Полгода понадобилось финансовым полицейским, чтобы, наконец, во всеуслышание заявить о причастности бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева к масштабному казнокрадству.
Все это время страна смаковала новые и новые подробности "освоения" бюджетных средств "бергеевской командой", которые периодически выдавал финпол. Но за потоком информации об уголовных делах, беглецах и ошеломляющих цифрах с большими нулями многие как-то позабыли - с чего, собственно говоря, все началось.
А заварилась каша благодаря обращению бывшего сподвижника Рыскалиева Салимжана Накпаева на имя Главы государства. По крайней мере, такова официальная версия. Признанные впоследствии невиновно осужденными Накпаев вместе со своим помощником были полностью оправданы и вышли на свободу. Кто понес наказание за уголовное преследование невиновных людей, пыталось выяснить "ОКО".
САМОУПРАВСТВО, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
В Атырауской области Салимжан Накпаев в разные годы занимал различные руководящие должности в команде Аслана Мусина, а затем и Бергея Рыскалиева. Пик его карьеры - кресло акима города и заместителя акима области - пришелся на период 2006 - 2010 гг. После чиновник неожиданно покинул госслужбу, перейдя на работу в местное представительство компании "Agip KCO".
В начале прошлого года в прессу просочилась информация об аресте Накпаева на территории Западно-Казахстанской области при попытке пересечь границу с Российской Федерацией. В Казахстане чиновников такого уровня, пусть даже бывших, просто так не сажают, поэтому неординарное и несколько странное дело, покрытое завесой тайны, вызвало самый широкий общественный резонанс.
По версии следствия, в августе 2010 года Накпаев и Хайруллин попросили жителя Атырау Утенова, летевшего в Астану, передать некоему Амирханову 600 тысяч долларов. Утенов согласился и выполнил поручение. Однако спустя три месяца Накпаев пригласил к себе Утенова, сообщил ему, что ровно половины суммы не хватает, и потребовал вернуть недостающие 300 тысяч. С этого дня Накпаев якобы стал систематически требовать деньги, и после неоднократных угроз 13 декабря 2010 года были оформлены договоры купли-продажи 2-комнатной квартиры и трактора на имя водителя Накпаева.
Примечательно, что спустя пять месяцев Утенов "понял, что незаконно лишился своего имущества" и решил обратиться в правоохранительные органы, предупредив об этом Накпаева с Хайруллиным. После этого Накпаев вернул Утенову трактор и 100 тысяч долларов взамен квартиры, в связи с чем последний даже написал расписку, что не имеет никаких претензий. Тем не менее делу все равно дали ход. Такова версия следствия. В итоге в марте 2012 года суд приговорил Накпаева к четырем, а Хайруллина к двум годам лишения свободы в колонии общего режима по довольно редкой статье Уголовного кодекса "Самоуправство".
Следствие, которое вел ДВД, прокуратура и даже защита Накпаева тщательно избегали любых комментариев. Даже судья городского суда Айгуль Калимукашева, оглашая в присутствии прессы приговор, почему-то не стала зачитывать фабулу дела, приступив сразу к резолютивной части. А изложенные выше некоторые подробности этого неординарного дела стали известны СМИ только после вступления приговора в законную силу.
Масла в огонь подлил алматинский адвокат С. Накпаева Шамет Жайлаубай, который сразу после вынесения приговора заявил о намерении жаловаться на судью Калимукашеву.
- Мы будем подавать апелляцию. Я лично обращусь к Генеральному прокурору республики, чтобы в отношении судьи Калимукашевой возбудили уголовное дело, - заявил Шамет Жайлаубай журналистам, не вдаваясь, однако, в подробности.
Дальнейшие события хорошо известны. 15 августа Президент Нурсултан Назарбаев принял отставку Бергея Рыскалиева "по состоянию здоровья". А через две недели в Атырау высадился столичный "десант" во главе с Генпрокурором Асхатом Даулбаевым успокаивать не в меру ретивую "общественность" нефтяного края в лице депутатов и аксакалов, оскорбленную сообщениями в СМИ о начавшейся проверке финансово-хозяйственной деятельности обожаемого ими Бергея Саулебавича. На заседании (можно сказать, историческом) актива области Даулбаев, в частности, и поведал, кто фактически стал инициатором разгона "бергеевской команды". Именно жалоба осужденного Накпаева, которая легла на стол Главы государства, стала поводом для проверки, потрясшей нефтяной регион.
- В своей жалобе на незаконное осуждение Накпаев рассказал о нарушениях в деятельности госорганов Атырауской области при использовании бюджетных средств в сфере госзакупок, - заявил тогда А. Даулбаев. - Глава государства дал персональное поручение мне и Тусупбекову (глава АБЭКП РК, - Авт.) объективно разобраться в сложившейся ситуации и доложить о результатах проверки. Нами была создана специальная группа, которая выехала с проверкой в Атыраускую область, в ходе которой большинство фактов, указанных в жалобе, подтвердились. Более того, было выявлено множество других нарушений закона.
Кроме того, в деле Накпаева-Хайруллина Генеральная прокуратура обнаружила многочисленные нарушения закона, и вскоре они были полностью оправданы с формулировкой "за отсутствием состава преступления".
СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРОКУРОРАМИ ПОЖУРИЛИ
В истории с судом над бывшим акимом остается немало вопросов, но она является достаточно красочным примером борьбы чиновничьих элит, не гнушающихся самых грязных приемов. Во всяком случае, становится ясно, кто "заказал" Салимжана Накпаева, иначе зачем ему было писать письмо из зоны Президенту, где он дал полый расклад на делишки команды своего бывшего шефа? Хотя остаются непонятными мотивы мести и то, почему он дожидался, пока его посадят, вместо того, чтобы встать на защиту справедливости, будучи еще на посту заместителя Рыскалиева. И еще. Заметьте, далеко не каждая жалоба гражданина РК может дойти лично до Лидера нации. В Астану текут реки народные из писем с просьбой разобраться с полицейско-судебно-чиновничьим беспределом...
Как бы то ни было, а возникает резонный вопрос - кто из числа "вершителей правосудия" понес ответственность за незаконный арест и осуждение невиновных лиц? С этим вопросом ваш корреспондент обратился с письменным запросом на имя начальника ДВД, председателя областного суда и прокурора Атырауской области.
Как следует из ответа за подписью заместителя прокурора Атырауской области Бауржана Саугабаева, один из заместителей прокурора области и помощник прокурора города были привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом имена нарушителей закона и меры взыскания прокуратура скромно называть не стала. По словам руководителя пресс-службы ДВД Гульназиры Мухтаровой, заместителю начальника следственного управления ДВД объявлено неполное служебное соответствие. Имя его тоже не сообщается. Но наиболее любопытный ответ пришел из областного суда.
ПОСАДИЛИ НЕЗАКОННО, НО ЗАКОН НЕ НАРУШИЛИ
"В соответствии с требованиями пункта 11 нормативного постановления ВС РК "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в РК" отмена или изменение судебного решения, связанные с оценкой доказательств, не могут быть поставлены в вину судье. В связи с тем, что отмена судебных актов связана с оценкой доказательств, судья, вынесший приговор по уголовному делу в отношении Накпаева и Хайруллина, не привлекался к ответственности. Данный вопрос был обсужден на пленарном заседании областного суда", - пишет председатель суда Атырауской области Мухтар Смагулов.
Интересная вырисовывается картина. Вообще, рассмотрение любого уголовного дела связано с оценкой представленных суду доказательств. И что же получается? Независимо от того, верно судья оценил эти доказательства или неверно и отправил за решетку "за здорово живешь" невиновных людей, то он все равно не понесет никакой ответственности?
Обратимся к указанному нормативному постановлению Верховного суда, который гласит, что "судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным статьей 52 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Этот перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 52 Указа, "отмена или изменение судебного решения не влечет ответственность судьи, вынесшего или участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены грубые нарушения закона. Применительно к названному положению под грубым нарушением закона следует понимать очевидное и существенное нарушение закона, которое было совершено судьей преднамеренно или вследствие его недобросовестности, небрежности или незнания закона. Факт грубого нарушения закона должен быть установлен судом, отменившим или изменившим судебное решение по этому основанию, и отражен в постановлении этого суда. Отмена или изменение судебного решения, связанные с оценкой доказательств, не могут быть поставлены в вину судье".
Проще говоря, никто не отрицает, что Накпаева с Хайруллиным посадили незаконно, но к ответственности никого из судей за это привлекать не стали, потому что закон служители Фемиды не нарушили.
ОЦЕНЩИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕЙСКИХ МАНТИЯХ
Вот ведь как получается: полицейские и прокуроры, стряпая уголовное дело, еще дешево отделались дисциплинарными взысканиями, а судьи просто "оценивали доказательства". Да при желании под такую нехитрую формулировку, оправдывающую любой несправедливый приговор, можно подвести любое дело!
Однако, как стало известно из неофициальных источников, после оправдания Накпаева и Хайруллина в Судебное жюри Верховного суда, в чью компетенцию, в частности, входит рассмотрение дисциплинарных дел в отношении судей, было внесено представление. Осенью прошлого года это жюри должно было рассмотреть качество отправления правосудия со стороны Айгуль Калимукашевой (судья первой инстанции), Тяте Уалиевой (вторая инстанция) и кассационной "тройки" во главе с председателем областного суда Мухтаром Смагуловым. Но по каким-то причинам заседание Судебного жюри не состоялось.
По этому поводу редакция "ОКО" направила на имя председателя Верховного суда РК Бектаса Бекназарова запрос, на который пока получили устный ответ, что, оказывается, "по данному делу ведется проверка". По какому делу, в отношении кого идет проверка и кем инициирована - нет ответа.
Что уж тут говорить, хромает у нас иной раз "качество отправления правосудия", о котором любит говорить главный судья Казахстана Бектас Бекназаров, в прошлом председатель суда Атырауской области. Невиновных людей отправляют за решетку, но зато явных преступников оправдывают. Буквально на днях, 30 января, Генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев на совещании правоохранительных органов в Астане сообщил Президенту Нурсултану Назарбаеву о таких фактах.
- Суды необоснованно оправдывают преступников. За три года по протестам приговоров отменены оправдательные приговоры в отношении 71 лица, - отметил он, и в качестве примера привел оправдание в Астане некоего Батабаева, обвиняемого в убийстве, который вскоре оказался в составе экстремистской группы, совершившей массовое убийство в Иле-Алатауском национальном парке.
А теперь, внимание!
- Никто из судей за это не понес никакой ответственности, - подчеркнул Генпрокурор.
Наверное, и эти судьи тоже "оценивали доказательства"...
«Я УЕДУ ЖИТЬ В ЛОНДОН»
Теперь Бергей Рыскалиев, о судьбе которого с момента его отставки ни слуху ни духу, присоединился к числу беглецов, скрывающихся от следствия. 23 января ему предъявили обвинения в хищении бюджетных средств и злоупотреблении должностными полномочиями, а на следующий день суд выдал санкцию на его арест. Но поскольку г-на Рыскалиева, как и его брата, давно след простыл, то его объявили в розыск. Полгода понадобилось следственно-оперативной группе на сбор доказательств о причастности Б. Рыскалиева к преступлениям.
За все это время его имя ни разу не упоминалось ни в одном официальном сообщении о ходе расследования клубка коррупционных дел. Ни разу открыто не задавалась вопросом о возможной роли в повальном казнокрадстве Бергея Рыскалиева и официальная Астана. Согласитесь, было бы наивно полагать, что человек, шесть лет стоявший у руля нефтяного региона, ни сном ни духом не ведал о том, что творится у него под носом. Не могли об этом не знать и все руководители силовых и надзорных ведомств Атырауской области, которых без лишних разговоров быстро сместили со своих постов практически сразу после отставки акима и возбуждения первых уголовных дел.
Это, в свою очередь, породило слухи, что главные фигуранты дел благодаря заступничеству своих столичных "патронов" благополучно откупились баснословными суммами, и на время "залегли", ожидая, пока не утихнет весь этот нешуточный переполох. В "нефтяной столице" по этому поводу якобы даже состоялся небольшой той за закрытыми дверями с участием приближенных экс-акиму, празднующих хорошие новости о том, что "недоразумение" с воровством бюджетных денег удалось благополучно "развести" и массовые "репрессии" скоро прекратятся. "Правда, некоторых товарищей по партии все же придется отдать на растерзание, - сетовали участники застолья. - Слишком уж большую огласку получила эта история. Проклятые журналисты!"
"Я уеду жить в Лондон", - строчка из этой ничем не примечательной попсовой песенки стала в Атырау очень популярной. И пусть слухи о том, что братья Рыскалиевы спокойно попивают кофе на берегу туманного Альбиона, глядя из-за бугра на суматоху вокруг их персон, быть может, останутся досужим вымыслом, обывательское мнение сильно, что братьям дали достаточно времени, чтобы скрыться. Навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий