Ресурсное проклятие не обошло Казахстан стороной
Пожизненный президент Казахстана Назарбаев задался амбициозной целью – вывести республику в двадцатку самых развитых и привлекательных для инвесторов стран мира. Успеет ли елбасы сделать это перед тем, как уйти? Поддержит ли элита и окружение, а главное народ, Назарбаева в его запоздалом решении уйти от ресурсной зависимости?
В своем послании народу Назарбаев так сформулировал главную задачу: «Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем».
Да, возможно, республика добилась определенных успехов на этом направлении за минувшие 20 лет. Иностранные вложения в национальную экономику превысили $160 млрд. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса, который ежегодно проводится специалистами Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Казахстан за период 2011-2012 годов поднялся с 63-го на 47-е место.
Однако в тоже время в самой республике не без оснований циркулируют мнения, что международные эксперты могут вскоре и изменить свои взгляды на инвестиционную привлекательность республики. Неожиданно выяснилось, что сегодня единственная инвестиционная привлекательность страны строится на простоте уплаты и более низких ставках налогов. По всем остальным направлениям наблюдаются, если не сплошные провалы, то, по крайней мере, застой. Недавнее заседание Комиссии по модернизации, которое проводил президент, оптимизма не добавило. Назарбаев был вынужден признать, что многие его поручения, которые были даны еще в 2011 году, не выполнены и что многое «оставляет желать лучшего».
Показательно в этом плане известное решение правительства о расторжении соглашений на пользование недрами со 119 компаниями. Лишь вмешательство Назарбаева, наложившего запрет на исполнение правительственного решения, предотвратило массовый исход зарубежного капитала из страны. Елбасы в каждом своем послании призывает к инновационному прорыву. Еще 7 лет назад в стране была принята программа индустриально-инновационного развития. За это время была создана масса специальных фондов, всевозможных комитетов и обществ по продвижению инноваций, технопарки. Только вот обнародовать или продемонстрировать реальные результаты и достижения пока в республике никто не спешит.
Что же такого могло произойти, что «привлекательный» еще 10-15 лет назад Казахстан так и не смог стать восприимчивым к инновационным технологиям, почему национальная экономика и казахский бизнес от современных технологий «шарахаются», как черт от ладана? Республика стала жертвой, так называемого ресурсного проклятия. Богатые залежи углеводородного сырья, интенсивная разработка которых началась именно в годы независимости, стали главными факторами экономических успехов Казахстана и обеспечивали ему процветание в нулевые годы. Именно в разработку полезных ископаемых и шли те самые десятки миллиарды долларов иностранных инвестиций. Углеводороды, металлы и зерно по-прежнему остаются основной товарной продукцией, идущей на экспорт и обеспечивавшие приток в страну долларов. Идиллия закончилась с началом глобального кризиса в 2008 году и предпринимаемые с тех пор многочисленные попытки уйти от сырьевой зависимости оказываются тщетными. По данным госстата, 40% иностранных инвестиций в национальной экономике – это реинвестиции. То есть денежные средства, которые заработаны иностранными компаниями и их филиалами на территории Казахстана и вновь инвестированные в разработку местных залежей.
Из-за «ресурсного проклятия» в Казахстане ушли в небытие не то что заводы или крестьянские хозяйства, а целые направления в производстве и науке, которые раньше достаточно высоко котировались в СССР и в мире. Им на смену пришла малоквалифицированная и вороватая масса, которая либо не понимает важности производственных или административных процессов по оптимальному алгоритму, либо не может бороться с искушением наживой и безнаказанностью. Даже наличие правильных законодательных актов не гарантирует благоприятного предпринимательского климата. В Казахстане существует своеобразная система правоприменительной практики по принципу «свои-чужие». Поэтому не приходится говорить о полноценной конкуренции в экономике, без которой нельзя добиться ее эффективного функционирования.
По прогнозам Министерства экономического развития республики, для достижения экономического роста в условиях снижения зависимости республики от цен на мировых товарных рынках у страны нет альтернативы и она должна развивать научно-технический сектор, проводить широкомасштабную работу по качественному и достаточно быстрому обновлению производств и внедрению новых технологий. Но, похоже, что казахская элита на такой подвиг не готова.
А это само по себе очень плохой и тревожный признак. Все эти хозяева жизни поддерживают свои состояния просто за счет обворовывания остальных сограждан. Для этого используются всевозможные коррупционные схемы, модели создания естественных и неестественных монополий, парализация нормальной работы судебной системы, устраняются любые конкуренты и формы общественного контроля на дальних и ближних подступах. Не случайно, что сегодня многие при планировании своей жизни и вообще перспектив на будущее стараются понять, сколько еще будет находиться у власти Нурсултан Назарбаев. О каких технологических и инновационных прорывах в такой ситуации можно всерьез говорить, когда нормой жизни стал принцип: день прошел, ну и ладно.
Нурадам
Пожизненный президент Казахстана Назарбаев задался амбициозной целью – вывести республику в двадцатку самых развитых и привлекательных для инвесторов стран мира. Успеет ли елбасы сделать это перед тем, как уйти? Поддержит ли элита и окружение, а главное народ, Назарбаева в его запоздалом решении уйти от ресурсной зависимости?
В своем послании народу Назарбаев так сформулировал главную задачу: «Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем».
Да, возможно, республика добилась определенных успехов на этом направлении за минувшие 20 лет. Иностранные вложения в национальную экономику превысили $160 млрд. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса, который ежегодно проводится специалистами Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Казахстан за период 2011-2012 годов поднялся с 63-го на 47-е место.
Однако в тоже время в самой республике не без оснований циркулируют мнения, что международные эксперты могут вскоре и изменить свои взгляды на инвестиционную привлекательность республики. Неожиданно выяснилось, что сегодня единственная инвестиционная привлекательность страны строится на простоте уплаты и более низких ставках налогов. По всем остальным направлениям наблюдаются, если не сплошные провалы, то, по крайней мере, застой. Недавнее заседание Комиссии по модернизации, которое проводил президент, оптимизма не добавило. Назарбаев был вынужден признать, что многие его поручения, которые были даны еще в 2011 году, не выполнены и что многое «оставляет желать лучшего».
Показательно в этом плане известное решение правительства о расторжении соглашений на пользование недрами со 119 компаниями. Лишь вмешательство Назарбаева, наложившего запрет на исполнение правительственного решения, предотвратило массовый исход зарубежного капитала из страны. Елбасы в каждом своем послании призывает к инновационному прорыву. Еще 7 лет назад в стране была принята программа индустриально-инновационного развития. За это время была создана масса специальных фондов, всевозможных комитетов и обществ по продвижению инноваций, технопарки. Только вот обнародовать или продемонстрировать реальные результаты и достижения пока в республике никто не спешит.
Что же такого могло произойти, что «привлекательный» еще 10-15 лет назад Казахстан так и не смог стать восприимчивым к инновационным технологиям, почему национальная экономика и казахский бизнес от современных технологий «шарахаются», как черт от ладана? Республика стала жертвой, так называемого ресурсного проклятия. Богатые залежи углеводородного сырья, интенсивная разработка которых началась именно в годы независимости, стали главными факторами экономических успехов Казахстана и обеспечивали ему процветание в нулевые годы. Именно в разработку полезных ископаемых и шли те самые десятки миллиарды долларов иностранных инвестиций. Углеводороды, металлы и зерно по-прежнему остаются основной товарной продукцией, идущей на экспорт и обеспечивавшие приток в страну долларов. Идиллия закончилась с началом глобального кризиса в 2008 году и предпринимаемые с тех пор многочисленные попытки уйти от сырьевой зависимости оказываются тщетными. По данным госстата, 40% иностранных инвестиций в национальной экономике – это реинвестиции. То есть денежные средства, которые заработаны иностранными компаниями и их филиалами на территории Казахстана и вновь инвестированные в разработку местных залежей.
Из-за «ресурсного проклятия» в Казахстане ушли в небытие не то что заводы или крестьянские хозяйства, а целые направления в производстве и науке, которые раньше достаточно высоко котировались в СССР и в мире. Им на смену пришла малоквалифицированная и вороватая масса, которая либо не понимает важности производственных или административных процессов по оптимальному алгоритму, либо не может бороться с искушением наживой и безнаказанностью. Даже наличие правильных законодательных актов не гарантирует благоприятного предпринимательского климата. В Казахстане существует своеобразная система правоприменительной практики по принципу «свои-чужие». Поэтому не приходится говорить о полноценной конкуренции в экономике, без которой нельзя добиться ее эффективного функционирования.
По прогнозам Министерства экономического развития республики, для достижения экономического роста в условиях снижения зависимости республики от цен на мировых товарных рынках у страны нет альтернативы и она должна развивать научно-технический сектор, проводить широкомасштабную работу по качественному и достаточно быстрому обновлению производств и внедрению новых технологий. Но, похоже, что казахская элита на такой подвиг не готова.
А это само по себе очень плохой и тревожный признак. Все эти хозяева жизни поддерживают свои состояния просто за счет обворовывания остальных сограждан. Для этого используются всевозможные коррупционные схемы, модели создания естественных и неестественных монополий, парализация нормальной работы судебной системы, устраняются любые конкуренты и формы общественного контроля на дальних и ближних подступах. Не случайно, что сегодня многие при планировании своей жизни и вообще перспектив на будущее стараются понять, сколько еще будет находиться у власти Нурсултан Назарбаев. О каких технологических и инновационных прорывах в такой ситуации можно всерьез говорить, когда нормой жизни стал принцип: день прошел, ну и ладно.
Нурадам
Комментариев нет:
Отправить комментарий