вторник, 5 февраля 2013 г.

В ответ на статью С.Дониерова: Гидроманипуляции. Водные ресурсы, как рычаг давления в Центральной Азии.




            "Вода - это жизнь" - это безусловно поэтическое и справедливое выражение, в то же время звучит очень патетично в устах узбекского автора С.Дониерова, когда мы обсуждаем комплексные и порой острые вопросы использования водных и энергетических ресурсов.


Это высокое по своей сути обозначение значения воды как раз-таки охватывает все способы использования воды и эти способы не только ограничиваются выращиванием сельхозкультур промышленного назначения на порядка 4 млн. гектар орошаемых земель, которые являются основной экспортной статьей Узбекистана. Поэтому здесь автор, мягко сказать, лукавит, приводя доводы о том, что использование режима стока рек в гидроэнергетическом режиме приведет к изменению гидрохимического режима и минерализации речной воды.

Главной причиной высыхания Аральского моря - этой масштабной экологической катастрофы 20-века стало бездумное использование воды для промышленного производства хлопчатника. Попросту говоря вода просто не дошла до Арала. И наши узбекские аграрии продолжают обмелять Арал до сегодняшнего дня и это достоверный факт. Такое потребительское отношение к воде в Узбекистане нарушило хрупкие экологические системы всего региона Центральной Азии. Это стало одной из причин сокращения площади ледников в Кыргызстане на одну треть за относительно короткий временной промежуток.

Генеральный секретарь Пан Ги Мун назвал наши горы водонапорными башнями мира. Поэтому, если мы - люди живущие в Центральной Азии хотим сберечь воду для жизни, то в первую очередь, должны подумать о рациональном ее использовании. Пока этого не происходит. Эпизодические проекты в Узбекистане по внедрению менее влагоёмких сельскохозяйственных культур на деньги международных доноров не изменят ситуацию к лучшему. Необходимо кардинально менять потребительское отношение к воде как доступному всегда и в любое время ресурсу. Эгоистическое использование воды в махалях и населенных пунктах только для собственных нужд, строительство огромных водохранилищ без согласования с соседними странами, бесконтрольный отбор воды по указке хакима, прокурора и других влиятельных особ местного уровня заканчивается тем, что поливная вода не доходит даже до казахских фермеров ниже по течению реки. Такое безобразие на местах приводит к межгосударственным противоречиям и конфликтным ситуациям. Вот об этом стоит серьезно задуматься автору. Не бывает святых, истина не может быть только на твоей стороне. Ещё раз подчеркнем - нужно менять в корне отношение людей к воде. Как это сделать? Любой человек бережно относится к хлебу, одежде и другим вещам, на которые он потратил свои силы и труд. Чтобы узбекский фермер бережно относился к воде, он тоже должен потратить свой труд и деньги на покупку необходимого для его земельного надела объема поливной воды. Тогда никакой хаким не сможет приказать водохозяйственной организации свернуть воду с канала на его участок. Со временем придёт понимание того, что вода - это ограниченный ресурс и соответственно имеет экономическое измерение.
            Следует особо подчеркнуть, что Кыргызстан ни разу не нарушил своих обязательств по поставкам воды странам низовья за все годы независимости. Кыргызстан продолжает самостоятельно нести крупные финансовые расходы по поддержанию в рабочем состоянии ирригационных сооружений на реке Нарын, призванных накоплять воду для стран низовья. Тогда как еще с советских времен сложился региональный обычай, что страны низовья компенсировали расходы и услуги по накоплению и поставкам воды. Сейчас Узбекистан уклоняется от этого справедливого принципа, прикрываясь водными конвенциями. Узбекистан пытается манипулировать международным правом в своих интересах и хочет соорудить дубинку из этих конвенций, чтобы диктовать свои интересы соседям. Поэтому, необходимо задаться вопросом, кто же истинный гидроманипулятор в регионе Центральной Азии?
            В этой связи необходимо внести ясность. Под принципами международного права Узбекистан подразумевает положения водных конвенций Европейской Экономической Комиссии ООН от 1992 года (т.н. Хельсинкская конвенция) и Нью-Йоркской конвенции. Так вот читателям будет интересно узнать, что Хельскинская конвенция ЕЭК ООН разрабатывалась для регулирования вопросов судоходства и окружающей среды в Европе. Поэтому навязывать эту европейскую конвенцию для применения в других регионах мира, по крайней мере, не логично. Не зря целый ряд государств мира не присоединились к этой конвенции. Нью- Йоркская конвенция вообще не вступила в силу, так как не набрала достаточного числа голосов государств-членов ООН. Что означает "неприсоединение к конвенции" и "не вступила в силу" согласно нормам международного права? Это попросту означает, что Кыргызстан не являясь стороной данных конвенций, не признает их положений и не обязан их соблюдать.

Кыргызстан соблюдает те принципы международного права, которые признает. А вот Узбекистан, являясь страной, присоединившейся к этим конвенциям должен соблюдать их нормы, в частности должен следовать принципу справедливого и разумного использования водных ресурсов, согласовывать с заинтересованными странами все вопросы строительства гидросооружений и бесчисленного множества водохранилищ на своей территории, которые задерживают воду и не пропускают её дальше в Казахстан и Аральское море. Как догадались читатели Узбекистан этого не делает.
            Вначале уже упоминалось о проблеме Аральского моря. С этой целью создавалась организация Международный фонд спасения Арала (МФСА). Но как показала практика, для спасения самого Аральского моря этим Фондом мало, что было сделано.

Следует отметить, что Казахстан своими усилиями сделал очень много для восстановления своей части этого моря. А узбекские экологи признали свою часть моря безвозвратно утерянной. Достойно сожаления. Тем временем, МФСА со своей громоздкой структурой ушёл от своих первоначальных благородных целей и превратился в механизм проедания денег международных доноров. В этой связи главы государств- членов МФСА в 2009 году в Алматы приняли историческое решение о реформировании данной организации, чтобы она отвечала требованиям времени и стандартам международной организации. Потенциал этой органиазции может быть огромным, если решения глав государств от 2009 года будут претворены в жизнь.
Председательство в МФСА переходит в этом году к Узбекистану и эта ответственная роль может привнести много положительного. Во всяком случае, будем надеяться.
Что касается развития гидроэнергетических проектов, то, как известно, энергетики Кыргызстана неоднократно в прессе сообщали об открытости своей позиции и приглашали все заинтересованные стороны к рабочим обсуждениям проекта Камбар-Ата-1. К сожалению, узбекские энергетики не приняли приглашение наших энергетиков.
            А если говорить о позиции мирового сообщества по водным вопросам регионе, то мнение одного или двух экспертов ЕЭК ООН - это еще не мнение всех людей мира. Уместно вспомнить, что Генеральный секретарь ООН в прошлом году выступил с инициативой "Устойчивая энергетика для всех", а нынешний год объявлен "Годом водного сотрудничества". Так давайте сотрудничать.

Р.Токтоходжаев




Комментариев нет:

Отправить комментарий