среда, 6 марта 2013 г.

Анатомия криминального режима или почему рано забывать Бакиевых


Человеческая память интересна тем, что старается закрепить все позитивное и напротив, побыстрее освободиться от негатива.
Однако до сих пор пробирает дрожь, когда вспоминается о том, что было со страной и с нами всего три-четыре года назад. Историкам и экспертам от политики придется еще долго изучать причины установления в Кыргызстане семейно-кланового режима Акаевых и его перерождения в еще более жесткую форму с криминальным оттенком в исполнении клана Бакиевых.
Спустя три года, после свержения второго президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, можно констатировать, что все внутриполитические действия, которые предпринимала его команда, делалось с одной лишь целью зацементировать его власть. Главная определяющая сила того периода в Кыргызстане был криминалитет. В провозглашённом некогда «островке демократии» за считанные годы не осталось и намека на демократию. Все аналитики и эксперты характеризовали тогда нашу страну как криминальное государство. И главная роль в этом принадлежала брату президента Жанышу Бакиеву, который справлялся с этой задачей блестяще. Ряд громких политических убийств, потрясал Кыргызстан на протяжении всех пяти лет правления Бакиева. За время его правления убили более десятка депутатов, общественных деятелей и журналистов. Политические оппоненты пребывали в страхе и ожидании, что завтра рука киллера будет направлена на него.

СМИ того периода забыли что такое свобода слова. Народ жил слухами, в то время, как только официальные газеты и телеканалы могли публиковать исключительно позитивные материалы о происходящем в стране. Независимые газеты закрывались одна за другой. Особо ретивых журналистов либо убивали (Алишер Саипов, Геннадий Павлюк), либо избивали до полусмерти (Сыргак Абдылдаев, Улукбек Бабакулов, Турат Бектенов), либо угрозами вынуждали покинуть страну (Бермет Букашева, Чолпон Орозобекова, и другие).

В то время как власть, особенно правоохранительные органы, плотно срослись с преступной властью, расцветал наркотрафик. Международные эксперты отмечают, что с закрытием по указу президента Бакиева в 2008 году Агентства по контролю наркотиков, оборот героина возрос в разы.

Сыновья Бакиева также не отставали. Если старший Марат Бакиев контролировал все поступления налогов по «серым» схемам от товарооборота, а это до сотни тысяч долларов в день, младший нацелился унаследовать пост президента от отца, возглавив специально под него созданное ЦАРИИ. Он также привёл в страну международных аферистов и пытался распродать стратегические объекты несчастного Кыргызстана по бросовым ценам.

Предлагаем сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить наиболее «яркие» моменты правления второго президента Кыргызстана Курманбека Салиевича Бакиева.

«Нет человека, нет проблемы»

Именно это правило было наиболее приемлемым для прежней власти. «Кровавый конвейер» начал свою работу сразу же после захвата власти в Джалал-Абаде в марте 2005 года. Тогда был захвачен филиал Нацбанка, и похищены деньги. На эти деньги, по мнению некоторых аналитиков, а также на финансы криминального авторитета Баямана Эркинабаева, братья Бакиевы и их сторонники и совершили «тюльпановую» революцию.

Итак, 10 апреля 2005 года был убит в собственном доме известный каскадёр Усен Кудайбергенов. Накануне убийства он принимал активное участие в митинге против самозахватчиков земли в окрестностях Бишкека. Инициативу с самозахватом спустя много лет упорно приписывают Усену Сыдыкову.

10 июня 2005 года в 15.00 в центре Бишкека застрелен депутат и предприниматель Жыргалбек Сурабалдиев, которого в народе окрестили «белокепочником» за то, что он пытался накануне мартовской революции противостоять митингующим.

21 сентября 2005 года убит депутат парламента Баяман Эркинбаев. Тогда депутаты, обсуждая смерть своего коллеги признали, что его убийство результат политики передела собственности, которая проводится новым руководством страны. Как заявляли некоторые парламентарии, Баямана погубил «кровавый Карасуйский рынок, который стал причиной убийства трех человек: Абдуалима Жунусова - оппонента Баямана Эркинбаева по рынку, его телохранителя Санжара и самого Баямана Эркинбаева».

20 октябрь 2005 года убит депутат Тынычбек Акматбаев, во время инспекции депутатской комиссией исправительной колонии в селе Молдовановка. С ним в ИК-31 были убиты его помощники и И.Полотов, начальник Главного управления исполнения наказаний (ГУИН).

8 января 2006 года убит призёр Олимпийских игр по греко-римской борьбе Раатбек Санатбаев, который претендовал на тот момент на пост президента НОК.

10 мая 2006 года близ Бишкека был убит самый влиятельный в республике криминальный «авторитет» Рыспек Акматбаев, сумевший в течение полугода пройти путь от подсудимого по делу о тройном убийстве до победителя на парламентских выборах страны. Он также вынудил выйти тогдашнего президента страны Курманбека Бакиева к нему на площадь во время митинга криминалитета. В своём интервью за 4 дня до смерти он признался, что это он « посадил Бакиева на кресло президента, и если надо будет, он его оттуда свергнет».

3 октября 2008 года пропал без вести депутат СДПК Руслан Шаботоев. Его тело было найдено спустя год в одном из горных массивов близ Бишкека. Шаботоева убрали, по мнению знающих людей, из-за того, что он обладал компрметирующей информацией против преступного режима.

В ночь с 12 на 13 марта 2009 года убиты экс-руководитель администрации президента Медет Садыркулов, экс-директор НИСИ Сергей Слепченко и водитель. После недавно прозвучавшего приговора, можно смело констатировать, что данное убийство организовал и совершил брат экс-президента Жаныш Бакиев. За что и получил пожизненный срок. Сам Курманбек Бакиев по данному факту приговорён к 24 годам лишения свободы. Заочно.

14 апреля 2009 года одним выстрелом в затылок возле подъезда своего дома застрелен депутат Санжарбек Кадыралиев. Тогда общественность уже подозревала о влиянии криминалитета на нашу политику.

Из хронологии убийств видно, что сначала Бакиевы устраняли неугодных, тех кто активно противился их приходу к власти. Далее начали убивать за сферы влияния, в том числе и за наркотрафик. В последующем на «конвейер смерти» попали те, кто владел какой-либо компрометирующей их клан информацией. Пожалуй, к их числу можно отнести покушение на Сыргака Абдылдаева в марте 2009 года и убийство журналиста Геннадия Павлюка в декабре 2009 года. Ну и апофеозом стала расправа над Медетом Садыркуловым. Здесь сплелись и вопрос вывода американской базы, и наличие компромата, и его оппозиционная деятельность. По материалам суда яствует, что Садыркулова перед смерть лично пытал, а потом задушил Жаныш Бакиев, который занимал на тот момент должность председателя СГО.

«Криминал в Кыргызстане фактически диктует законы жизни обществу. Это значит, что криминал плотно вошел в политику. После мартовских событий 2005 года идет сплошная череда убийств, расправ с политиками. Идет деформация политики и общества и всех этих отношений, которые выражаются в таких убийствах», - говорил в апреле 2009 года политолог Нур Омаров, после убийства четвёртого по счёту депутата кыргызского парламента Санжарбека Кадыралиева.

Смерть за свободу слова

В стране в тот период творилось чёрт знает, что. Но писать об этом осмеливались единицы. За что расплачивались здоровьем и жизнью. Всего в период правления Бакиева была зафиксировано 60 случаев нападения на журналистов.

С 2006 года ряд журналистов были вынуждены просить убежище за пределами страны из-за опасения за свою безопасность: Турат Бектенов, Кайрат Биримкулов, Чолпон Орозобекова, Жениш Эдигеев, Хабира Мажиева, Бермет Букашева, Сыргак Абдалдаев.

В те годы профессия журналиста в Кыргызстане стала относиться к разряду опасных. За занятие журналистикой возбуждали уголовные дела, разоряли редакции по решению суда, присуждая огромные штрафы, но не это было самое страшное. Журналистов убивали, чтобы заставить больше никогда не говорить правду, как это произошло с Сыргаком Абдылдаевым.

Журналист Сыргак Абдылдаев публиковался в газетах «Общественный рейтинг», «Лица», «Репортер». Все редакторы отмечали сдержанность в его статьях, что особенно не вписывалось в то, что с ним сделали. В одной из своих статей Сыргак поставил диагноз нашей стране: «Пациент тяжело и безнадежно болен и находится в бессознательном состоянии».

Вкратце напомним, накануне нападения журналист заметил, что за ним ведется слежка. 3 марта 2009 года ему позвонил некий незнакомец и предложил встретиться в людном месте, в центре города, около 19.00 вечера, чтобы передать дополнительные материалы по авиабазе «Манас». Тогда Бакиев пообещал официальному Кремлю, что выведет американскую базу из Кыргызстана, за что власти России обещали профинансировать проект «Камбаратинская ГЭС». Когда Сыргак пришел в указанное место, незнакомцы начали наносить удары камнем по всем частям тела.

Вот как он сам описывает избиение: «Мне делали так называемую растяжку, голову к земле, а руки тянули вверх. Кости ломают так, как мне ломали, только на зоне, и ножом кололи в одни и те же места. Я слышал чей-то голос, который командовал: «Бей сюда! Бей в мослы!» Может они рассчитывали, что я там, в луже крови умру. Перед ними стояла задача - совершить акцию устрашения. Я бы назвал это политическим садизмом. Они передавали привет всем вам: журналистам, полит обозревателям, политологам, политикам. Думаю, меня выбрали как показательный образец».

Когда Сыргак Абдылдаев лежал с 21 ножевым в больнице, милиция возбудила уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

Тогда министр Молдомуса Конгантиев так прокомментировал расследование данного дела: «Нападение на Сыргака Абдылдаева, по нашим выводам, связано с криминалом и не имеет политической подоплеки». Милиция тогда склонядась к тому, что нападение на журналиста связано с одной из его статей, не посвященной политике.

Вместе с тем, главный милиционер страны подчеркнул, что главной причиной нападений на журналистов является не месть за профессиональную деятельность, а бытовые причины.

Будучи политбеженцем, Сыргак Абдылдаев неоднократно заявлял, что попытка его убийства была связана с информацией, которой обладал Медет Садыркулов, и которую планировал публиковать на новом информационном сайте. Из-за этого так и не открытого сайта погиб и Геннадий Павлюк спустя десять месяцев.

После нападения на Абдылдаева закрылась последняя оппозиционная газета «Лица», выходившая на русском языке. Главный редактор Бермет Букашева получала угрозы по телефону и из страха за свою жизнь, и жизнь малолетнего сына покинула страну. Тогда же в марте 2009 года был жестоко избит и главный редактор «МК-Азия» Улукбек Бабакулов. Незадолго до этого Букашева договорилась, что он возглавит выпуск газеты «Лица». Букашева уверена, что их телефонный разговор прослушивался. Бабакулов тогда попал в больницу с диагнозом - закрытая черепно-мозговая травма тяжелой степени.

«Избивавших было три человека, причем сразу почувствовалось, что они были спортсменами. Хватка и метод битья были спортсменская. Они пинали именно в лицо и по глазам. Когда душили, я почувствовал, сильную спортивную хватку. А мотивы нападения - есть некоторые силы, которым выгодно нейтрализовать меня, после некоторых острых политических материалов»,- говорил тогда журналистам Бабакулов.

Какие тайны хотели скрыть Бакиевы?

Спустя три года многие тайны семьи Бакиевых стали известны населению благодаря Wikileaks. Но несколько лет назад за информацию об этом они готовы были истреблять. Например, Бакиевы очень не хотели, чтобы кыргызстанцы знали какой торг шёл между ними и властями США за то, чтобы оставить американскую базу, несмотря на то, что сам президент пообещал Кремлю авиабазу вывести. Согласно материалам Wikileaks Бакиева убедил оставить авиабазу США сын Максим, заручившись обещанием США поддержать материально организованное под него ЦАРИИ.

Бакиевы в тот период не хотели афишировать, как они за копейки выкупали государственные стратегические объекты «Северэлектро», «Кыргызтелеком» и перепродавали через подставные фирмы за большую сумму. То есть действовали как обычные барыги.

Им не хотелось, чтобы население знало о подробностях финансовых преступлений Евгения Гуревича, который консультировал Максима Бакиева. Его MGN Group, получила лицензии на управление инвестиционными фондами, доверительное управление ценными бумагами, брокерскую и дилерскую деятельность, инвестиционное консультирование Кыргызстана. MGN выиграла тендер Фонда развития республики на управление активами в качестве финансового консультанта. По некоторым данным, именно под управление Гуревича правительство Курманбека Бакиева передало 300 млн. долларов российского кредита. А на самом деле он был связан с итальянской мафией, и кыргызские власти пытались блокировать интернет, чтобы скрыть информацию от кыргызстанцев об этом.

Бакиевы не хотели, чтобы народ знал и говорил обо всех политических убийствах и связывал их с правящим режимом.

Но информация просачивалась. И люди прекрасно владели ситуацией, и даже знали о планах Бакиевых привести к власти Максима.

СМИ того периода курировал Секретариат, который возглавляла Оксана Малеванная. Работала она довольно жёстко, отсекала любых неугодных журналистов от доступа к информации. Ряд зарубежных СМИ несколько месяцев не могли добиться аккредитации на участие в официальных мероприятиях. Да и пресс-конференциями тогда президент нас не баловал. Единственная пресс-конференция за всю историю бакиевского правления, была проведена 16 февраля 2009 года, на которой было запрещено ряду СМИ задавать вопросы. Бакиев тогда отвечал на заранее подготовленные вопросы. Их собирал Секретариат за две недели, чтобы подготовить ответы президенту и исключить неудобные вопросы.

Власть тогда сокращала территорию трансляции радио «Азаттык», глушила интернет, закрывала газеты.

Чего Бакиевы хотят?

Даже спустя три года, страшно вспоминать тот период жизни нашей страны. А сегодня, можно констатировать - свобода слова является одним из главных достижений, критика льётся как из рога изобилия со всех СМИ и интернет-сайтов, и это является настоящей демократией. Во всяком случае, все нелицеприятные делишки власть имущих, становятся достоянием общественности в считанные часы.

Но есть одно обстоятельство, которое в некоторой степени отравляет свободу слова. Проплаченные Бакиевыми газеты и интернет-сайты вот уже около года ведут политику оголтелого очернения революции 7 апреля 2010 года. Смешивают героев, простых парней, погибших от рук защитников Бакиевых, с мародёрами, которые пришли в столицу ночью того дня и грабили магазины. Нельзя отрицать, что нет фактов подобных явлений, тем более, если учесть, что сами некоторые лидеры Временного правительства злоупотребляли, мягко говоря, своим положением. Но оскорблять память павших за правое дело, недопустимо. Это не вписывается в мораль ни одной религии, это не вписывается ни в одну цивилизацию. Зато прекрасно вписывается в мораль Бакиевых, которые жаждут реванша.

Политолог Табылды Акеров уверен, что сегодня Бакиевы пойдут на всё, чтобы дестабилизировать ситуацию в Кыргызстане.

«Приговор по убийству Медета Садыркулова полностью доказал связь Бакиевых с преступным миром, об их сотрудничестве, а также то, что они сами настоящие преступники, убийцы. Теперь они пойдут на всё, чтобы расшатать ситуацию в Кыргызстане от финансирования митингов, политических акций, до проплаченных статей, дискредитирующих само 7 апреля 2010 года в подконтрольных СМИ. У них девиз один: «Гори всё синим пламенем!» Они обещали утопить страну в крови, и они вновь попытаются это сделать»,- считает политолог Акеров.

Анара Юсупова

Комментариев нет:

Отправить комментарий