Первый вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов – один из наиболее часто упоминаемых людей в списке вероятных преемников президента Ислама Каримова.
Интерес к его персоне стала недавно подогревать и старшая дочь главы государства Гульнара Каримова, которую многие тоже рассматривают в качестве претендентки на узбекский престол. В своих мартовских твиттах и блоге она косвенно намекнула на свое противостояние с вице-премьером, публикуя дискредитирующие Азимова собственные и чужие записи.
Кто же такой Рустам Азимов, каким образом он взобрался на узбекский политический олимп?
Рустам Азимов родился в Ташкенте в 1958 году. Сын академика, он не был обделен родственными и дружественными связями и с легкостью внедрился в ташкентскую элиту. Благодаря отцу познакомился с такими влиятельными персонами того времени, как председатель Госплана Узбекской ССР Кудрат Ахмедов (к слову сказать, сыгравший важную роль в карьере Ислама Каримова), Эркин Бокибоев и Алишер Азизходжаев.
В поле зрения президента Узбекистана Ислама Каримова молодой и перспективный Рустам Азимов попал в 1991 году на заседании, посвященном преобразованиям в банковско-финансовой системе страны в условиях рыночной экономики. Тогда он работал председателем Узбекского инновационного банка «Ипак Йули». В течение пятнадцати минут он рассказывал о роли коммерческих банков во внешнеэкономической деятельности независимого Узбекистана, завершил свое выступление на английском языке. Воодушевленный азимовской речью Каримов сразу же подписал указ о создании Национального Банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана (Узнацбанк, он же НБУ), и назначил Азимова председателем правления банка. Так началось восхождение Азимова на узбекский олимп.
Ему почти всегда удавалось подобрать правильные ключи к руководству. Понимая, как нравится Каримову быть в центре внимания международного сообщества, он стал прикладывать все усилия именно в этом направлении. В частности, Азимов добился проведения в Ташкенте в 2002 году ежегодного собрания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а в 2010 году в узбекской столице прошел аналогичный слет руководства Азиатского банка развития (АБР). Благодаря Азимову АБР стал основным финансовым инвестором Узбекистана. Именно Рустам Азимов стоял у истоков создания Фонда реконструкции и развития Узбекистана, он же и руководит им.
Карманный банк
Азимова почти никогда не интересовал розничный и крупный бизнес как таковой, считал его слишком рискованным и заметным. Он предпочел обогащаться и влиять на важные процессы в стране иным путем. Как только в 1998 году Азимов стал министром финансов, он постарался прибрать к рукам негосударственный банк, где когда-то работал председателем, - «Ипак Йули». В 1999 году с помощью прокуратуры он избавился от председателя правления банка Хамзы Икрамова, когда-то бывшего его другом, и назначил на его место своего ученика - молодого управляющего Яккасарайского отделения НБУ Рустамбека Рахимбекова. Со временем Азимов установил тотальный контроль над банком, его ученик и по сей день возглавляет это учреждение, приумножая капитал своего учителя.
Это фото Рустама Азимова — одно из наиболее часто цитируемых в Интернете. Сделано корреспондентом «Ферганы» в 2005 году.
Благодаря Азимову «Ипак Йули» получал от АБР ресурсы для финансирования предпринимателей. К примеру, в 2009 году АБР выделил «Ипак Йули» второй транш кредита в размере $20 млн до 2025 года по программе микрофинансирования предпринимателей под проценты по ставке LIBOR (London Interbank Offered Rate) плюс один процент. Банк же выдавал кредиты субъектам малого бизнеса на короткий срок под 48 процентов годовых, что позволило в разы увеличить доходность «Ипак Йули».
В 2010 году Азимов отправил свою старшую дочь с ее мужем в столицу Филиппин Манилу, где находится штаб-квартира АБР, устроил их туда на хорошие должности. (Предыдущий опыт работы дочери - в НБУ - оказался неудачным: во-первых, потому, что она не привыкла трудиться за мизерную зарплату, а во-вторых, вообще не появлялась на работе).
Азимов был заинтересован в том, чтобы АБР вошел в уставной капитал его банка. Это позволило бы ему получить дополнительные бонусы перед руководством Узбекистана и поднять свой авторитет в международном сообществе. Мечта сбылась в 2012 году: инвестиционный комитет АБР дал свое согласие на вступление в уставной капитал банка «Ипак Йули».
Хотя Азимов владеет своими активами не напрямую, а опосредованно - через такие фирмы, как «Аlfa invest», «Baraka invest» и «Zamon plus Sarmoya», однако, конечным бенефициаром является именно он. Чтобы не мозолить глаза другим и укрепить свои позиции, он решил привести в Совет банка председателя «Узбеклизинг Интернейшнл АО» Зафара Мустафаева - сына председателя Верховного Суда Узбекистана Буритоша Мустафаева. (Все дети больших чиновников работают руководителями в банковско-финансовой системе или в прокуратуре).
В 2012 году активы «Ипак Йули» превысили $350 млн - очень даже приличный результат для частного банка Узбекистана.
Gulnara Karimova: “@madumarov: @Eyes701 @gulnarakarimova @gosslujashiy Ребята тут подсказывают, 4-ре миллиарда долларов!!! есть у Азимова.” Wow!))))
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что четыре миллиарда долларов США, о которых упомянула в своем Twitter-аккаунте Гульнара Исламовна, не кажутся такими уж призрачными.
Атака на активы, или Как утерли нос Муллажанову
В Узбекистане есть негласное правило: нельзя трогать стратегические активы руководителей высшего эшелона власти - может возникнуть дисбаланс сил на самом верху. Но это правило было нарушено. И даже не серией мартовских твиттов Гульнары Каримовой: атака на Азимова началась в конце 2012 года – с масштабных проверок его карманного банка. «Ипак йули» проверяли и раньше, выявляли мошенничества с вкладами населения, несколько мелких сотрудников банка оказались в местах лишения свободы. Но на этот раз дело приняло другой оборот.
Был снят с должности управляющий одного из филиалов банка с формулировкой «беспредел в деятельности обменных пунктов филиала». По странному стечению обстоятельств управляющий оказался ставленником председателя правления «Ипак йули» Рустамбека Рахимбекова. К делу подключился председатель Центробанка Узбекистана Файзулла Муллажанов. Он лично и в нецензурной форме приказал убрать молодого управляющего.
Нити тянулись наверх - к Рахимбекову и выше. Пошли разговоры о доходах в миллионы долларов США, полученных в результате продажи иностранной валюты на «черном рынке». В банк нагрянула комиссия из 40 работников налоговой службы и генеральной прокуратуры. Было изъято множество документов, выявлена причастность банка к деятельности знаменитой валютчицы по имени Халима, которая сейчас находится в бега. Деятельность банка была остановлена.
Азимову удалось уговорить Службу национальной безопасности (СНБ) помочь приостановить проверку, чтобы банк смог подвести итоги года, а он получил так необходимое ему время.
В начале 2013 года Муллажанов не аттестовал председателя правления банка «Ипак Йули» Рахимбекова. Это была прямая угроза Азимову.
В марте 2013 года, когда началась уже публичная атака на вице-премьера, Азимов сумел сконцентрировать все свои связи и ресурсы. Он убедил главу СНБ Рустама Иноятова выступить на его стороне. Ощутимую помощь оказал и председатель Верховного суда Буритош Мустафаев. Наконец, в начале апреля 2013 года Муллажанов все-таки пропустил Рахимбекова на аттестацию. Кроме того, уволенного за «беспредел» управляющего филиала вернули на работу в банк, хоть и на другую должность.
Таким образом, Азимов доказал, что ущипнуть его можно, а кусать себя он не даст.
Теперь, пока некоторые неустанно твиттят и занимаются поиском новых певцов, их оппоненты отправляются в столицу Индии Дели для участия в 46 ежегодном заседании Совета Управляющих АБР - выпить шампанского за сделку по вхождению АБР в свой банк.
Впрочем, оппонент ли? По данным ташкентского сайта Узметроном, 2 мая на пресс-конференции Гульнара Каримова заявила: «У нас с господином Азимовым прекрасные отношения, мы часто видимся, обсуждаем проблемы».
Так трудно порою разобраться в хитросплетениях узбекской политической жизни...
Международное информационное агентство «Фергана»
Комментариев нет:
Отправить комментарий