Будучи на дне рождения одной уважаемой апашки, невольно стал свидетелем странного на первый взгляд скандала. Неожиданно для всех собравшихся ее старший внук сделал заявление, что после окончания школы намерен отправиться на учебу не в Англию, Чехию или Китай, а… в Россию.
Его решение было встречено в штыки. Даже несмотря на то что и апашка, и все ее дети ранее получили образование в Москве.
Никто не отрицает, что качество образования в Российской Федерации намного лучше, нежели в Казахстане. К тому же и обучение там не так сильно ударяет по семейному бюджету — вузы отечественного розлива дороже выходят. Тем не менее ехать в Россию, уверена вся семья апашки, далеко не безопасно. Потому что в газетах, по телевидению и в интернете то и дело рассказывают об особой нелюбви русских ко всем, кто не имеет ярко выраженную славянскую внешность, удобряя все это фактурными фотографиями бритоголовых молодых людей под знаменами «Русского марша».
«Триумфальный» скандал
Безусловно, все это в сегодняшней России имеется. Нельзя отрицать очевидное. Другое дело, что озабоченные проблемой «роста русской ксенофобии» средства массовой информации, сообщая об очередном случае «вопиющей несправедливости» по отношению, скажем, к трудовым мигрантам из Центральной Азии, порой рассказывают лишь часть правды.
За примерами далеко ходить не надо. Буквально на днях просторы интернета потрясла новость из Омска, где руководство местного гипермаркета «Триумф» якобы вынесло запрет на вход покупателям с восточным разрезом глаз. Шум поднялся неимоверный. Русских в который раз заклеймили позором, где-то уже традиционно навешав им ярлыки и «шовинисты», и «фашисты», и бог знает еще кто.
Но вот что интересно, никто, подчеркиваю — никто из этих самых СМИ, сообщивших о скандальном случае в Омске, даже не удосужился до конца разобраться в том, что на самом деле там произошло. А надо было. Ведь, когда выясняются подробности «скандала» в «Триумфе», все предстает, мягко говоря, в несколько ином свете.
Тот, кто в последние год-два бывал в Омске, хорошо знает, что новый мегамолл российской торговой сети «Триумф» был построен в центре города рядом с Музыкальным театром. На месте бывшего стадиона «Трудовые резервы», где до возведения гипермаркета размещался крупнейший городской овощной рынок. Торговлю там в основном осуществляли выходцы из Узбекистана.
С появлением «Триумфа» рынку пришлось достаточно сильно ужаться. Однако это не значит, что фуры главным образом с узбекскими и таджикскими номерами исчезли. Они все так же регулярно привозят зеленую продукцию из южных республик бывшего Союза. Соответственно, как и раньше, разгружают фуры мигранты из Центральной Азии. Работу чистой однозначно не назовешь.
Конфликт, как известно, произошел в обеденное время 21 марта, когда на рынке отмечался Навруз. Трое выходцев из Узбекистана решили пойти в гипермаркет за продуктами, но пустили не всех. Как рассказал начальник охраны ТК «Триумф» Владимир Смоль, «к нам в магазин пришли три человека, двое из них были трезвые и опрятной внешности, а третий — в состоянии сильного алкогольного опьянения и в грязной рабочей одежде. Служба контроля двух молодых людей пропустила, а третьему отказали в проходе. Все шаги наших сотрудников зафиксированы системой видеонаблюдения торгового комплекса».
Вполне возможно, Владимир Смоль чего-то не договаривает, как, очевидно, не все рассказывает и другая сторона конфликта. Очень странно, но факт: обиженный на действия охраны «Триумфа» некий Дильшод из Андижана (фамилию его история умалчивает) звонит не в милицию, а почему-то... в Прагу, сотрудникам узбекской редакции радио «Свобода», рассказывая им то ли о своих, то ли о его знакомого злоключениях в Омске.
В свою очередь радиоведущие «Озодлика», недолго думая, немедленно распространяют информацию от Дильшода, тем самым организовывая скандал международного уровня. Цель достигнута? Сомнений нет! Волна негодования по поводу «действий» руководства крупнейшего в Омске гипермаркета «Триумф» поднялась моментально, позволив национал-патриотам из стран бывшего Союза со ссылкой на очередное «доказательство» проявления «русского шовинизма и ксенофобии» оправдывать свою «естественную антироссийскую риторику».
Не разобравшись в произошедшем конфликте, к ним немедленно присоединились вместе с антифашистами и сторонники демократических преобразований. А теперь вопрос: как должны отреагировать на конфликт в «Триумфе» те русские, которые ранее стакивались с «дильшодами» и имеют представление, что на самом деле могло произойти?
Булыжник в огород «русских обычаев»
Вообще обращает на себя внимание тот факт, что ни в самой России, ни тем более в странах Запада до сих пор не появилось какого-либо внятного исследования о причинах возникновения ксенофобии у русских. Есть лишь пространные размышления, суть которых сводится фактически к единственному утверждению, что русские всегда ненавидели другие народы, поскольку считали себя равнее равных.
Рассуждая в этом направлении, от соблазна кинуть свой отнюдь не камень — булыжник в огород «русских обычаев» не удержались даже такие известные на пространстве бывшего Советского Союза деятели, как Владимир Познер и Михаил Жванецкий. Вот только сейчас выясняется, сколь много в свое время они претерпели унижений и оскорблений именно со стороны представителей неофициально государствообразующей нации СССР.
Между тем есть такая упрямая вещь, как статистика количества зафиксированных на территории Российской Федерации смешанных браков. Ведется она еще с 60-х годов прошлого столетия и, надо полагать, является неплохим показателем отношения разных народов друг к другу. Так вот, согласно этим данным, которые были систематизированы известным социологом Леонидом Рыбаковским, если в начале 70-х годов доля межэтнических браков с участием русских составляла в среднем по России 45%, то к середине 80-х эта цифра снизилась до 36,5%.
В последующие же годы эти показатели и вовсе полетели в тартарары. К 2007-му лишь 6,2% русских стали связывать себя узами Гименея с представителями других национальностей. То есть искать корни нынешней ксенофобии по-русски надо в периоде конца 70-х — начала 2000-х годов.
Первым таким событием с негативным характером можно назвать появление в конце 1977 года нескольких постановлений, касающихся развития образования в Советском Союзе. Созданные Советом министров СССР на основе новой Конституции СССР от 7 октября 1977 года, где в отличие от «сталинской Конституции» 1936 года сразу три статьи гарантировали право народов Советского Союза пользоваться родным языком, они, по замыслу их создателей, должны были способствовать становлению и развитию национального пролетариата и интеллигенции в союзных республиках.
Сложно сказать, чего не доглядели разработчики упомянутых выше постановлений, но их реализация стала принимать весьма странные формы. Например, в средних школах союзных республик обязательное с конца 60-х обучение языкам коренных народов для учеников с 1-го по 10 класс неожиданно было переведено на факультативную основу. Если ты не грузин или не киргиз, то можно и не учить язык народа, с которым ты вместе живешь.
Дружбу народов это не укрепило. Хотя бы потому, что проработавшим много лет в школах учителям эстонского, узбекского или казахского языка пришлось срочно искать себе применение в других учебных дисциплинах, а то и вовсе менять профессию. Не обошлось и без эксцессов. Отдельные еще вчера «добрые учителя» высказали немало «приятных» слов ни в чем не повинным детям, которые вдруг узнали, что они имеют не только «неправильную национальность», но еще и являются «колонизаторами».
Не менее спорным можно назвать и решение Совмина о наделении преимуществами представителей так называемых национальных окраин при поступлении в высшие учебные заведения Советского Союза. Данная практика была распространена с конца 70-х годов и до самого распада СССР и вносила серьезный разлад в отношениях между русскими и представителями других народов Союза.
Так, по рассказу ныне живущего в Воронеже Александра К., не только ему лично, но и его родной сестре Светлане непосредственно пришлось столкнуться «с несправедливостью по отношению к русским»:
- Я родился и вырос в узбекском городе Чирчике. Школу окончил с золотой медалью. Поскольку с 5-го класса ходил в кружок авиамоделирования, решил поступать в МАИ (Московский авиационный институт). Приехал в Москву. Это в 1980-м было. На первом же собеседовании при сдаче документов мне проректор прямо заявил, что шансов поступить в институт у меня нет. Никаких. А вот у приехавшего вместе со мной Захира из Ташкента — есть. Оказывается, у него, даже несмотря на то что в аттестате с «пятерками» был напряг, имелось направление от республики. Так и произошло. Он поступил, я — нет, хотя вступительные экзамены не провалил.
По словам Александра, после того, как были вывешены списки, где его фамилии не оказалось, он снова пошел к этому проректору. Тот, ничуть не смущаясь, прямо ему заявил, что поскольку Александр — из Узбекистана, то там и должен учиться. И вообще, страна больше заинтересована в русских рабочих, а не в ИТР, которых и так слишком много появилось. На завод Александр не пошел, но в Ташкентский политехнический институт документы подать успел — между вступительными экзаменами была разница в две недели:
- Смешно, но в Ташкенте меня тоже встретили враждебно. Типа: чего приперся, в зеркало посмотрись?! Не знаю, кем работала тетка из приемной комиссии, но она, как меня увидела, зашипела: «В Россию езжай...»
И все же Александр осуществил свою мечту. Но только через два года. Отслужив в армии, он подал документы в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище, которое окончил практически на отлично. До красного диплома не хватило лишь одной пятерки.
Кстати, если кто полагает, что история Александра является единичным случаем, однозначно ошибается. Нечто подобное может рассказать не одна тысяча русских мужчин и женщин, которые в последнее десятилетие перед развалом Советского Союза пытались получить высшее образование. Достаточно сказать, что мне самому в те годы наряду с грубыми предложениями отправляться «на завод мешки ворочать» пришлось услышать немало нелестных слов в адрес моей «неправильной фамилии»...
Большой исход
Еще одним значимым событием последних трех десятилетий, прямо оказавшим влияние на развитие нетерпимости и ксенофобии у русских, безусловно, являются процессы, произошедшие в республиках бывшего Советского Союза сразу же после его распада. Пришедшие к власти национальные элиты бывших союзных республик практически повсеместно начали выталкивать русских за пределы своих территорий, создав из них на бытовом уровне образ врага-колонизатора, из-за которого на имеющую «многовековую», а то и «тысячелетнюю» историю нацию якобы свалились чуть ли не все беды на свете.
Кое-где это было воспринято как руководство к решительным действиям. И если на западе Украины, в Казахстане и отчасти в Кыргызстане русское население выжимали главным образом административно-экономическими путями (чему наряду с появлением на местах новых руководителей из числа представителей коренных национальностей и пересмотром образовательной политики способствовал и разрыв прежних экономических связей), то в Таджикистане, Туркмении, Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии и в отдельных областях Узбекистана массовый исход русских мирным назвать можно с очень большой натяжкой.
На фоне толерантного безразличия со стороны администрации Бориса Ельцина и вооруженного противостояния элит в этих бывших союзных республиках этнические русские подверглись и массовым грабежам, и изнасилованиям, и даже убийствам. Неудивительно, что в тех условиях многие русские чуть ли не за счастье воспринимали возможность пусть и за бесценок продать свои квартиры, дома и машины. Лишь бы хватило на дорогу до России.
В итоге спешно покинули Туркменистан 53% живших там русских, Азербайджан — 64%, Молдавию — 65%, Армению — 71%, Грузию — 80%, а Таджикистан — и вовсе 82,5%. Всего же в период с 1991-го по 1999 год из 25 миллионов не по своей воле оказавшихся за пределами России этнических русских вернулись на историческую родину почти 8 миллионов. Из них в буквальном смысле с боями «домой» прорвались 1,5 миллиона человек. Но ведь была еще внутренняя миграция русских, главным образом из автономных республик Кавказа.
Вряд ли вся эта огромная армия этнических русских испытывает какой-либо пиетет к тем, кто вчера грабил и избивал их родных и близких, а сегодня, приехав в Россию, порой у них же ищет работу. А если сюда добавить факт резкого обнищания государствообразующего народа РФ на фоне появления мультимиллиардеров отнюдь не славянского происхождения, то вообще вырисовывается картина из серии «приплыли». Неудивительно, что именно русские из бывших республик и составили основной костяк различных организаций «патриотической» направленности.
Диагноз и пути лечения
И все же назвать ксенофобские настроения, ныне широко распространенные в российском обществе, нормальным явлением никак нельзя. Речь, скорее, идет о тяжелой болезни. Болезни, вылечить которую постоянными обвинениями России в якобы проведении ею колонизаторской политики невозможно в принципе. Напротив, подобные шаги лишь усугубляют ход заболевания, доставляя немало неприятных моментов в первую очередь их же согражданам, прибывающим на заработки либо на учебу в Россию.
Всемирная история показывает, что нетерпимость и ненависть к другим народам и культурам лечится только временем и интеграционными процессами, а не усилением конфронтации по принципу «око за око, зуб за зуб». Иных путей пока не придумано. По этой причине, когда уважаемая апашка спросила мое мнение по поводу решения ее взбунтовавшегося внука поехать на учебу в Москву, а не в Лондон, я заметил, что в нынешней ситуации ему все же стоит отказаться от своей идеи.
Нет, слишком уж негативного отношения к казахам в России все еще не наблюдается. Однако учитывая усиливающуюся в последнее время активизацию различных национал-патриотических движений наряду с наметившимися разногласиями между Астаной и Москвой, нельзя дать гарантии, что в ближайшие год-два внук апашки не окажется случайной разменной монетой в этой игре.
Так что пока лучше уж ехать учиться в Пекин или Куала-Лумпур, где ксенофобия у местных жителей по отношению к иностранцам не столь заметна.
Республика
Комментариев нет:
Отправить комментарий