанаозена кризис авторитарной политической системы и суперпрезидентской республики стал очевидным для всех. Но выходов из него у Назарбаева только два.

Это или кардинальные политические реформы и демократизация страны, или дальнейшее укрепление авторитаризма с переходом в диктатуру. Однако Нуреке оказался в ситуации, когда лично для него оба варианта смертельны политически и поэтому неприемлемы.

Спросите, почему? Да потому, что демократизация страны в том числе предусматривает поверку общественностью итогов двадцати с лишним лет суверенитета и независимости, что грозит Назарбаеву как минимум крушением его имиджа первостроителя казахстанской государственности, и без того держащегося только на госпропаганде и доминировании Акорды на ТВ. Про максимум даже говорить нет смысла, настолько он может оказаться плохим для елбасы и его Семьи в широком смысле этого слова.

Сделаться же откровенным диктатором для Назарбаева сегодня также плохо, поскольку он оказался между Владимиром Путиным и Пекином, как между молотом и наковальней, и ему очень нужна поддержка Запада. Без нее он рискует не только повторить крестный путь Лукашенко и некоторых своих коллег на арабском Востоке, но и потерять свою неограниченную власть, причем уже не в пользу сограждан, а в пользу политической элиты другой страны.

Неудивительно, что Назарбаев выбрал вполне логичный вариант топтания на месте, а чтобы скрыть это и придать динамизм этому топтанию, проявил столь завидную для своего возраста активность. Пробежимся по вышеперечисленным нами фактам под новым углом зрения.

Передвинув горизонт, за которым якобы находится общество всеобщего труда и благосостояния, с 2030-го до 2050 года, елбасы попытался «продать» казахстанцам «сказку», которая заставила бы его неблагодарных сограждан если не поверить ему, то хотя бы чуть-чуть поднять голову и на время позабыть про печальную действительность.

Закрыв «Республику» и другие независимые СМИ, Назарбаев попытался сломать «зеркала», в которых отражается реальная ситуация в стране и которые заставляют казахстанцев задуматься, куда ведет их третье десятилетие «лидер нации» и почему обещанное им всем достается почему-то только его родственникам и приближенным, а также чиновникам.

Выступив перед дипломатами и нарисовав им радужные картинки, елбасы попытался доказать, что является лидером не национального, а мирового масштаба, а посему нужно верить ему и не предпринимать никаких попыток изменить ситуацию в Казахстане, тем более настаивать на выполнении последним своих международных обязательств и Всеобщей декларации прав человека.

Реорганизовав правительство и создав два суперведомства в виде Министерства регионального развития и некоей инкарнации советского Госплана, Назарбаев пытается за счет оргмероприятий повысить эффективность госаппарата в целом, потому что иных инструментов ускорения развития экономики и, самое главное, ее качественного преобразования у него просто нет.

И наконец, проведя очередную перетряску и пересадку чиновников первого эшелона, т. н. лидер нации попытался создать новый баланс сил в элите с той же самой целью — повысить эффективность государственного управления в условиях, когда отечественный бизнес загибается, социальный протест усиливается, внутриполитическая ситуация ухудшается, внешние угрозы усиливаются.

За кулисами перестановок

К сожалению, в силу традиционного дефицита газетной площади подробный разбор выступлений Назарбаева 18 и 23 января 2013 года мы вынуждены отложить на будущее. А пока несколько наблюдений относительно последних кадровых решений елбасы и его, можно сказать, сенсационных поручений в ходе расширенного заседания правительства в среду и выводы из них.

Первое. Очевидно, что Назарбаев был вынужден учесть скрытые от глаз общественности требования региональных элит, которые сродни требованию партийно-советской элиты Казахской ССР в декабре 1986 года, когда она захотела увидеть во главе себя местного, а не пришельца.

Соответственно, области, где на днях елбасы поменял акимов, — это точки наибольшего напряжения, по крайней мере в глазах его самого и его администрации. Напомним, что новое руководство появилось в Кызылординской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Мангистауской областях.

Интересно то, что из четырех вновь назначенных областных акимов двое выросли внутри регионов, а двое были отправлены из центра — Алик Айдарбаев и Крымбек Кушербаев. В этом случае получается, что назначение последнего — это не понижение и не ссылка, а, можно сказать, ответственное поручение елбасы — утихомирить местную элиту.

Тогда как уход Бауржана Мухамеджанова — вынужденный, поскольку он не смог наладить нужный контакт с региональной элитой и получить ее поддержку. А после Жанаозена и сохраняющегося в целом в области недовольства действиями Астаны и тем, что большая часть нефтедолларов уходит в центр, Назарбаев предпочел сейчас уступить.

Второе. Совершенно по-иному выглядит теперь назначение Марата Тажина государственным секретарем РК и приход на его место бывшего главы финансовой полиции.



Получается, что не Тажина повысили, а освободили его кресло для Кайрата Кожамжарова.

Это второй за последние месяцы случай, когда глава государства не просто защищает политические фигуры, вызывающие неприязнь у большей части казахстанской элиты, но и назначает их на высокие должности. Первым, напомним, стал бывший руководитель администрации президента Аслан Мусин, возглавивший Счетный комитет.

Надо отдать должное политическому мастерству елбасы — он парой указов обезопасил себя от политических амбиций вышеназванных господ, заставил их прижиматься к себе как гаранту их личной безопасности и превратил в неких «овчарок» Акорды. Тех самых, которых очень удобно и безопасно спускать на представителей кланов, которые вызывают подозрения у главы государства. При этом и Аслан Мусин, и Кайрат Кожамжаров лишены административно-распорядительных функций и могут только собирать информацию и готовить предложения.

Судя по всему, таким образом Назарбаев формирует некое подобие заградительного отряда времен Второй мировой войны, задача которого — подгонять казахстанскую элиту и чиновничий корпус в нужном елбасы направлении, повышать их верность делу «лидера нации», коррупционную устойчивость и трудовую доблесть за счет внеэкономического принуждения.

Третье. Назарбаев сделал четкий посыл Западу, что, как и Лукашенко, готов только на экономическую интеграцию с Россией Владимира Путина. Фактически таким образом он начал очередной этап торга с внешними контрагентами, запугивая США и Европейский союз тем, что, если они не поддержат его политически и не увеличат поток инвестиций в экономику страны, он может кинуться в объятия Китая.

Одновременно елбасы продемонстрировал Кремлю пределы своих уступок — он готов на создание наднациональных органов управления в отдельных сферах (таких как таможенное дело и экономика), но не собирается хоть на йоту ограничивать свое самовластие во внутренней и внешней политике, согласившись на создание союзного парламента и правительства, единой валюты и эмиссионного центра.

Четвертое. Назарбаев настолько сильно обеспокоен ближайшим будущим, тем, что в страну не приходят иностранные инвестиции, тем, как развивается мировой экономический кризис, что счел необходимым в дополнение к имеющимся золотовалютным ресурсам Национального фонда и Национального банка добавить и пенсионные активы казахстанцев.

Заметим, что указание елбасы собрать все пенсионные накопления страны в одном пенсионном фонде (не имеет значения, будет ли он государственным или частным) фактически означает, что государство наложит на него свою тяжелую руку и будет определять, куда тратить его деньги не только через нормативную базу, но и прямо.

Чем это в итоге грозит всем нам, нетрудно понять, если вспомнить, как вместе с государственными финансами после развала СССР крякнулась, гикнулась и накрылась солидарная пенсионная система. И сколько времени, сил и средств понадобилось, чтобы создать хоть что-то функционирующее вместо нее.

Вопрос выживания

Выступая 18 января 2013 года перед зарубежными дипломатами в Астане, «лидер нации» сказал: «Как шутят острословы, политика — это прежде всего вопрос выживания до следующей пятницы, а вот дипломатия — это величайшее искусство выживания в будущем столетии». Так вот, эти два последних месяца Назарбаев выживал до следующей пятницы, максимум — до конца этого года.

Для этого он закрыл «Республику», чтобы в «зеркале» независимой прессы не было видно, что король-то голый, и продолжает нагло и цинично заниматься введением сограждан в заблуждение.

Для этого он обещает казахстанцам манну небесную и царство всеобщего благосостояния, но не сейчас, а после 2050 года, когда бесполезно будет спрашивать с него самого.

Для этого он крутится, как карась на сковородке, между Россией Владимира Путина, Пекином и Западом в надежде, что его не съедят и признают неприкосновенным.

Для этого он имитирует движение, реализует завиральные идеи вроде Азиады-2011 или EXPO-2017, переставляет своих марионеток и пытается всячески их взбодрить — если не мытьем, так катаньем.

Согласитесь, эту бы энергию да в положительном для страны и народа направлении! Глядишь, мы бы выполнили программу «Казахстан-2050» к 2020 году! Да и самому елбасы было бы полегче на пенсии — и здоровья побольше, и не надо тащить всех нас туда, куда нам не хочется.

Источник: Газета «Рипаблик» №1(01) от 25 января 2013 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий