Глава Минэкономики на заседании правительства поведал, что «планы доходов республиканского бюджета на 2013 год (без учета поступления трансфертов) уточнены в сторону уменьшения на 226,1 млрд. тенге».
Говоря о главных причинах фактически состоявшегося фискального фиаско, министр уточняет, что «основное снижение ожидается по корпоративному подоходному налогу в сумме 299,9 млрд. тенге, в связи со снижением темпа роста валовой добавленной стоимости (ВДС) ненефтяного сектора в результате снижения мировых цен на металлы и твердые полезные ископаемые».
Словом, диверсификация казахстанской экономики, снижение зависимости от нефтяной иглы, о чем на протяжении 20 лет твердят президент и оппозиция, так и не стали реальностью.
Не только народ, но и сам президент периодически критикует свое правительство за фактический провал очередной индустриально-инновационной программы. Но налицо саботаж. Ибо НИ РАЗУ НИ ОДИН член правительства не был наказан или уволен за это!
Понятно также, что сокращение доходов неминуемо приводит к такому же сокращению расходов. И оно уже началось: по данным правительства, «7 регионов с начала следующего года могут остаться без финансирования на строительство жилья из республиканского бюджета»! Если перевести с сухого чиновничьего языка, получается, что одна из самых важнейших социальных программ государства, которая касается тысяч и тысяч казахстанцев, будет провалена почти в половине регионов!
Говоря о причинах такого секвестирования, правительство педалирует исключительно тему недисциплинированности, обвиняя акимов в несвоевременном предоставлении заявок. Но что-то подсказывает мне, что наша власть умеет делать хорошую мину при абсолютно плохой игре!
Чем вам не повод для отставки правительства и роспуска утверждающего такой бюджет парламента?!
Понятно, что правительство сейчас будет спешно латать дыры в бюджете. И оно уже изобретает и внедряет свои ноу-хау. Как говорится, с миру по нитке, то есть с народа по тиынке.
Для начала под псевдоблаговидным предлогом была затеяна пенсионная реформа, которая не только ущемляет права женщин, но и позволяет власти запустить свои загребущие руки в вожделенные карманы пенсионных фондов.
Затем появилась инициатива правительства о необходимости повсеместного введения платных дорог. Как признался премьер-министр, «иначе никакой бюджет, ни областной, ни республиканский, не выдержит».
А недавно узнал, что под «кампанию пополнения бюджета» попали даже такие специфические формы, как... утверждение категорий медицинских работников. Дело в том, что за ту или иную категорию медики получают доплаты к своему более чем скромному заработку. Вот этих-то доплат их, судя по всему, и решили лишить весьма каверзным способом — устроили им переаттестацию на компьютерах (похожую на переэкзаменовку в дорожной полиции), где они должны ответить на широкий круг вопросов, не касающихся их специализации. Но казус даже не в этом: пусть ты будешь специалист самого широкого профиля и ответишь на все вопросы, компьютер в любом случае не оставит тебе шанса на правильный ответ — так составлена программа. Таким образом, тысячи медицинских работников лишаются категорий и, как следствие, полагающихся к ним доплат. И в дальнейшем выполняют тот же объем работы только за одну заработную плату. Сэкономленные на этом сотни миллионов тенге понадобятся правительству для латания дыр в бюджете. Перефразирую Пушкина: а сколько нам открытий чудных, готовит... чиновничий дух? Если учитывать, что такого рода разрешительные рычаги есть и во многих других сферах, регулируемых различными комиссиями, то уж точно бюджет тощим не будет! Очередь за учителями?..
Думаю, что пока не изменится ситуация как минимум в четырех сферах, правительство обречено на перманентное банкротство.
Во-первых, это чудовищная коррупция, которая стала экономической основой правящего режима. Без ее искоренения (или хотя бы минимизации) все потуги иметь полноценный бюджет обречены. По большому счету у нас не государственный, а... чиновничий бюджет. Ибо фактически нет контроля за расходованием бюджетных средств. Да, есть Счетный комитет, но без привлечения независимых депутатов, СМИ и гражданского общества этот орган — лишь дубинка исключительно для неугодных.
Известно, что почти 30 процентов бюджета идет на банальный распил! Главное, что такое положение дел устраивает всех чиновников. В этих 30 процентах заложена основа не только их благополучия, но и тех, кто на это закрывает глаза — представителей правоохранительных и судебных органов.
Во-вторых, посмотрим зону фискальных приоритетов. Судя по преференциям гигантам добывающей отрасли и налоговому ярму на шее малого и среднего бизнеса (МСБ), мы день за днем убиваем курочку, которая бы за 20 лет независимости давно приносила бы золотые яйца.
К слову о лоббизме. В планах правительства, например, есть такие полумеры — «по налогам на международную торговлю и внешние операции прогнозируется увеличение на 124,5 млрд. тенге за счет изменения ставки таможенных пошлин на сырую нефть с 40 долларов США за тонну до 60».
Но, как известно, экспортная пошлина на нефть в той же России с 1 мая 2013 года составляет 378,4 доллара.
Чем так отличается наша нефть от российской, что пошлина на нее в 6 с лишним раз (!) ниже, чем в соседней России?
Кстати, как эта разница будет коррелироваться в рамках единого Таможенного союза? Куда качнется маятник, курсирующий между 60 и 378 долларами? Разница-то ого-го!
К тому же у нас явные проблемы с фискальным администрированием. Какое-то непонятное правительство: то оно заявляет о том, что сбор налогов уменьшится на 226,1 млрд. тенге, то не может использовать своевременно и по целевому назначению 143 млрд. тенге (за 2012 год).
В-третьих, необходима диверсификация экономики. У нее много граней, в том числе и не нефтяных. Например, буквально вчера прошло сообщение о том, что «падение цен на казахстанскую пшеницу продолжается, несмотря на ожидания их роста в связи с окончанием сезона».
Есть два барьера на пути диверсификации, которые власть не хочет видеть. Первый – мощное нефтяное лобби в самой власти, заинтересованное в сохранении исключительного и довлеющего характера этой сферы в структуре экономики.
Второй — у нас до сих пор не сформирован эффективный механизм лоббистской деятельности основы основы любой экономики – малого и среднего бизнеса! Да, какие-то институты есть, но нет политической воли и, следовательно, традиции поддержки предпринимательства!
Приведу один пример. В Германии опорой экономики служат не автомобильные гиганты, крупные энергетические, химические или металлургические концерны, а малые и средние предприятия. Именно такие фирмы составляют 99,7 процента всех коммерческих предприятий ФРГ. В них занято свыше 70 процентов жителей страны, а доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии составляет 46,7 процента.
У нас же доля МСБ в совокупном ВВП находится в районе 21 процента (хотя даже такая цифра вызывает лично у меня недоверие).
В-четвертых, у нас много тех, кто получает зарплату из бюджета, и мало тех, кто своим трудом пополняет эту самую государственную казну!
Говоря о бюджетниках, я имею в виду не учителей и врачей, которые и должны финансироваться из госказны. Я имею в виду многочисленные паразитические институты, кормящиеся исключительно за счет налогоплательщиков, а именно: чиновничий аппарат в центре и на местах, казенные предприятия, муниципальные образования, окологосударственные финансовые институты, банки, компании и т. д. Они намертво присосались к госкормушке. Случится кризис, родное государство снова поможет тем же частным банкам, взяв их под свое крыло и выделив им миллиарды бюджетных средств!
Добавьте сюда признанных самим государством 2,5 миллиона «самозанятых» казахстанцев, не платящих в казну налоги.
И подобное соотношение численности честно зарабатывающих и кормящихся за их счет во многом определяет самочувствие и, главное, приоритеты и перспективы всего общества!
Ведь кормящийся из бюджета — своего рода раб. Раб всевозможных обстоятельств, раб карьерной мотивации, зависящей не от него самого или его труда, а от симпатий или антипатий вышестоящего чиновника. Но такой бюджетный раб очень выгоден в период предвыборных кампаний, ибо зависим и проголосует так, как ему скажут.
А это обстоятельство напрямую влияет на формирование реального гражданского общества, где у людей всегда есть возможность и мотивация для самореализации, будь то бизнес, творчество или иные сферы жизни.
Амиржан КОСАНОВ, независимый политик, специально для «Новой» — Казахстан»
Комментариев нет:
Отправить комментарий