Душанбе пугает мир исламской опасностью
Граждане тех стран, у которых с Таджикистаном существует визовый режим, въехать в страну до 1 мая не смогут – им не дают виз. В таджикском МИДе уверяют, что все дело в «технических причинах». Но эти причины появились после информации о проведении 27 апреля в Душанбе международной конференции, приуроченной к 40-летию оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). На торжества приглашены более 200 иностранных гостей, но больше половины из них на мероприятие не попадут.
По версии МИД Таджикистана, выдача иностранцам виз в упрощенном порядке приостановлена из-за отсутствия связи между консульским отделом в аэропорту Душанбе и Консульским управлением министерства. Ну не могут дипломаты, находящиеся в пределах одного города, связаться друг с другом.
По этой причине в страну не могут попасть граждане 80 государств, причем отнюдь не все из них – потенциальные гости ПИВТ. Среди «отказников» есть люди, которые политикой не интересуются и хотели посетить Таджикистан с туристическими целями. Однако разбираться в таких тонкостях дипломатам, видимо, недосуг. Поэтому развернули всех. Кстати, МИД уверяет, что после 29 апреля «работа системы будет восстановлена», и тогда – добро пожаловать в Таджикистан!
Как сказал «НГ» депутат парламента, лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, выдача виз приостановлена не только в столичном аэропорту, но и в зарубежных посольствах и консульствах республики, где «связь» восстановится лишь 1 мая. Прояснить ситуацию ПИВТ попросила главу дипведомства Хамрахона Зарифи. Но ответа не последовало. Все это Кабири назвал «большим ударом по имиджу Таджикистана, по туристической отрасли, а также по политике открытых дверей». Политик также сообщил, что ПИВТ было отказано в аренде помещения для проведения конференции. И случайным совпадением это вряд ли назовешь. Депутат Кабири называет эти факты «преднамеренными действиями со стороны властей». «Избиение на днях зампредседателя партии Махмадали Хаитова, запугивание членов партии, воспрепятствование мне лично провести в Гиссаре встречу с избирателями и однопартийцами (причем заместитель начальника райотдела милиции пригрозил мне расправой, если я не «уберусь»), мое обращение к генпрокурору, парламенту и министру МВД, оставшиеся безответными... Не слишком ли много совпадений?» – задался парламентарий вопросом. По его словам, власть осуществляет и поощряет противоправные действия в отношении представляемой им партии. «Видимо, почувствовав, что у нас есть что сказать по основным вопросам экономического и социального развития страны в преддверии выборов, а тем более когда правительству сказать избирателю нечего, вот отсюда раздраженность и давление на оппозицию», – сказал Кабири.
По мнению эксперта по Таджикистану Темура Варки, происходящее объясняется опасениями властей тем, что влияние ПИВТ в сельской местности и среди городской молодежи растет. На фоне событий арабской весны эти опасения вполне понятны. И давление власти стало возрастать. Мухиддин Кабири признает, что после нападения на его заместителя партию покинули уже до 100 человек. Всего ПИВТ насчитывает 42 тыс. членов. «Впрочем, у этого «успеха» власти есть и обратная сторона. Лишая легальную, контролируемую исламскую оппозицию возможности действовать открыто и свободно в рамках закона, власти способствуют усилению нелегальных радикальных течений, с которыми ПИВТ борется. Это – организация «Хизб ут-Тахрир» и салафиты, которые все более успешно находят пути к сердцам и душам молодежи. Молодое поколение разочаровано в легальных оппозиционных партиях, считает, что они заигрывают с властью и поэтому не способны противостоять произволу административной машины с ее коррупцией и вседозволенностью», – сказал «НГ» Темур Варки.
Кстати, и сам Мухиддин Кабири утверждает, что ПИВТ занимает «умеренную, центристскую позицию». «Однако власти, видимо, требуется такая оппозиция, которая создавала бы демократический фон и молчаливо соглашалась». По его мнению, власть с подозрением относится не только к ПИВТ, но и к другим оппозиционным организациям – например, к Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП).
Лидер ОСДП Рахматилло Зойиров подтвердил «НГ», что давление на оппозицию усиливается и ее становится меньше. «У нас сейчас остались только две оппозиционные партии – ПИВТ и ОСДПТ. Это официально. Но неофициально оппозиционных сил куда больше. В связи с выборами власти боятся только ПИВТ как наиболее влиятельной партии. У кандидата, которого эта сила поддержит на выборах, весьма неплохие шансы», – утверждает Зойиров. По его словам, если электорат ОСДП не превышает 12%, то ПИВТ может рассчитывать на 50%. И, естественно, «власти опасаются, что ОСДП и ПИВТ могут выставить единого кандидата против представителя правящей Народно-демократической партии (НДПТ)». Кстати, лидер правящей партии – бессменный президент страны Эмомали Рахмон.
Пока неизвестно, кто станет единым оппозиционным кандидатом, более того – не ясно, будет ли он вообще выдвинут. Очевидно другое – выдвигать своего представителя ПИВТ не станет. Ведь кандидата от исламской оппозиции не поддержат ни Россия, ни Узбекистан, ни США и даже Иран. Не исключен вариант, что единым кандидатом может стать вовсе беспартийный. Поэтому власть сделает все, чтобы не допустить создания очень опасного для себя оппозиционного альянса, способного консолидировать более половины избирателей. В любом случае политик убежден в неизбежности «ужасающих фальсификаций» при подсчете голосов, поскольку избирательные комиссии полностью контролируются правящей партией. «В таком варианте не исключено, что в стране возникнет революционная ситуация, почва для государственного переворота», – уверен Зойиров.
По его мнению, это понимают в России, но закрывают глаза, ссылаясь на миф о том, что выбор будет осуществляться между авторитарным Рахмоном и «религиозным фанатизмом». «Этим жупелом власти пугают международное сообщество и оправдывают свои репрессивные действия», – считает лидер ОСДП.
Между тем Кабири утверждает, что руководимая им партия в любом случае остается верна своему принципу «не раскачивать лодку», вести умеренную политику. Но при этом ПИВТ не собирается не замечать промахи и ошибки правительства, покорно смиряться с возрастающим давлением. «Нам бы хотелось, чтобы они откорректировали внешнюю политику с учетом национальных интересов. Мы понимаем, что найти новых друзей очень сложно, друзей легко терять. А у нас не так уж много прочных, проверенных зарубежных партнеров, и нам не стоит их лишаться, особенно в лице тех государств, которые имели общую с нами историю в течение многих десятилетий», – сказал «НГ» Кабири. Оппозиция не склонна разрывать отношения с Россией, напротив, готова их развивать. Такая позиция выбивает из рук властей важный козырь - утверждения, что исламская оппозиция поведет страну по пути изоляции от традиционных партнеров.
Независимая газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий