среда, 24 апреля 2013 г.

Такие времена, или Про «крота» в оппозиции


Недавно появилась очередная порция компромата от TambovSaratov.
На этот раз это записи телефонных разговоров, из которых явствует, что лидер одной из оппозиционных партий в Казахстане получал деньги из администрации президента и вообще является проектом Акорды.
Понятно, что с нравственной стороны отношение к «прослушкам» от TambovSaratov не самое благодушное. Подслушивать и подглядывать в замочную скважину — по-любому нехорошо. Однако сама по себе информация от TambovSaratov давно уже ни у кого сомнений не вызывает. А потому каждая очередная «прослушка» воспринимается под девизом: «Грязно по методам, но верить можно».

Тишина выдает с потрохами!

Сразу скажем, что большой неожиданности данная «прослушка» не вызвала. Такой поворот не исключался с самого первого дня, когда этот политик с высокой государственной должности ушел в оппозицию. В обществе мысль о том, что он «засланный казачок», присутствовала изначально, периодически актуализируясь в общественном мнении. При этом нельзя исключать, что, уходя из власти, хлопнул дверью он вполне искренне. Но затем, видимо, что-то поменялось, с ним, что называется, «поработали», объяснили, чем ему это грозит, и он, похоже, согласился на сотрудничество, о котором и поведали нам «прослушки».

Есть косвенный момент, подтверждающий то, что указанные «прослушки» достоверны, — это реакция прессы. Практически никто, кроме «Республики», никак не отреагировал на этот сенсационный компромат. Это достаточно странно! Вряд ли это можно объяснить фразой, сказанной мне одним журналистом: «Какая же это сенсация, это было давно известно».

По-любому ресурсы, традиционно занимающиеся «мочением» оппозиции, такое не пропускают. Для них этот слив — подарок судьбы, и уж они-то должны были на этом потоптаться. Отнюдь! Полный игнор. Похоже, руководству этого проекта Акорды невыгоден ажиотаж вокруг провала их агента. Решили вопрос замолчать. Соответственно, пришла установка не трогать этот «гондурас». И, как ни чесались руки у падких на сенсации, пришлось им наступить на горло этой антиоппозиционной песне. В итоге — тишина! Вот она-то и выдает с потрохами.

В этой связи позволю себе несколько соображений. Первое — абсолютно неправомерно оппозиционера, оказавшегося сексотом Акорды, ругать и обвинять в предательстве, как это делали некоторые комментаторы под информацией на «Республике». Если все это правда, то он как главный исполнитель проекта, будучи внедренным (или завербованным) к политическим оппонентам, добросовестно выполнял порученное задание. Агент должен оцениваться по тому, что им сделано в рамках поставленной задачи. А задача, видимо, стояла конкретная: ослабление, дезориентация, дискредитация казахстанской оппозиции.

Понятно, оценить его конкретное участие в дезинтеграции и ослаблении оппозиции сегодня очень трудно. Но то, что оппозиция в глубоком организационно-идеологическом кризисе — это очевидно. Видимо, в этом есть и его заслуга, не зря же он там 8 лет «работал». Хотя было бы несправедливо объяснять все это происками Акорды. За последние годы оппозиция сделала много из того, чего ей делать не стоило, как, впрочем, и не сделала много такого, что ей стоило делать. В этой ситуации отделить мух от котлет очень сложно. Да и отделять-то уже, по большому счету, нет необходимости. И мухи уже не те, и котлеты потеряли свою прежнюю аппетитность.

Такая удобная оппозиция

Тем не менее, при всей возможности дезориентации и дискредитации оппозиции сексот Акорды вряд ли преуспел на этом поприще. Куда более осязаемый результат его присутствия в лагере оппозиции — это создание нового типа оппозиции, не противостоящей Назарбаеву, а его обслуживающей. Это особый тип оппозиции — системная, когда борьба ведется не с политической системой, а с отдельными фигурантами, партиями внутри этой системы. Очень удобный тип оппозиции для Акорды. И оппозиция есть, и бояться ее не надо.

Однако изначально в оппозиции было больше тех, кто предпочитал оппонировать именно Назарбаеву. Отсюда усилия власти были направлены на вытеснение с политического поля всех не желающих играть по правилам системы. Кажегельдин, Нуркадилов, Сарсенбаев, Аблязов, Жакиянов, Тохтасынов, Курманов — этих вытеснили. Касымов, Перуашев, Байменов, Косырев, Мамбеталин, Елеусизов, Туякбай — этих держат в обойме и при возможности выпускают на оппозиционную орбиту. Различия между ними очевидны: первые боролись за власть, принадлежащую Назарбаеву, вторые помогали Назарбаеву удержаться во власти. Первых вытесняли, вторых продвигали или, по крайней мере, не трогали.

Таким образом, шел процесс сужения жизненного пространства для противостоящих Системе, с расширением возможностей для готовых становиться в ряды оппозиции Его величества. В этом плане, похоже, что ОСДП с самого начала была проектом Акорды.

Что касается ошибок самой оппозиции, то самый характерный пример — объединение «Азата» и ОСДП в 2006 году. Наглядный пример оппозиционной недальновидности. С точки зрения политических результатов это, естественно, ничего не дало, но «Азат» на этом потерял вначале значительную часть своих соратников, а затем и юридическую регистрацию.

Уже одно то, как настойчиво оппозиционерам тогда советовал объединяться советник президента г-н Ертысбаев, должно было насторожить. Ан нет! «Азат» все же умудрился залезть в мышеловку. Кого теперь винить — Ертысбаева, Туякбая или своей дури хватило — это уже не важно. Важно, что в результате этой комбинации несистемная оппозиция осталась без политической легитимизации, а Акорда записала в актив себе жирное очко. Позже Абилов попытался исправить ошибку, но было уже поздно: мосты назад, в политическую легитимность, были сожжены.

Следующий важный момент — это то, что рассматриваемый компромат наносит мощнейший удар по оппозиции вообще. Убежден, что в общественном мнении это будет иметь самые печальные последствия для имиджа оппозиции. Вдумайтесь, в каком свете сегодня предстает участие оппозиции в президентских выборах 2005 года! Выходит, это была постановка по сценарию, который был написан в Акорде?

Как должны ощущать себя сотни активистов, которые, рискуя своим личным благополучием, здоровьем, карьерой, самоотверженно вели агитацию за кандидата, согласующего свои действия с властями? Что должны сегодня чувствовать тысячи избирателей, отдавших голоса за лидера оппозиции, которая работала по сценарию Акорды?

Думаю, щекотливость ситуации прекрасно понимается и в оппозиции. Этим объясняется тишина, которую вслед за провластными газетами поймали и некоторые оппозиционные СМИ. Парадоксально, но огласка этих распечаток невыгодна как власти, так и оппозиции — в глазах общества проигрывают и те, и другие. Редчайшая ситуация.

Однако тему «крота», прописавшегося в оппозиции, молчанием не закроешь. Оппозиционеры должны как-то отреагировать на это. Молчать — значит расписаться в своей полной безответственности, в неумении реагировать на вызовы. Не менее важно, как поведут себя остальные политические партнеры ОСДП, пускай и бывшие. Если кто-то думает, что сотрудничество с сексотом Акорды их не касается, глубоко заблуждаются: такие «проколы» общественное мнение не прощает.

Политики, не сумевшие разглядеть в партнере внедренного агента своих политических оппонентов, вознесшие его на вершину оппозиционной иерархии, «плодотворно» сотрудничавшие с ним многие годы, несут полную ответственность за последствия этого «сотрудничества». Если их так долго мог водить за нос сексот из власти, то о каком доверии к ним может идти речь? На все эти вопросы нужны ответы.

Что же касается Акорды, то их можно поздравить с хорошим политическим проектом. Целых 8 лет их агент, находясь в руководящих органах оппозиции, вел скрытую работу, которая, видимо, позволяла не просто контролировать деятельность оппозиции, но и воздействовать на ее поведение, направляя в нужное русло.

Кому выгоден этот курултай?

Отдельная тема — это последняя инициатива ОСДП, проведение Курултая. Известно, что инициатором и организатором этого мероприятия был Жармахан Туякбай. Так и хочется задаться вопросом, откуда столько креативности у одного человека, пусть и бывшего прокурора? Сдается мне, что это глобальное по замыслу мероприятие проводится не без одобрения Акорды.

Казалось бы, зачем власти гражданский форум, где, безусловно, будет много критики в ее адрес? Однако риски минимизируются, если грамотно выстроить тематику Курултая, если изначально обозначить нужные приоритеты и направления обсуждения.

Правильно направленное обсуждение при грамотном модераторстве на выходе способно дать нужные результаты. Это во-первых. Во-вторых, Курултай — это возможность перехватить инициативу у «Азата», стать на несколько месяцев главным ньюсмейкером оппозиционной жизни. С учетом запрограммированного провала идеи с референдумом это позволит потеснить «Азат» на периферию политического поля.

В-третьих, Курултай сможет задать протестной, критически настроенной части общества ложное направление приложения усилий. Скажем, это может быть осуществлено в русле пустопорожнего обсуждения темы «Казахстан после Назарбаева». Данное обсуждение — это вообще тематическая ловушка, в которую кое-кто уже попался, наивно полагая, что постназарбаевское устройство Казахстана — это именно то, что сегодня нужно обсуждать.

Хитрость здесь в том, что Казахстана после Назарбаева нет в природе — это нечто гипотетическое, существующее исключительно в воображении аналитиков. Когда он будет, каким будет и будет ли вообще — этого не может знать никто. Здесь полная свобода фантазии и воображения.

На самом деле есть только один Казахстан — тот, который с Назарбаевым. Другого нет и, учитывая, что Назарбаев не собирается уходить, пока не предвидится. И этот Казахстан — единственная реальность, достойная серьезного критического обсуждения, все остальное — в лучшем случае от непонимания или нежелания иметь неприятности, в худшем — от лукавого.

Лукавство же здесь проистекает от прямой заинтересованности властей в том, чтобы общественный дискурс разворачивался вокруг абстрактного, эфемерного будущего. Мол, не нужно трогать сегодняшние реалии, пускай Назарбаев досидит свой срок, давайте говорить о том, что будет, когда его не станет, так сказать, начнем отсчет с чистого листа. Полная ерунда!

То, каким будет Казахстан после Назарбаева, зависит от того, что делается сегодня. Поэтому реальная политика начинается там, где обсуждается сегодняшний Казахстан, тот, что вокруг нас в данный момент. Понятно, что сами по себе обсуждения — это только начало, нужны конкретные усилия по изменению ситуации. И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой: в стране нет никого, кто бы предпринимал хоть какие-либо усилия по изменению существующей политической парадигмы.

Ни оппозиция, ни НПО, ни группировки во власти. Все залегли и терпеливо ждут, когда ОН уйдет. Все ждут этого, потому что устали от него, но НИКТО даже намеком боится это показать. Этот страх, это ожидание — главные фишки нынешней политической жизни страны. Исключение составляют те, кто оппонирует Назарбаеву вне страны: эти могут говорить прямо, не кивая на постназарбаевский период. Но их мало, и они далеко.

Понятно, что в этой ситуации для Акорды принципиально важно не допустить, чтобы общество обсуждало Казахстан с Назарбаевым. Это для них очень опасно. Режим Назарбаева создал такую кучу проблем, что их честное добросовестное обсуждение в состоянии полностью дискредитировать созданный Назарбаевым политический режим. Это дает основание и повод требовать его замены.

В этой связи есть подозрение, что предстоящий Курултай будет строиться по принципу забалтывания реальных проблем, стоящих перед страной, исключения дискуссий по вопросам смены политического режима, перевода стрелок на отдельные персоналии, на некомпетентность и нерасторопность министерств и ведомств.

В ином формате его, как и азатовский референдум, никто провести не разрешит. Режим трезво оценивает риски и не позволит кому-то открыто ставить вопросы о своей вороватости, некомпетентности и несостоятельности в части обеспечения полноценного развития страны. В этом плане есть основания рассматривать предстоящий Курултай как своеобразную ловушку для простаков. Для всех тех, кто еще думает, что в этой стране можно организовывать подобные публичные мероприятия без санкции хозяев Акорды. Увы! Теперь это либо с разрешения и под руководством доверенных лиц, либо никак. Вот такие времена настали.

Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий