Центральноазиатская республика Кыргызстан, нуждающаяся в серьезном обновлении объектов инфраструктуры, устремляет свои взоры в поисках средств на их финансирование на восточного соседа, Китай.
Но что Бишкек готов уступить в обмен на китайские капиталовложения в автомагистрали, здания, железнодорожные дороги и другие объекты инфраструктуры, остается пока неясным. (Фото Дина С.К. Кокса)
Представители Запада нынче с настороженностью относятся к идее вложения средств в Кыргызстан, так что, пожалуй, власти страны неминуемо станут устремлять свои взоры к Китаю в попытке привлечь инвестиции для строительства объектов инфраструктуры. Пекин демонстрирует готовность помогать Кыргызстану, не ставя при этом условий. Однако, на взгляд некоторых экспертов Кыргызстана, установление более тесных экономических связей с Китаем по-прежнему связано с определенными опасениями по поводу сохранения суверенитета республики.
Обстановка неопределенности в добывающей отрасли, в особенности продолжающиеся попытки со стороны правительства пересмотреть условия работы иностранных инвесторов на золоторудном месторождении Кумтор, притушили энтузиазм западных компаний по отношению к инвестированию в Кыргызстан. В рейтинге недееспособности государств мира Американского Фонда мира за 2013 год Кыргызстан прочно закрепился в "нестабильной" колонке, заняв 48 место среди 178 фигурирующих в обзоре стран. Из пяти бывших советских республик Средней Азии еще более нестабильным авторы исследования сочли лишь Узбекистан (44 место в списке).
Настороженность представителей Запада со всей очевидностью проявилась в ходе организованной властями двухдневной инвестиционной конференции, прошедшей в Бишкеке 10-11 июля. В совместном заявлении, распространенном представителями 40 зарубежных агентств помощи и многосторонних организаций в ответ на просьбу государства профинансировать реализацию различных инфраструктурных проектов на сумму в 5 млрд долларов, отмечалось, что доноры готовы выделить в течение следующих четырех лет на цели укрепления переживающей непростые времена экономики Кыргызстана "потенциальных ресурсов" на сумму до 2 млрд долларов, напомнив при этом кыргызским политикам и стратегам о необходимости создания "эффективных институтов" и сокращения государственных расходов.
Следует отметить, что Китай не прислал своей делегации на инвестиционный форум. Однако 15 июля в Бишкек с визитом прибыл министр иностранных дел КНР Ван И, который высоко отозвался о состоянии двусторонних кыргрызско-китайских отношений. Инвестиции Китая – составившие с момента обретения Кыргызстаном независимости в 1991 году уже 1,7 млрд долларов – всегда будут свободны от каких бы то ни было "дополнительных условий" и будут предоставляться на базе "равноправного партнерства", сказал он местным журналистам.
Явная готовность Китая предоставлять содействие, не связанное никакими ограничениями, дает некоторым в Кыргызстане основания питать определенные надежды. Другие же подозревают, что Китай скорее не друг, а ростовщик, и выражают обеспокоенность, что в случае чрезмерной задолженности республики перед Пекином возникнет угроза ее суверенитету.
"Китай может предложить Кыргызстану значительно больше инвестиций, чем все остальные доноры вместе взятые", – говорит координатор бишкекского аналитического центра "Перспектива" Валентин Богатырев. Главными причинами сильных позиций Китая в Кыргызстане он называет прочные двусторонние отношения, общее членство в Шанхайской организации сотрудничества и близкое географическое положение.
Внушительные китайские инвестиции, естественно, приведут к "усилению политико-экономической зависимости" Кыргызстана, что, в свою очередь, может создать опасность для правительства республики, отметил далее он. Во-первых, кыргызские власти могут столкнуться с негативной реакцией на местах на "бесконтрольный ввоз" китайских рабочих для работы на инфраструктурных объектах. Одним из примеров этого постулата может служить недавнее заявление правительственных чиновников вкупе с молодежными организациями, что на строительстве важного нефтеперерабатывающего завода в городе Кара-Балта на западе республики работает до 970 нелегальных китайских рабочих.
Интерес Китая к своему небольшому центральноазиатскому соседу следует рассматривать в первую очередь через призму стремления Пекина обеспечить стабильность в собственной соседней неспокойной провинции Синьцзян, говорит доцент Шанхайской академии общественных наук Ли Лифан. Инвестируя в ключевые инфраструктурные проекты в Кыргызстане, Китай "берет на себя обязательство способствовать собственным развитием процветанию соседних государств", сообщил он EurasiaNet.org по электронной почте.
Другим острым вопросом для правительства республики – которому и так не хватает годовых бюджетных доходов в размере 2 млрд долларов – это из чего возвращать долги Китаю. На взгляд Ли, можно рассмотреть возможность бартерного обмена, т.е. возмещения вложений путем предоставления концессий на добычу минерального сырья и долгосрочной аренды сельскохозяйственных угодий. Подобные схемы вполне вписались бы в "глобальную экономическую модель" Пекина, отмечает Ли.
Подобные сделки определенно способны привести в замешательство многих в Кыргызстане, где не слишком значительные запасы минеральных ископаемых весьма ревностно охраняются. Китайским компаниям уже неоднократно приходилось сталкиваться с массовым недовольством местных жителей, принимающим насильственные формы, а также с язвительными выступлениями со стороны кыргызскоязычных СМИ. Так, например, некоторые СМИ пишут о том, что разрабатываемое китайской компанией золоторудное месторождение Иштамберды на юге страны было концессией, предоставленной на крайне льготных условиях за участие КНР в реализации инфраструктурного проекта в 2006 году. В 2011 году экс-премьер Кыргызстана Омурбек Бабанов подвергся резкой критике за предложение предоставить концессии на разработку минеральных ресурсов в качестве платы за кыргызский участок скандальной железнодорожной ветки, которая должна соединить Китай с соседним Узбекистаном по территории Кыргызстана.
Самым свежим примером применяемых КНР методов возмещения расходов стало сообщение кыргызского информагентства Kloop.kg от 15 июля о возникших у генеральной прокуратуры возражениях против соглашения, заключенного между министерством внутренних дел и компанией "Beijing Construction Engineering Group International". Эта государственная компания КНР должна была установить видеокамеры на участках трасс, соединяющих Бишкек с городом Ош на юге и городом Каракол на северо-востоке страны. Две стороны договорились, что китайская компания будет забирать себе штрафы за превышение автомобилистами скорости, пока не окупит свои инвестиции.
"Изъятие штрафов из республиканского бюджета является исключительной компетенцией государственных органов", – подчеркнула генеральная прокуратура в своем заявлении от 15 июля, добавив, что потребовала от правительства Кыргызстана расторгнуть соглашение с китайской стороной.
Пока западные инвесторы с настороженностью взирают на Кыргызстан – где, согласно министру экономики Темиру Сариеву, бюджет теряет из-за коррупции по 700 млн долларов в год, Бишкеку, судя по всему, ничего не остается, кроме как активнее прибегать к китайским инвестициям. "Отсутствуют не инвестиции, а условия в стране, позволяющие их привлекать и эффективно использовать", – отмечает Валентин Богатырев.
От редактора:
Крис Риклтон является журналистом из Бишкека.
24.07.2013
Источник - russian.eurasianet.org
Но что Бишкек готов уступить в обмен на китайские капиталовложения в автомагистрали, здания, железнодорожные дороги и другие объекты инфраструктуры, остается пока неясным. (Фото Дина С.К. Кокса)
Представители Запада нынче с настороженностью относятся к идее вложения средств в Кыргызстан, так что, пожалуй, власти страны неминуемо станут устремлять свои взоры к Китаю в попытке привлечь инвестиции для строительства объектов инфраструктуры. Пекин демонстрирует готовность помогать Кыргызстану, не ставя при этом условий. Однако, на взгляд некоторых экспертов Кыргызстана, установление более тесных экономических связей с Китаем по-прежнему связано с определенными опасениями по поводу сохранения суверенитета республики.
Обстановка неопределенности в добывающей отрасли, в особенности продолжающиеся попытки со стороны правительства пересмотреть условия работы иностранных инвесторов на золоторудном месторождении Кумтор, притушили энтузиазм западных компаний по отношению к инвестированию в Кыргызстан. В рейтинге недееспособности государств мира Американского Фонда мира за 2013 год Кыргызстан прочно закрепился в "нестабильной" колонке, заняв 48 место среди 178 фигурирующих в обзоре стран. Из пяти бывших советских республик Средней Азии еще более нестабильным авторы исследования сочли лишь Узбекистан (44 место в списке).
Настороженность представителей Запада со всей очевидностью проявилась в ходе организованной властями двухдневной инвестиционной конференции, прошедшей в Бишкеке 10-11 июля. В совместном заявлении, распространенном представителями 40 зарубежных агентств помощи и многосторонних организаций в ответ на просьбу государства профинансировать реализацию различных инфраструктурных проектов на сумму в 5 млрд долларов, отмечалось, что доноры готовы выделить в течение следующих четырех лет на цели укрепления переживающей непростые времена экономики Кыргызстана "потенциальных ресурсов" на сумму до 2 млрд долларов, напомнив при этом кыргызским политикам и стратегам о необходимости создания "эффективных институтов" и сокращения государственных расходов.
Следует отметить, что Китай не прислал своей делегации на инвестиционный форум. Однако 15 июля в Бишкек с визитом прибыл министр иностранных дел КНР Ван И, который высоко отозвался о состоянии двусторонних кыргрызско-китайских отношений. Инвестиции Китая – составившие с момента обретения Кыргызстаном независимости в 1991 году уже 1,7 млрд долларов – всегда будут свободны от каких бы то ни было "дополнительных условий" и будут предоставляться на базе "равноправного партнерства", сказал он местным журналистам.
Явная готовность Китая предоставлять содействие, не связанное никакими ограничениями, дает некоторым в Кыргызстане основания питать определенные надежды. Другие же подозревают, что Китай скорее не друг, а ростовщик, и выражают обеспокоенность, что в случае чрезмерной задолженности республики перед Пекином возникнет угроза ее суверенитету.
"Китай может предложить Кыргызстану значительно больше инвестиций, чем все остальные доноры вместе взятые", – говорит координатор бишкекского аналитического центра "Перспектива" Валентин Богатырев. Главными причинами сильных позиций Китая в Кыргызстане он называет прочные двусторонние отношения, общее членство в Шанхайской организации сотрудничества и близкое географическое положение.
Внушительные китайские инвестиции, естественно, приведут к "усилению политико-экономической зависимости" Кыргызстана, что, в свою очередь, может создать опасность для правительства республики, отметил далее он. Во-первых, кыргызские власти могут столкнуться с негативной реакцией на местах на "бесконтрольный ввоз" китайских рабочих для работы на инфраструктурных объектах. Одним из примеров этого постулата может служить недавнее заявление правительственных чиновников вкупе с молодежными организациями, что на строительстве важного нефтеперерабатывающего завода в городе Кара-Балта на западе республики работает до 970 нелегальных китайских рабочих.
Интерес Китая к своему небольшому центральноазиатскому соседу следует рассматривать в первую очередь через призму стремления Пекина обеспечить стабильность в собственной соседней неспокойной провинции Синьцзян, говорит доцент Шанхайской академии общественных наук Ли Лифан. Инвестируя в ключевые инфраструктурные проекты в Кыргызстане, Китай "берет на себя обязательство способствовать собственным развитием процветанию соседних государств", сообщил он EurasiaNet.org по электронной почте.
Другим острым вопросом для правительства республики – которому и так не хватает годовых бюджетных доходов в размере 2 млрд долларов – это из чего возвращать долги Китаю. На взгляд Ли, можно рассмотреть возможность бартерного обмена, т.е. возмещения вложений путем предоставления концессий на добычу минерального сырья и долгосрочной аренды сельскохозяйственных угодий. Подобные схемы вполне вписались бы в "глобальную экономическую модель" Пекина, отмечает Ли.
Подобные сделки определенно способны привести в замешательство многих в Кыргызстане, где не слишком значительные запасы минеральных ископаемых весьма ревностно охраняются. Китайским компаниям уже неоднократно приходилось сталкиваться с массовым недовольством местных жителей, принимающим насильственные формы, а также с язвительными выступлениями со стороны кыргызскоязычных СМИ. Так, например, некоторые СМИ пишут о том, что разрабатываемое китайской компанией золоторудное месторождение Иштамберды на юге страны было концессией, предоставленной на крайне льготных условиях за участие КНР в реализации инфраструктурного проекта в 2006 году. В 2011 году экс-премьер Кыргызстана Омурбек Бабанов подвергся резкой критике за предложение предоставить концессии на разработку минеральных ресурсов в качестве платы за кыргызский участок скандальной железнодорожной ветки, которая должна соединить Китай с соседним Узбекистаном по территории Кыргызстана.
Самым свежим примером применяемых КНР методов возмещения расходов стало сообщение кыргызского информагентства Kloop.kg от 15 июля о возникших у генеральной прокуратуры возражениях против соглашения, заключенного между министерством внутренних дел и компанией "Beijing Construction Engineering Group International". Эта государственная компания КНР должна была установить видеокамеры на участках трасс, соединяющих Бишкек с городом Ош на юге и городом Каракол на северо-востоке страны. Две стороны договорились, что китайская компания будет забирать себе штрафы за превышение автомобилистами скорости, пока не окупит свои инвестиции.
"Изъятие штрафов из республиканского бюджета является исключительной компетенцией государственных органов", – подчеркнула генеральная прокуратура в своем заявлении от 15 июля, добавив, что потребовала от правительства Кыргызстана расторгнуть соглашение с китайской стороной.
Пока западные инвесторы с настороженностью взирают на Кыргызстан – где, согласно министру экономики Темиру Сариеву, бюджет теряет из-за коррупции по 700 млн долларов в год, Бишкеку, судя по всему, ничего не остается, кроме как активнее прибегать к китайским инвестициям. "Отсутствуют не инвестиции, а условия в стране, позволяющие их привлекать и эффективно использовать", – отмечает Валентин Богатырев.
От редактора:
Крис Риклтон является журналистом из Бишкека.
24.07.2013
Источник - russian.eurasianet.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий