Религия в Узбекистане отделена от государства, и все мечети - общественные организации, но верующие в стране не могут избрать имама, его назначают власти.
Мечети в Самаркандской области Узбекистана, как и в других регионах страны, согласно закону, являются некоммерческими негосударственными организациями.
Они регистрируются в органах юстиции, имеют своих учредителей, работают в соответствии с уставом.
По уставу, должность имама мечети является избираемой. Если в какой-то мечети освободилось место главного священнослужителя, то областное отделение Духовного управления мусульман (муфтият) предлагает новую кандидатуру.
Затем она должна быть утверждена или отклонена на собрании учредителей мечети.
Однако, как рассказывают самаркандские собеседники Uznews.net, на деле все происходит по-другому.
Один из ответственных работников Самаркандского филиала управления духовенством рассказал, что обычно мечети на должность имама подбирают несколько кандидатур, а затем их представляют властям.
“Кто пройдет беседу и получит добро властей, тот и займет пост имама мечети”, - говорит он.
Он добавляет, что в Независимом Узбекистане ничего не изменилось с советских времен, тогда тоже заявлялось об “отделение церкви от государства”, а на самом деле она была частью властной системы.
“Кто он такой?..”
Самаркандцы рассказывают, что в 2006 году в их город приехал президент Ислам Каримов.
При обходе исторических памятников Самарканда его взгляд наткнулся на Тулкуна Равшанова, работавшего имамом-хатибом области.
Каримов брезгливо и раздраженно спросил у самаркандского хокима, показывая
Кто пройдет беседу и получит добро властей, тот и займет пост имама мечети"
Верующий в Самарканде
на Равшанова: “Это кто такой, что он здесь делает”
“Наш новый имам-хатиб области”, - ответил хоким.
“Что другого, более подходящего не смогли найти?”, - еще раз спросил президент.
Еще до отъезда Каримова в Ташкент в Самарканде был новый имам-хатиб.
Муфтий
Согласно уставу Улемов мусульман Узбекистана (УМУ), руководитель Духовного управления или муфтий избирается Советом улемов при Муфтияте.
Однако в истории Узбекистана только муфтий Средней Азии, а позже Узбекистана Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф был действительно избран - случилось это во времена СССР и Горбачева.
С обретением Узбекистаном Независимости с демократией в муфтияте было покончено - все остальные муфтии страны назначались с согласия президента страны.
После Мухаммада Содика страна увидала еще четырех муфтиев.
Действующий глава мусульман страны - Усмонхон Алимов, он был «избран» в августе 2006 года.
Как это случилось - довольно просто. До этого высокого поста он был руководителем Самаркандского областного управления мусульман, рассказывает один из работников областного духовенства.
А назначен на этот пост он был Шавкатом Мирзиеевым, когда он занимал должность хокима Самаркандской области.
Когда же Мирзиеев стал премьер-министром Узбекистана, то он забрал с собой в Ташкент и Алимова, назначив его на пост муфтия страны.
Верующие в Самарканде помнят слова Алимова, высказанные в середине 2006 года, что ему приснился сам пророк Мухаммед, который попросил передать мусульманам Узбекистана, что Ислам Каримов – хранитель спокойствия и мира в Узбекистане, что они обязаны уважать и оберегать его.
Хвалить президента и бдеть
Нахваливать президента муфтий страны продолжает и в написанных им книгах.
Например, в книге «Расулуллохнинг Муборак васиятлари» (“Священные заветы Пророка”), изданной в Ташкенте в 2011 году, Усмонхон Алимов пишет:
“Помните слова президента на встрече с имамами “Шу азиз ватан барчамизники” (“Эта священная Родина принадлежит всем нам”) вы, имамы, должны соблюдать и преумножать достижения Независимости на благо нашего народа ”.
Особую активность муфтий проявил после “арабской весны” 2010 года, когда в Тунисе, Египте и Ливии один за другим были свержены засидевшиеся десятилетиями диктаторы.
Муфтий республики Усмонхон Алимов провел с имамами в Ташкентском исламском университете республиканский семинар религиозных деятелей (имамов) на тему "Мир и спокойствие – бесценный дар".
В рамках семинара были обсуждены такие темы, как духовность и нравственность, межрелигиозная и межнациональная толерантность, причины возникновения противостояний в арабском мире под названием "арабская весна".
Приветствуя участников семинара, муфтий кратко остановился на актуальности темы семинара.
В частности, перед имамами была поставлена задача о своевременном осведомлении широких слоев населения о происходящих событиях, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
В работе семинара было особо подчеркнуто о необходимости информировать население в целях сохранения и сбережения стабильности и мира в республике.
При этом, как рассказывают некоторые самаркандские верующие, Королевский центр исламских и стратегических исследований в Аммане четвертый год публикует авторитетный список 500 самых влиятельных мусульманских деятелей мира - среди них имя Усмонхона Алимова.
Среди членов УМУ Узбекистана много умных и грамотных людей, говорят они, например, Абдулазиз Мансур, который перевел Коран на узбекский язык, Абдухамид Турсун и некоторые другие, которые сделали многое для развития религии, написали хорошие книги, и могли возглавить УМУ.
“Алимов только и знает, что хвалить Каримова, - удивляются самаркандские религиоведы, - значит, пока Каримов у власти, Алимов будет возглавлять УМУ.
Uznews.net
Мечети в Самаркандской области Узбекистана, как и в других регионах страны, согласно закону, являются некоммерческими негосударственными организациями.
Они регистрируются в органах юстиции, имеют своих учредителей, работают в соответствии с уставом.
По уставу, должность имама мечети является избираемой. Если в какой-то мечети освободилось место главного священнослужителя, то областное отделение Духовного управления мусульман (муфтият) предлагает новую кандидатуру.
Затем она должна быть утверждена или отклонена на собрании учредителей мечети.
Однако, как рассказывают самаркандские собеседники Uznews.net, на деле все происходит по-другому.
Один из ответственных работников Самаркандского филиала управления духовенством рассказал, что обычно мечети на должность имама подбирают несколько кандидатур, а затем их представляют властям.
“Кто пройдет беседу и получит добро властей, тот и займет пост имама мечети”, - говорит он.
Он добавляет, что в Независимом Узбекистане ничего не изменилось с советских времен, тогда тоже заявлялось об “отделение церкви от государства”, а на самом деле она была частью властной системы.
“Кто он такой?..”
Самаркандцы рассказывают, что в 2006 году в их город приехал президент Ислам Каримов.
При обходе исторических памятников Самарканда его взгляд наткнулся на Тулкуна Равшанова, работавшего имамом-хатибом области.
Каримов брезгливо и раздраженно спросил у самаркандского хокима, показывая
Кто пройдет беседу и получит добро властей, тот и займет пост имама мечети"
Верующий в Самарканде
на Равшанова: “Это кто такой, что он здесь делает”
“Наш новый имам-хатиб области”, - ответил хоким.
“Что другого, более подходящего не смогли найти?”, - еще раз спросил президент.
Еще до отъезда Каримова в Ташкент в Самарканде был новый имам-хатиб.
Муфтий
Согласно уставу Улемов мусульман Узбекистана (УМУ), руководитель Духовного управления или муфтий избирается Советом улемов при Муфтияте.
Однако в истории Узбекистана только муфтий Средней Азии, а позже Узбекистана Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф был действительно избран - случилось это во времена СССР и Горбачева.
С обретением Узбекистаном Независимости с демократией в муфтияте было покончено - все остальные муфтии страны назначались с согласия президента страны.
После Мухаммада Содика страна увидала еще четырех муфтиев.
Действующий глава мусульман страны - Усмонхон Алимов, он был «избран» в августе 2006 года.
Как это случилось - довольно просто. До этого высокого поста он был руководителем Самаркандского областного управления мусульман, рассказывает один из работников областного духовенства.
А назначен на этот пост он был Шавкатом Мирзиеевым, когда он занимал должность хокима Самаркандской области.
Когда же Мирзиеев стал премьер-министром Узбекистана, то он забрал с собой в Ташкент и Алимова, назначив его на пост муфтия страны.
Верующие в Самарканде помнят слова Алимова, высказанные в середине 2006 года, что ему приснился сам пророк Мухаммед, который попросил передать мусульманам Узбекистана, что Ислам Каримов – хранитель спокойствия и мира в Узбекистане, что они обязаны уважать и оберегать его.
Хвалить президента и бдеть
Нахваливать президента муфтий страны продолжает и в написанных им книгах.
Например, в книге «Расулуллохнинг Муборак васиятлари» (“Священные заветы Пророка”), изданной в Ташкенте в 2011 году, Усмонхон Алимов пишет:
“Помните слова президента на встрече с имамами “Шу азиз ватан барчамизники” (“Эта священная Родина принадлежит всем нам”) вы, имамы, должны соблюдать и преумножать достижения Независимости на благо нашего народа ”.
Особую активность муфтий проявил после “арабской весны” 2010 года, когда в Тунисе, Египте и Ливии один за другим были свержены засидевшиеся десятилетиями диктаторы.
Муфтий республики Усмонхон Алимов провел с имамами в Ташкентском исламском университете республиканский семинар религиозных деятелей (имамов) на тему "Мир и спокойствие – бесценный дар".
В рамках семинара были обсуждены такие темы, как духовность и нравственность, межрелигиозная и межнациональная толерантность, причины возникновения противостояний в арабском мире под названием "арабская весна".
Приветствуя участников семинара, муфтий кратко остановился на актуальности темы семинара.
В частности, перед имамами была поставлена задача о своевременном осведомлении широких слоев населения о происходящих событиях, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
В работе семинара было особо подчеркнуто о необходимости информировать население в целях сохранения и сбережения стабильности и мира в республике.
При этом, как рассказывают некоторые самаркандские верующие, Королевский центр исламских и стратегических исследований в Аммане четвертый год публикует авторитетный список 500 самых влиятельных мусульманских деятелей мира - среди них имя Усмонхона Алимова.
Среди членов УМУ Узбекистана много умных и грамотных людей, говорят они, например, Абдулазиз Мансур, который перевел Коран на узбекский язык, Абдухамид Турсун и некоторые другие, которые сделали многое для развития религии, написали хорошие книги, и могли возглавить УМУ.
“Алимов только и знает, что хвалить Каримова, - удивляются самаркандские религиоведы, - значит, пока Каримов у власти, Алимов будет возглавлять УМУ.
Uznews.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий