Другой вопрос – что замыслил Карим Масимов?
Панику о смертельной болезни президента Назарбаева, оказывается, устроили представители посольства в РК одной из уважаемых стран. Что это было – шутка или политтехнологичный ход с целью разведки, проверки, давления или еще чего-то, что могло «раскрыть карты» казахстанских властей – вопрос для спецслужб РК. На самом деле Назарбаеву в Израиле сделали «банальную» операцию по удалению грыжи в позвоночнике. Что далеко не является смертельным диагнозом.
С другой стороны, думается, паника в окружении Акорды в связи со слухом о скорой смерти елбасы сыграла на руку другому лагерю во власти – главы Администрации президента Карима Масимова и его «неразлейвода» - госсекретаря Марата Тажина. Эта двойка нынче занялась генеральной уборкой в Акорде и на всех ключевых постах в Астане, пытаясь построить новую конфигурацию власти по всей вертикали – начиная с Акорды и заканчивая региональными акимами. А чтобы никто не мешал, допуск к телу 01-го плотно закрыт соответствующими административными методами. Елбасы, скорее всего, даже не ведает, какие «приговоры» сегодня пишутся в кабинете №2 в Акорде для целого ряда чиновников, с такими усилиями за многие годы пробивших себе (через взятки, должностные злоупотребления и прочее) путь на олимп и лелеющих долгосрочные перспективы на нем для себя и своих детей. Например, напряжение вокруг персоны акима Астаны Имангали Тасмагамбетова в связи с финансовыми проверками его семейного бизнеса или же очень техничные «подставы» премьер-министра Серика Ахметова не своими руками – это превентивные меры по гашению чрезмерных амбиций одного и попытка завладеть кабинетом министра путем замены его главы.
Плотная изоляция президента от реальной ситуации во власти, да и в стране и мире – опасная тенденция в РК, не раз приводившая к тяжелым катаклизмам типа разгула зятя Рахата или расстрела людей в Жанаозене. Нынче же тема начала конца правления Назарбаева (что является фактом бесспорным) выпала на фактическое управление государевыми делами Каримом Масимовым – человека далеко не без амбиций и хорошо обученного стратега, особенно во внешнеполитической сфере. Поэтому появляются справедливые вопросы: не занимается ли нынешняя администрация президента подготовкой постназарбаевского периода и кто конкретно явится перед очами народа в качестве преемника верховной власти – это первое, а второе – какие геополитические приоритеты закладываются господином Масимовым, который, как известно, до сих пор слыл и «китаеведом», и «кремлевским кадром».
Кстати, здесь уместно будет привести реальный эпизод двухлетней давности. Когда г-н Путин повторно стал президентом РФ, Кремль посетила казахстанская делегацию во главе с Назарбаевым, которого сопровождал тогдашний премьер Масимов. После приятных любезностей в узком кругу Владимир Путин справился о здоровье и делах у Нурсултана Абишевича, который по-свойски немножко пожаловался на возраст – мол, это вам, молодым, дорога. Тогда, говорят, российский президент также по-свойски вдруг выпалил: «Нурсултан Абишевич, а что вам беспокоиться, вот же сидит готовый преемник!» - и показал рукой на Карима Масимова. Случилась неловкая пауза, после которой Путин попросил всех выйти, чтобы поговорить с Нуреке наедине.
Разумеется, этот эпизод еще ни о чем не говорит, однако подобные вольности между главами государств случайными не бывают. В данном случае – это разновидность подачи кремлевского мнения о будущем лидере РК. А почему бы и нет, ведь Казахстану с его «малыми формами» придется по-соседски советоваться с ближайшими партнерами – Россией и Китаем, а тут такое счастливое совпадение получается, ведь Карим Кажимканович, как мы помним, и «китаевед» тебе, и «кремлевский» кадр по прохождению квалификации в российских спецслужбах.
Гульжан Ергалиева
Комментариев нет:
Отправить комментарий