Статья политобозревателя «Республики» Мухмеджана Адилова о возможном «конституционном перевороте», опубликованная на портале в начале недели, вызвала волну комментариев и предположений.
Речь в ней шла об указе президента, изменившем государственный протокол. Согласно этому указу, премьер-министр оказался выше председателей сената и мажилиса парламента. Люди «родом из СССР» прекрасно помнят, что такие «второстепенные» признаки бывают значимей тех, что закреплены в законах и даже Конституции.
Известно, что в статье 48 раздела III «Президент» Конституции РК установлено, что «в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики».
Таким образом, по рангу премьер стоит на четвертом месте после президента.
Однако в указе от 18 апреля 2013 года №553, точнее в его приложениях №1 «Протокольное старшинство должностных лиц Республики Казахстан при проведении внутригосударственных мероприятий» и №2 «Протокольное старшинство должностных лиц Республики Казахстан при проведении международных мероприятий», председатель правительства стоит выше глав обеих палат парламента, что, по мнению политобозревателя, не соответствует Конституции страны.
Но если Мухамеджан Адилов прав, то последствия этого президентского указа могут оказаться стратегически значимыми. Поэтому сам собой родился вопрос: «Не изменит ли этот президентский указ порядок передачи власти в Казахстане?» Ответить на него мы попросили экспертов — политика и юриста.
Партии — вторые с конца
«Чем нестабильнее государственный протокол, тем нестабильнее и само государство!» — уверен политик Амиржан Косанов.
- Такие изменения в протокол являются формальной констатацией существующей де-факто субординации между ветвями власти, — сказал он. — У нас Конституция, согласно которой председатели палат парламента по статусу выше, чем премьер, де-юре «отдыхает» на фоне таких вот ведомственных документов. В любой суперпрезидентской стране исполнительная власть, как наиболее близкая к президенту ветвь власти, будет довлеть над теми, кого хоть и формально, но избирает население.
По мнению Амиржана Косанова, говоря о государственном протоколе, нужно иметь в виду, что в нашей ситуации немаловажен также т.н. фактор позднего Политбюро.
- Это то, что люди всегда по ТВ смотрели, кто первым идет вслед за гробом очередного ушедшего генсека КПСС. Как известно, именно он становился потом во главе СССР, — напомнил он. — Не нужно также забывать о том, что не все важнейшие решения у нас принимаются, скажем так, согласно протокольному ранжиру. Ибо есть также и неформальный ранжир, имеющий отношение к так называемому близкому окружению президента. Это члены его семьи, родственники, друзья и другие партнеры, реальный статус которых на голову выше тех же глав парламента или правительства.
Отсюда следует вывод: процесс передачи высшей власти в Казахстане будет развиваться не по протоколу.
- Тем более что это документ абсолютно нестабильный — президент в любой момент может его изменить по своему усмотрению, — предположил наш собеседник. — Сегодня ты в фаворе, завтра — в опале. Таких примеров у нас — пруд пруди. А чем нестабильнее государственный протокол, тем нестабильнее само государство!
Политик обратил внимание еще на одну особенность протокольного старшинства в указе.
- Меня вовсе не удивило, что в этих двух протоколах лидерам таких важнейших политических институтов, как партии, отведены места на самой галерке: они в обоих списках вторые с... конца! Что ж, таково видение нашей властью места и роли этих объединений... — вздохнул Косанов.
От перемены мест сумма не меняется?
Юридическая точка зрения на вопрос оказалась несколько иной. Как считает Сергей Уткин, изменить конституционный порядок только указом президент не способен.
- Конституция говорит о том, кто будет вместо президента, кто занимает должность президента, когда он не способен исполнять свои обязанности. Прямо нельзя говорить о том, что это табель о рангах, — заметил известный юрист. — Если бы президент в указе сказал, что «вместо меня будет премьер-министр», то здесь было бы противоречие Конституции однозначное.
- Так в том-то и вопрос — может ли он так сказать в указе?
- Нет, не может. Президент не может нарушать Конституцию, это однозначно, у него нет таких полномочий. Если он хочет изменить Конституцию, что было неоднократно, то там есть определенная процедура: сначала поправки принимает парламент, потом они отдаются на подпись президенту.
Сенатор Гани Касымов тоже считает, что Конституция и госпротокол — вещи разного порядка.
- Дело, я считаю, заключается вот в чем. По Конституции: глава государства, председатель сената, председатель мажилиса — вот такой порядок идет. А государственный протокол определяет степень важности этих должностей. Там порядок другой, там на втором месте у нас премьер, затем законодательные ветви власти. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется, — заключил он.
«Хорошо еще не коня...»
- Одна из главных проблем нашей страны заключается в том, что закон у нас как дышло, как власть его повернула, так и вышло, — считает в свою очередь президент общественного фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев. — Это в очередной раз доказал Назарбаев своим указом о протокольном старшинстве.
По логике, и формальной и юридической, Конституция стоит выше остальных законодательных актов, включая указы президента РК, считает он. Следовательно, протокольное старшинство должно определяться в первую очередь на основании Конституции.
- У нас же получается, что гарант Конституции сам ее нарушает, более того, делает это публично, не стесняясь и совершенно безнаказанно. Если вы думаете, что после вашей публикации администрация президента, Конституционный совет или сам елбасы озаботятся и поменяют протокол, то сильно ошибаетесь. Ничего не будет. В общем, у нас действует старый советский принцип: кто что охраняет, то это и имеет.
По мнению Муратбека Кетебаева, если раньше были какие-то сдерживающие и блокирующие механизмы, то сегодня Назарбаев стоит не только над Конституцией, но и народом.
- Так что предложите сказать спасибо елбасы, что он не отдал протокольное преимущество перед спикерами сената и мажилиса своему заведующему канцелярией, управделами и не сделал сенатором своего любимого коня. Потому что он может такое себе позволить — ему за это ничего не будет.
Республика
Комментариев нет:
Отправить комментарий