Депутаты оказались в крайне неудобном положении после того, как президент выступил со своими предложениями в «пенсионный» законопроект.
Скорее всего, к концу года парламент всё-таки распустят, считает известный казахстанский политолог Канат БЕРЕНТАЕВ.
– Канат Базарбаеваич, откуда такие прогнозы?
– Один из признаков – перенос съезда партии «Нур Отан» с мая на сентябрь. Я подозреваю, что на нём партия выразит недоверие своим депутатам и решит отозвать их. Нурсултан Назарбаев, как председатель партии, может это решение поддержать. Но, с другой стороны, нуротановцы – это почти 100% парламента, легче провести выборы. Соответственно, как президент Назарбаев уже сможет объявить о роспуске парламента. Это означает и автоматическую смену правительства. По моим прогнозам, в ноябре – декабре уже могут состояться выборы в парламент.
Честно говоря, я думал, что президент наложит вето на законопроект, но в этом случае парламент был бы обязан распуститься. Но глава государства решил отсрочить пенсионную реформу, вернул законопроект на доработку, и депутаты это сделали буквально за полдня.
– Где взять столько умных людей, чтобы заменить ими депутатов?
– Люди есть. Получится как бы ротация кадров. Но меня смущает один момент. Если эта смена происходила бы по объективным причинам, к примеру, депутат чисто физически не может исполнять свои обязанности – это одно. Но ведь сейчас речь идёт фактически о некомпетентности. В связи с этим может быть уже пора пересмотреть Закон «О парламенте РК»? Допустим, если депутат завершил свои полномочия по отрицательным мотивам, как это было в случае с Аманжаном Рыскали, то надо лишать мандата всю партию и передавать его следующей по количеству избирательных голосов.
Недавно было опубликовано интервью зампреда партии Бауыржана Байбека, в котором он говорит, что «Нур Отан» всегда заботится о человеке и держит руку на пульсе. Это красивые слова. При этом партия принимает антисоциальный закон, заявляя, что народ встретил его с воодушевлением. Это же двуличие! Ясно, что такой парламент стране не нужен, его надо распускать.
– Помните, одним из главных аргументов в пользу «пенсионного» законопроекта был недостаток 19,6 млрд долларов в бюджете? Правительство заявляло, что если сейчас не начинать реформу, то к 2018 году уже нечем будет платить пенсию людям. Теперь закон отложили на пять лет, откуда эти деньги возьмутся? Или правительство обманывало депутатов, и никакого дефицита не было?
– Если честно, я думаю, большой разницы нет с 2014-го или с 2018-го года начнётся эта реформа. Здесь сама система неправильная, а раз так, то и смысла нет её растягивать. Это всё равно, что животному отрубать хвост по кусочкам, чтобы не больно было. Что касается якобы недостающих денег, то дело тут вовсе не в них, ведь деньги всегда можно найти. Просто это политическое решение, а не экономическое.
Вообще, если проследить высказывания президента за последние несколько лет, то можно понять, что речь идёт практически о смене политической модели. В этом плане роспуск парламента не может же постоянно происходить по одной и той же схеме – по заявлениям отдельных депутатов. А вот если партия отзовёт своих депутатов, то это будет уже совсем другая причина.
– Как вы думаете, и.о.министра труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова тоже может попасть под перекрёстный огонь, как Серик Абденов в результате повторного рассмотрения законопроекта?
– Она здесь уже ни при чём. Правительство поддержало предложения президента, депутаты – тоже. В целом документ особо не изменился, так что Дюйсеновой ничего не грозит.
– Какая вообще есть альтернатива увеличению пенсионного возраста?
– Увеличивать его можно было бы, если бы в Казахстане было мало трудовых ресурсов и много рабочих мест. Но ситуация же обратная. Власти могли пойти по пути Франции – сокращение рабочей недели, чтобы увеличить количество занятости. К примеру, все государственные организации работали бы с восьми утра до десяти часов вечера, а персонал – в две смены. Сразу увеличилось бы в полтора раза количество занятых.
То есть альтернативный выход всегда есть. Но для этого нужно создавать новую социальную политику и пересматривать доходы. А это всё сложно для чиновников, легче взять один кусок и шлифовать его. Однако так ничего не получится, нужно подходить к решению проблемы комплексно.
Скорее всего, к концу года парламент всё-таки распустят, считает известный казахстанский политолог Канат БЕРЕНТАЕВ.
– Канат Базарбаеваич, откуда такие прогнозы?
– Один из признаков – перенос съезда партии «Нур Отан» с мая на сентябрь. Я подозреваю, что на нём партия выразит недоверие своим депутатам и решит отозвать их. Нурсултан Назарбаев, как председатель партии, может это решение поддержать. Но, с другой стороны, нуротановцы – это почти 100% парламента, легче провести выборы. Соответственно, как президент Назарбаев уже сможет объявить о роспуске парламента. Это означает и автоматическую смену правительства. По моим прогнозам, в ноябре – декабре уже могут состояться выборы в парламент.
Честно говоря, я думал, что президент наложит вето на законопроект, но в этом случае парламент был бы обязан распуститься. Но глава государства решил отсрочить пенсионную реформу, вернул законопроект на доработку, и депутаты это сделали буквально за полдня.
– Где взять столько умных людей, чтобы заменить ими депутатов?
– Люди есть. Получится как бы ротация кадров. Но меня смущает один момент. Если эта смена происходила бы по объективным причинам, к примеру, депутат чисто физически не может исполнять свои обязанности – это одно. Но ведь сейчас речь идёт фактически о некомпетентности. В связи с этим может быть уже пора пересмотреть Закон «О парламенте РК»? Допустим, если депутат завершил свои полномочия по отрицательным мотивам, как это было в случае с Аманжаном Рыскали, то надо лишать мандата всю партию и передавать его следующей по количеству избирательных голосов.
Недавно было опубликовано интервью зампреда партии Бауыржана Байбека, в котором он говорит, что «Нур Отан» всегда заботится о человеке и держит руку на пульсе. Это красивые слова. При этом партия принимает антисоциальный закон, заявляя, что народ встретил его с воодушевлением. Это же двуличие! Ясно, что такой парламент стране не нужен, его надо распускать.
– Помните, одним из главных аргументов в пользу «пенсионного» законопроекта был недостаток 19,6 млрд долларов в бюджете? Правительство заявляло, что если сейчас не начинать реформу, то к 2018 году уже нечем будет платить пенсию людям. Теперь закон отложили на пять лет, откуда эти деньги возьмутся? Или правительство обманывало депутатов, и никакого дефицита не было?
– Если честно, я думаю, большой разницы нет с 2014-го или с 2018-го года начнётся эта реформа. Здесь сама система неправильная, а раз так, то и смысла нет её растягивать. Это всё равно, что животному отрубать хвост по кусочкам, чтобы не больно было. Что касается якобы недостающих денег, то дело тут вовсе не в них, ведь деньги всегда можно найти. Просто это политическое решение, а не экономическое.
Вообще, если проследить высказывания президента за последние несколько лет, то можно понять, что речь идёт практически о смене политической модели. В этом плане роспуск парламента не может же постоянно происходить по одной и той же схеме – по заявлениям отдельных депутатов. А вот если партия отзовёт своих депутатов, то это будет уже совсем другая причина.
– Как вы думаете, и.о.министра труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова тоже может попасть под перекрёстный огонь, как Серик Абденов в результате повторного рассмотрения законопроекта?
– Она здесь уже ни при чём. Правительство поддержало предложения президента, депутаты – тоже. В целом документ особо не изменился, так что Дюйсеновой ничего не грозит.
– Какая вообще есть альтернатива увеличению пенсионного возраста?
– Увеличивать его можно было бы, если бы в Казахстане было мало трудовых ресурсов и много рабочих мест. Но ситуация же обратная. Власти могли пойти по пути Франции – сокращение рабочей недели, чтобы увеличить количество занятости. К примеру, все государственные организации работали бы с восьми утра до десяти часов вечера, а персонал – в две смены. Сразу увеличилось бы в полтора раза количество занятых.
То есть альтернативный выход всегда есть. Но для этого нужно создавать новую социальную политику и пересматривать доходы. А это всё сложно для чиновников, легче взять один кусок и шлифовать его. Однако так ничего не получится, нужно подходить к решению проблемы комплексно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий