среда, 1 мая 2013 г.

Конец евразийцев – начало кого?


Британский Отдел по борьбе с мошенничеством начал расследование в отношении ENRC, которое может аукнуться и «Казахмысу»


Примечательно и то, что вслед за ней «на дно» может пойти и второй горнодобывающий гигант – «Казахмыс», испытывающий аналогичные проблемы.


Еще вчера вотчина Александра Машкевича (на фото) и сотоварищи – Евразийская корпорация природных ресурсов (ENRC) – была в зените могущества и славы. Сегодня ее поразила цепь интриг и отставок руководства, нарочитое внимание со стороны британских следователей и засилье скандальных заявлений.

Пока не ясно, как и когда закончится поток инфернальных событий. Зато очевидно, что наша страна наконец-то начала распутывать клубок «серых схем» евразийской группы.

Черная полоса
В 2007 году владельцы ENRC ликовали: первой из горнорудных компаний постсоветского пространства корпорация разместила 20% акций на Лондонской бирже. На этом евразийцы заработали 2,7 млрд долларов, а общая стоимость ENRC на тот момент превысила 13 млрд долларов. С тех пор ее отцы-основатели – Александр Машкевич, Алиджан Ибрагимов и Патох Шодиев – не покидают списки миллиардеров журнала «Форбс». Однако 2013 год, возможно, станет последним, когда эти фамилии, фигурируют на страницах издания, а компания – в биржевых котировках.

Последние несколько месяцев ENRC содрогается под градом негативных событий. В ее истории, словно маркером по белому листу, прошла черная полоса. Несколько месяцев имя корпорации не сходит со страниц мировой прессы. Это пена событий, а их водоворот уходит в 2010 – 2011 годы, когда сразу на двух континентах зарождались нынешние проблемы.

Два года назад независимый неисполнительный директор ENRC Кеннет Олиса покинул компанию. Громко хлопнув дверью, он обвинил акционеров в том, что построенная ими система управления компанией «по-советски закрытая». Cсора между ним и владельцами корпорации возникла из-за африканских активов. В 2010 году ENRC купила лицензию на разведку месторождения Kolwezi в африканском Конго. Ранее рудник принадлежал канадской компании First Quantum Minerals (FQM). В 2009 году местное правительство со скандалом лишило канадцев лицензии, якобы за невыполнение условий контракта. Столь крутой поворот заставил FQM подать иск на новых владельцев в суд Британских Виргинских островов. Процесс привел стороны к заключению соглашения, по которому ENRC за 1 млрд 25 миллионов долларов выкупает все активы FQM в Конго. Однако примерно за месяц до этого Отдел по борьбе с крупными мошенничествами (Serious Fraud Office или SFO) – независимая структура при правительстве Великобритании, заинтересовался сделкой с месторождением Kolwezi. К чему это привело – чуть ниже.

Также интерес британских служб вызвали подозрительные финансовые операции на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении (ССГПО). В 2011 году герметичная оболочка ENRC позволила сохранить подробности этого дела внутри компании. Но два года спустя джин все-таки вырвался на свободу.

Следствие ведут
Правила хорошего тона, предписанные британским правом, требуют от компаний, торгуемых на Лондонской бирже, максимальной прозрачности. Создать эффект открытости на костях иллюзий не получится – любые подозрения должны получить правовую оценку. Поэтому SFO потребовала расследовать сделки по Kolwezi и ССГПО, для чего ENRC наняла независимую американскую юридическую фирму Dechert. Покопавшись в финансовой отчетности, заокеанские юристы обнаружили странные сделки на Сокловско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении. Фирмы, зарегистрированные на сына и брата финансового директора ENRC Зауре Заурбековой, получили ряд контрактов от ENRC на общую сумму 100 млн долларов. При этом подрядчик не имел соответствующих лицензий. К тому же стоимость контракта и объем работ были явно завышены. Практически то же самое было и в «Казахмысе», с той лишь разницей, что акционеры и топ-менеджмент последней немного лучше спрятали свое владение подрядными компаниями.


Подробности расследования в африканском «филиале» ENRC сообщила британская газета The Sunday Times со ссылкой на письмо, направленное Dechert в корпорацию. Эта информация танком проехала по репутации компании. В частности, американские юристы сообщили, что при покупке ENRC рудника в Конго в 2010 году «документы были фальсифицированы, финансовый директор ENRC был введен в заблуждение, а $35 млн были незаконно присвоены». Сделка по приобретению медеплавильного завода в Замбии сопровождалась «выплатой денег африканским президентам». В связи с этим рождается версия: вряд ли контракты ENRC с родственниками Зауре Заурбековой преследовали цель личного обогащения финансового директора Евразийской корпорации. Если их легко вычислили американцы, то о них, скорее всего, знали руководители и крупные акционеры компании. Возможно, через родню из компании выводились финансы, к примеру, на выплаты африканским вождям, а может быть, на президентские или парламентские выборы в Казахстане.

Вокруг информации Dechert в последние месяцы завертелся мощный вихрь событий. Иностранный топ-менеджмент стал покидать компанию, как пассажиры – тонущий корабль. Уволились руководители отдела кадров, отдела по вознаграждениям, корпоративный секретарь и финансовый инспектор компании. Подал в отставку председатель совета директоров компании Мехмет Далман. На должность он назначен в феврале прошлого года. По инсайдерской информации, между Далманом и акционерами возник спор из-за результатов расследования, проведенного американской фирмой. Кстати, внутрикорпоративные бури привели к отстранению фирмы Dechert от расследования.

Правительство под ударом
Со стороны, кажется, что ENRC находится в состоянии прогрессирующей деградации. Она застыла в повторах – только и слышно, что очередной «топ» покинул капитанский мостик. Новости о корпорации стали монотонными – позитива от нее не ждут. Акции на лондонской бирже с апреля прошлого года подешевели наполовину. Евразийская корпорация просто замерла: вместо того чтобы привести в боевую готовность медийные активы и отбиваться, она поймала тишину.

Жизнь учит до тех пор, пока не вынесут с занятий. Похоже, вынос тела ENRC скоро состоится. Итогом криминальной эпопеи стало сообщение британского Отдела по борьбе с крупными мошенничествами о начале уголовного расследования в отношении ENRC. «Расследование фокусируется на обвинениях в мошенничестве, взяточничестве и коррупции в связи с деятельностью компании или ее подразделений в Казахстане и Африке», – скупо известили британские следователи. Разрубить клубок проблем поможет уход с Лондонской биржи. Один из акционеров компании – Александр Машкевич – уже заявил о возможном создании консорциума для выкупа 18% акций, вращающихся на лондонской бирже. Венцом всех событий стали слухи об интересе швейцарской компании Glencore к покупке активов ENRC. Так, информационное агентство КазТАГ со ссылкой на «информированный источник в Астане» сообщило о переговорах по продаже финансовых активов корпорации: банка «Евразийский» и страховой компании. Председатель банка не стал опровергать эту информацию.

Кстати, консорциум, о котором упомянул Машкевич, создается совместно с правительством Казахстана. Одним из владельцев ENRC является Комитет госимущества Министерства финансов, владеющий 11,65% акций компании. Плюс к этому 26% акций корпорации принадлежит «Казахмысу», тоже более чем на четверть принадлежащий государству. Совокупная доля Машкевича, Ибрагимова и Шодиева составляет 43,77%. Новость о возбуждении уголовного дела оставляет мощную вмятину не только на реноме крупных владельцев из числа евразийской троицы, но и правительства страны.

Многочисленные дыры
В проигрыше «евразийское трио», государство… и наш старый знакомый, гражданин Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Владимир Ким. Деятельность обеих корпораций во многом идентична. Как в плане наличия общего «конечного бенефициара», спрятанного среди номинальных акционеров. Так и в плане общей судьбы – как сообщают наши источники, обе компании должны быть проданы в самые краткие сроки, чтобы снизить риск их потери в трудный переходный период транзита власти в Казахстане. Но эти планы ввиду следствия SFO могут оказаться под ударом, ведь потенциальные покупатели ENRC не хотели бы оказаться в одной лодке с тонущими акционерами, коим в последнее время стал «Казахмыс» из-за вскрывающихся фактов воровства на корпорации и обрушения котировок акций компании на Лондонской фондовой бирже (LSE). Едва ли не единственный выход – жертвовать отдельными фигурами, вроде того же Кима в «Казахмысе» и Ибрагимова в ENRC, чтобы сохранить продажную репутацию остальных…

Киму начавшееся расследование грозит как минимум двумя неприятностями. Во-первых, «Казахмыс» владеет крупным пакетом акций ENRC. Евразийцы уже подложили ложку дегтя медному собрату. В начале года вотчина Машкевича списала убытки – более 2 млрд долларов. На этой новости цена акций «Казахмыса» уже потеряла около 20%. Расследование SFO еще более продавит биржевые котировки ENRC и «Казахмыса».

Во-вторых, будучи крупнейшим акционером ENRC, «Казахмыс», казалось бы, больше всех заинтересован в том, чтобы вскрывать «гнойники» в евразийских закромах, но… Акции обеих корпораций торгуются на Лондонской бирже. И Владимир Сергеевич прекрасно понимает, что англичанам ничего не стоит сложить дважды два и спросить: не имеется ли точно такая же практика «доения» подконтрольных активов и в «Казахмысе»? Многочисленные дыры, через которые топ-менеджеры и номинальные акционеры выкачивали деньги, кажется, присутствуют почти в любом горнодобывающем предприятии Казахстана. Эту гипотезу впервые доказала необычная казахстанская семья Асаубаевых.

В 2010 году семейство решило продать принадлежащую им компанию KazakhGold крупнейшего производителя золота в Казахстане. Покупатель нашелся быстро – свой интерес к активам проявила российская корпорация «Полюс Золото». Сделку планировалось быстро завершить. Однако россияне вдруг подали иск в суд Лондона на бывших акционеров KazakhGold, обвинив их в фальсификации отчетности, чтобы «создать впечатление, что компания добывала гораздо больше золота, чем она добывала на самом деле». Сумма ущерба, по первоначальной версии «Полюса» – $430 млн.

Дело трехгодичной давности мы упомянули не случайно. Появилось сообщение, что «структуры, близкие к «Казахмысу», выкупили активы «Казахголда» у семьи Асаубаевых». «Близкими» к «Казахмысу» могут быть его дочерние компании. Видимо, речь идет о самом Владимире Киме, возможно, Олеге Новачуке или Юрии Огае. Таким образом, казахмысовцы осознают потенциальную угрозу от действий британских следователей, и ищут «запасной аэродром», где можно делать бизнес.

А дежурные оправдания ENRC, дескать, г-жа Заурбекова «не знала», что компании членов ее семьи стали подрядчиками корпорации, финансовым директором которой она является, мягко говоря, наивны. Да и сам факт дублирования казахстанскими СМИ, разумно воспринимающими сигналы сверху, говорят о том, что если нужно, то людьми можно и пожертвовать. Повезет, видимо, только Заурбековой.

Между тем наши источники сообщают, что вчерашние партнеры сегодня жестко конфликтуют, они понимают, что в игре под названием «Назначить виновного» нет победителей, есть только проигравшие…

Ультиматум Киму
Медная корпорация купила то лучшее, что было в «золотой (хотя и сильно раздутой) империи» Асаубаевых, которые так же, как и Ким, давно стали «лондонскими казахстанцами». Причем если про покупателей говорят, как о «близких к «Казахмысу», то возможности дальнейшего развития золотых рудников в Акмолинской области оценивают уже «представители «Казахмыса». Не получится ли так, что по толлинговым схемам из «личного стада» акционеров и топ-менеджеров пойдет сырье, которое очень сильно «обогатится» за счет смешения его с казахмысовским концентратом? Такое, как выяснилось в случае со вскрытыми в Киргизии схемами по вывозу руды с месторождений, приобретенных близкими к «Казахмысу» кругами, уже практиковалось в корпорации. Офшорная принадлежность компаний-собственников, плюс бесконтрольность деятельности корейской группы в корпорации помогли обогащению нынешнего гражданина Британии.

Медиасайт nuradam.kz уже писал о том, что Акорда выдвинула господину Киму ультиматум с требованием вернуть $1,3 млрд, вырученные им за счет продажи государству пакета акций, перед этим умело размытого допэмиссиями. Теперь у него есть несколько месяцев, чтобы решить этот вопрос. Однако не использует ли это время господин Ким в других целях – перепрятать все то, что могут забрать в случае отказа?

У ENRC, кстати, есть не менее «близкие» структуры. Понимая, к чему может привести расследование SFO, евразийцы, кажется, стремятся подготовиться к «трудным временам». К примеру, буквально на днях стало известно, что племянник Патоха Шодиева – Орифджон Шадиев приобрел 100% акций АО «ТАИБ Казахский Банк», о чем тоже писал сайт nuradam.kz. Зачем представителю семьи-акционера (пусть не напрямую) «Евразийского банка» еще один финансовый институт? Как известно, банк – это не только способ привлечения денег, но и способ их увода. Главное, чтобы менеджмент вовремя закрывал глаза, что на самом деле легко обеспечить, если это твой банк, как было у Аблязова. Может, г-ну Шодиеву понадобилось «двигать» деньги отдельно от своих неразлучных друзей?

Аналитическая служба ADAM

Комментариев нет:

Отправить комментарий