Технократический авторитаризм в Казахстане начнет формироваться в следующем 2013 году. Соответственно, практически все элитные группировки будут прилагать максимум усилий, чтобы попасть в ряды политических госслужащих и продвинуть своих людей в корпус "А".
Эта конкуренция, соответственно, может вызвать очередной виток внутриэлитных конфликтов. Но, по всей видимости, эти конфликты будут более масштабными. И это, похоже, обусловлено приближающимся постназарбаевским периодом. Об этом, в ходе круглого стола "Security 2013: тренды, риски, сценарии" в Алма-Ате заявил координатор проектов Центра программ безопасности Талгат Мамырайымов, сделавший доклад по внутриэлитным столкновениям в Казахстане. ИА REGNUM публикует доклад полностью.
В Казахстане ключевыми участниками общественно-политических процессов являются элитные группировки, группы давления. Поэтому от характера их взаимоотношений зависит в целом все состояние и будущее нашего государства. Риски в казахстанском внутриэлитном климате могут иметь большие последствия и угрозы для нашего государства. События этого года в полной мере показали это. Практически все резонансные события этого года (массовое убийство в Иле-Алатауском национальном парке, на заставе Арканкерген, ряд терактов) по косвенным данным имеют определенную связь с ухудшением внутриэлитного климата. Эти инциденты всколыхнули все общество. Практически нет ни одного казахстанца, кто не обсуждал бы эти события со своими друзьями, родственниками. Общество беспокоится относительно своего будущего. Тем более, что уже есть некоторые экспертные заключения касательно угрозы, которую в себе таят внутриэлитные конфликты.
В частности, как вы знаете, недавно, в августе текущего года исследовательское агентство "Рейтинг.kz" проводило экспертный опрос. В ходе которого выявлялись риски для стабильного развития Казахстана на перспективу ближайших одного года или двух лет. В данном исследовании эксперты главным риском безопасности нашей страны назвали дестабилизацию в системе власти вследствие неконтролируемого столкновения различных групп влияния между собой. В то же время во время этого опроса не были очерчены конкретные риски внутриэлитных взаимоотношений на ближайшее время.
В связи с этим представляется необходимым попытаться показать основные риски внутриэлитного климата в Казахстане в следующем 2013 году. Для этого, соответственно, необходимо рассмотреть основные тенденции в жизнедеятельности элитных группировок. Прошлый и текущий годы показали, что в казахстанском внутриэлитном поле наметились следующие тренды, связанные, по всей видимости, с ожиданием преемственности верховной власти Казахстана.
Первое. Разворачивается конфликт основных элитных группировок, функционирующих по региональному признаку и принципу близости к президенту Казахстана. При этом основным объектом конкурентной борьбы элитных группировок выступает право контролирования силовых структур Казахстана. Внешним проявлением этой борьбы являются, по-видимому, события вокруг Арканкергена, большинство террористических актов, направленных против представителей силовых структур. Все это сопровождается масштабной информационной войной на страницах печатных и электронных СМИ. Особенно ярко это проявляется вокруг дела Владислава Челаха. Как показывают исследования Института политических решений, судебный процесс по делу Владислава Челаха проходит "в условиях информационной войны...как минимум двух противоборствующих элитных лагерей".
Причем конкурентная борьба элит в нашей стране происходит исключительно внутри самой межэлитной среды. Между тем, для развития общества на основе конкуренции элит необходимо, чтобы она происходила также в виде взаимодействия элиты, внеэлитных групп и общества. Наша политическая и экономическая элита уже вошла во вкус обособленной от реалий жизни особой касты. Все это напоминает кастовое общество, где элите отводится особое, привилегированное место. Соответственно, увеличивается пропасть между элитой и остальной частью общества. В то время как элита должна быть представителями лучших слоев общества, но вместо этого дистанцируется от него.
В результате происходит перегрев так называемого "ящика Дэвида Истона", то есть политической системы. Как известно, модель политической системы, разработанной Истоном, часто представляется специалистами в виде некоего "черного ящика", где требования и поддержка народных масс являются входом в политическую систему, а принимаемые элитой решения и действия - ответной реакцией на это. Причем эти решения и действия относятся к окружающей среде политической системы, то есть к обществу, народу. Следуя Истону, импульсы на "входе" и на "выходе" политической системы должны быть взаимосвязаны. Без этого невозможно адекватное управление политической системой, ее функционирование и развитие.
Название модели политической системы Дэвида Истона в виде "черного ящика" как нельзя лучше подходит к характеристике казахстанской политической системы. Весь политический процесс в нашей стране проходит кулуарно, в закрытом от общества режиме, в некоем так сказать "черном ящике", откуда периодически выходит информация (законопроекты, решения, уголовные преследования), будоражащая общество.
Второе. Разворачивается процесс рекрутирования в правящую элиту людей с технократическими способностями. Обновление состава правящей элиты Казахстана, по-видимому, будет происходить за счет создания корпуса "А" государственных служащих. И он будет формироваться из управленцев-технократов. Со стороны президента будет проводиться тщательный контроль за процессом отбора кандидатов в этот корпус. Не случайно, поэтому этот корпус называют президентским кадровым резервом.
В принципе уже некоторое время к передовым позициям первого эшелона правящей элиты начинают подходить вплотную отпрыски известных семей, получившие образование за рубежом, в том числе и по программе "Болашак". Причем большинство из них выдвинулись благодаря своим технократическим способностям. В этой связи можно сказать, что в Казахстане начинает складываться молодое поколение технократической элиты. Причем большая часть этих управленцев была обучена в рамках прозападных ценностей, то есть уже на значительной дистанции от пророссийской ориентации.
Кроме того, президент будет лично заниматься отбором политических госслужащих, к которым будут относиться первый руководитель ведомства, министр, вице-министр, на уровне областей - это аким (губернатор - ИА REGNUM), его заместители и аким областного центра. Тем самым президент, по-видимому, решил сделать перезагрузку всей правящей элиты Казахстана. В пользу этого, например, говорит характер его недавних высказываний на совещании с акимами всех уровней и на совещании по региональному развитию.
Таким образом, можно полагать, что в Казахстане начинает складываться элитарный и технократический авторитаризм. Главной чертой этого авторитаризма выступает доминирующая роль управления государства на основе его профессионального превосходства перед всеми другими элементами политической системы. Именно это обстоятельство является главным признаком этого режима - гипертрофированное доминирование и без того, основного элемента казахстанской политической системы - государства.
Третье. В межэлитном пространстве Казахстана разворачивается скрытая борьба сторонников консервативного и либерального пути развития Казахстана с параллельным стремлением старого поколения сохранить на как можно больший срок авторитарный режим. Причем в эту борьбу начинают подключаться несколько отдаленные от правящей элиты группы влияния, относящиеся к экономической элите. Свои экономические интересы эти группы давления продвигают посредством закрытого политического процесса, то есть в русле сложившейся казахстанской практики разработки и принятия государственных решений.
Но в последнее время данные группы давления начали активно продвигать и свои политические интересы посредством публичной политики, то есть выдвижения неофициальными структурами различных инициатив, требований касательно жизнедеятельности общества, государства. На данном этапе это, видимо, происходит в виде создания специальных движений, поддержки проведения конференций, круглых столов и других форумов казахских национал-патриотических сил, религиозных деятелей. Так, данные группы давления начинают направлять идеологическое развитие общества посредством контроля различных национал-патриотических и религиозных кругов. Главная цель такого тренда - это подготовка группами влияния своего политического будущего.
Таким образом, в настоящее время в Казахстане все зримее принимает очертания тенденция политизации групп давления, являющихся частью казахстанской экономической элиты. Иначе говоря, из данных групп влияния постепенно начинает складываться новая контрэлита.
И развивается этот процесс главным образом по причине отстраненности правящей элиты от выработки магистральных идеологических ориентиров для Казахстана, казахстанского общества. Одним из главных признаков правящей элиты выступает разработка базовой идеологии, базовых ценностей для всего общества. Образно говоря, элита должна быть понятийным аппаратом общества. Именно этот смысл вкладывается в содержание понятия "элита". Между тем, базовой чертой казахстанской правящей элиты является отсутствие в ней единства экономических интересов, идеологических и политических предпочтений. Более того, в правящей элите развивается ползучий процесс деидеологизации. Правящую элиту только сплачивает стремление сохранить статус-кво в политическом устройстве Казахстана, свои властные позиции в нем.
Вместе с тем из года в год будет нарастать конкуренция ведущих держав мира в центрально-азиатском регионе. И это вызвано в первую очередь большими геоэкономическими и геополитическими планами США, КНР и России в отношении Центральной Азии. Представляется, что ощутимое столкновение интересов данных государств в регионе начнется к 2014 году, когда планируется вывод войск международной коалиции из Афганистана. В такой ситуации уже в 2013 году перед нашей правящей элитой начнет зримо вырисовываться необходимость выбора идеологических предпочтений касательно дальнейшего позиционирования Казахстана на внешней арене, в центрально-азиатском регионе.
Иначе говоря, стремление некоторых кругов экономической элиты (или около элитных кругов) участвовать в публичной политике указывает на их стремление стать политической элитой. В этом смысле повторяется ситуация конца 1990-х и начала 2000-х годов, когда молодое поколение казахстанцев, получившее в свои руки финансовые ресурсы стали бороться за политическую власть. Тогда, как известно, они вступили в конфликт с правящей элитой. Так, в независимом Казахстане появилась первая контрэлита. В настоящее время, по-видимому, развивается тенденция формирования второй волны казахстанской контрэлиты. И, по всей видимости, при определенном стечении обстоятельств 2013 год в этом плане должен стать переломным.
Основные риски внутрэлитного климата в Казахстане в 2013 году
Первое. Есть высокая вероятность того, что в следующем году конкурентная борьба элитных группировок может привести их к открытому взаимному столкновению. Видимо, в этом году начнется конфликт старого и молодого поколений элитных групп давления. В целом, существует два вида внутриэлитных конфликтов. Первый вид конфликта элит заключается в их борьбе за политическую власть.
Второй вид конфликта элит за политическую власть происходит при втягивании в него широких масс простого народа. Обычно это бывает на волне масштабных социальных проблем. В этой связи, учитывая постепенное распространение на Казахстан очередного витка мирового экономического кризиса, можно ожидать рост социальных проблем в казахстанском обществе в следующем году. В итоге, вполне возможно появление в Казахстане в 2013 году второго вида внутриэлитных конфликтов. Тем более, что у нас уже был такого рода конфликт. События в Жанаозене 16 декабря прошлого года в некотором смысле относятся к межэлитному конфликту с мобилизацией представителей простого народа.
Второе. В 2013 году возможно выдвижение силовых структур в нашей стране на позицию основных инструментов достижения политической власти. Это создает высокий риск участия силовых структур в государственных переворотах.
Третье. Отсутствие интерактивной связи правящей элиты с обществом при разработке и принятии государственных решений может привести в 2013 году к ослаблению ее властных ресурсов. Именно неустойчивость, размытость идеологических предпочтений правящей элиты может стать главной основой очередного витка формирования в 2013 году нового поколения контрэлиты. Как я уже отметил, формирующаяся контрэлита уже постепенно начинает брать под контроль основные идеологические предпочтения казахского общества, особенно ее национал-патриотически настроенной части. Языковой скандал августа прошлого года показал это в полной мере. В этих условиях правящая элита рискует оказаться на обочине поддержки, в частности, доминирующей казахскоязычной части населения. В итоге конкуренция, а затем возможный конфликт правящей элиты с контрэлитой может стать определяющим для ближайшей перспективы одного года или двух лет. Четвертое. Развитие в 2013 году в Казахстане элитарного и технократического авторитаризма создает риск для всего развития государства. Чем это мотивировано?
Во-первых, в таком режиме все реформы проводятся исключительно за счет усилий государственной машины. Общество, общественное мнение, общественные ценности, в конечном итоге, в таком режиме играют роль стороннего наблюдателя, аутсайдера. (В результате будет углубляться диллема - служить народу с соответствующей зарубкой на носу, или использовать государственный пост ради его самого).
Во-вторых, тем самым государственная власть становится главным источником перераспределения всех видов ресурсов и ценностей, включая и культурные. Рыночная экономика в этих условиях также становится заложницей государственной машины. Так, государственная власть станет главным источником пополнения ресурсов, богатств. (Разумеется, уже сейчас государственный пост рассматривается как патримониум (то есть собственное поместье). Но эта практика грозит выйти на грань гиперболизации.) В итоге усилится внутрэлитная конкуренция в борьбе за верховную власть. Так мы можем получить практику формирования такого вида авторитарного режима за счет "ползучих" государственных переворотов усилиями отдельных элитных группировок.
Пятое. Технократический авторитаризм, похоже, начнет формироваться в следующем 2013 году. Соответственно, практически все элитные группировки будут прилагать максимум усилий, чтобы попасть в ряды политических госслужащих и продвинуть своих людей в корпус "А". Эта конкуренция, соответственно, может вызвать очередной виток внутриэлитных конфликтов. Эти конфликты будут более масштабными. И это обусловлено, по-видимому, приближающимся постназарбаевским периодом.
ИА REGNUM
Эта конкуренция, соответственно, может вызвать очередной виток внутриэлитных конфликтов. Но, по всей видимости, эти конфликты будут более масштабными. И это, похоже, обусловлено приближающимся постназарбаевским периодом. Об этом, в ходе круглого стола "Security 2013: тренды, риски, сценарии" в Алма-Ате заявил координатор проектов Центра программ безопасности Талгат Мамырайымов, сделавший доклад по внутриэлитным столкновениям в Казахстане. ИА REGNUM публикует доклад полностью.
В Казахстане ключевыми участниками общественно-политических процессов являются элитные группировки, группы давления. Поэтому от характера их взаимоотношений зависит в целом все состояние и будущее нашего государства. Риски в казахстанском внутриэлитном климате могут иметь большие последствия и угрозы для нашего государства. События этого года в полной мере показали это. Практически все резонансные события этого года (массовое убийство в Иле-Алатауском национальном парке, на заставе Арканкерген, ряд терактов) по косвенным данным имеют определенную связь с ухудшением внутриэлитного климата. Эти инциденты всколыхнули все общество. Практически нет ни одного казахстанца, кто не обсуждал бы эти события со своими друзьями, родственниками. Общество беспокоится относительно своего будущего. Тем более, что уже есть некоторые экспертные заключения касательно угрозы, которую в себе таят внутриэлитные конфликты.
В частности, как вы знаете, недавно, в августе текущего года исследовательское агентство "Рейтинг.kz" проводило экспертный опрос. В ходе которого выявлялись риски для стабильного развития Казахстана на перспективу ближайших одного года или двух лет. В данном исследовании эксперты главным риском безопасности нашей страны назвали дестабилизацию в системе власти вследствие неконтролируемого столкновения различных групп влияния между собой. В то же время во время этого опроса не были очерчены конкретные риски внутриэлитных взаимоотношений на ближайшее время.
В связи с этим представляется необходимым попытаться показать основные риски внутриэлитного климата в Казахстане в следующем 2013 году. Для этого, соответственно, необходимо рассмотреть основные тенденции в жизнедеятельности элитных группировок. Прошлый и текущий годы показали, что в казахстанском внутриэлитном поле наметились следующие тренды, связанные, по всей видимости, с ожиданием преемственности верховной власти Казахстана.
Первое. Разворачивается конфликт основных элитных группировок, функционирующих по региональному признаку и принципу близости к президенту Казахстана. При этом основным объектом конкурентной борьбы элитных группировок выступает право контролирования силовых структур Казахстана. Внешним проявлением этой борьбы являются, по-видимому, события вокруг Арканкергена, большинство террористических актов, направленных против представителей силовых структур. Все это сопровождается масштабной информационной войной на страницах печатных и электронных СМИ. Особенно ярко это проявляется вокруг дела Владислава Челаха. Как показывают исследования Института политических решений, судебный процесс по делу Владислава Челаха проходит "в условиях информационной войны...как минимум двух противоборствующих элитных лагерей".
Причем конкурентная борьба элит в нашей стране происходит исключительно внутри самой межэлитной среды. Между тем, для развития общества на основе конкуренции элит необходимо, чтобы она происходила также в виде взаимодействия элиты, внеэлитных групп и общества. Наша политическая и экономическая элита уже вошла во вкус обособленной от реалий жизни особой касты. Все это напоминает кастовое общество, где элите отводится особое, привилегированное место. Соответственно, увеличивается пропасть между элитой и остальной частью общества. В то время как элита должна быть представителями лучших слоев общества, но вместо этого дистанцируется от него.
В результате происходит перегрев так называемого "ящика Дэвида Истона", то есть политической системы. Как известно, модель политической системы, разработанной Истоном, часто представляется специалистами в виде некоего "черного ящика", где требования и поддержка народных масс являются входом в политическую систему, а принимаемые элитой решения и действия - ответной реакцией на это. Причем эти решения и действия относятся к окружающей среде политической системы, то есть к обществу, народу. Следуя Истону, импульсы на "входе" и на "выходе" политической системы должны быть взаимосвязаны. Без этого невозможно адекватное управление политической системой, ее функционирование и развитие.
Название модели политической системы Дэвида Истона в виде "черного ящика" как нельзя лучше подходит к характеристике казахстанской политической системы. Весь политический процесс в нашей стране проходит кулуарно, в закрытом от общества режиме, в некоем так сказать "черном ящике", откуда периодически выходит информация (законопроекты, решения, уголовные преследования), будоражащая общество.
Второе. Разворачивается процесс рекрутирования в правящую элиту людей с технократическими способностями. Обновление состава правящей элиты Казахстана, по-видимому, будет происходить за счет создания корпуса "А" государственных служащих. И он будет формироваться из управленцев-технократов. Со стороны президента будет проводиться тщательный контроль за процессом отбора кандидатов в этот корпус. Не случайно, поэтому этот корпус называют президентским кадровым резервом.
В принципе уже некоторое время к передовым позициям первого эшелона правящей элиты начинают подходить вплотную отпрыски известных семей, получившие образование за рубежом, в том числе и по программе "Болашак". Причем большинство из них выдвинулись благодаря своим технократическим способностям. В этой связи можно сказать, что в Казахстане начинает складываться молодое поколение технократической элиты. Причем большая часть этих управленцев была обучена в рамках прозападных ценностей, то есть уже на значительной дистанции от пророссийской ориентации.
Кроме того, президент будет лично заниматься отбором политических госслужащих, к которым будут относиться первый руководитель ведомства, министр, вице-министр, на уровне областей - это аким (губернатор - ИА REGNUM), его заместители и аким областного центра. Тем самым президент, по-видимому, решил сделать перезагрузку всей правящей элиты Казахстана. В пользу этого, например, говорит характер его недавних высказываний на совещании с акимами всех уровней и на совещании по региональному развитию.
Таким образом, можно полагать, что в Казахстане начинает складываться элитарный и технократический авторитаризм. Главной чертой этого авторитаризма выступает доминирующая роль управления государства на основе его профессионального превосходства перед всеми другими элементами политической системы. Именно это обстоятельство является главным признаком этого режима - гипертрофированное доминирование и без того, основного элемента казахстанской политической системы - государства.
Третье. В межэлитном пространстве Казахстана разворачивается скрытая борьба сторонников консервативного и либерального пути развития Казахстана с параллельным стремлением старого поколения сохранить на как можно больший срок авторитарный режим. Причем в эту борьбу начинают подключаться несколько отдаленные от правящей элиты группы влияния, относящиеся к экономической элите. Свои экономические интересы эти группы давления продвигают посредством закрытого политического процесса, то есть в русле сложившейся казахстанской практики разработки и принятия государственных решений.
Но в последнее время данные группы давления начали активно продвигать и свои политические интересы посредством публичной политики, то есть выдвижения неофициальными структурами различных инициатив, требований касательно жизнедеятельности общества, государства. На данном этапе это, видимо, происходит в виде создания специальных движений, поддержки проведения конференций, круглых столов и других форумов казахских национал-патриотических сил, религиозных деятелей. Так, данные группы давления начинают направлять идеологическое развитие общества посредством контроля различных национал-патриотических и религиозных кругов. Главная цель такого тренда - это подготовка группами влияния своего политического будущего.
Таким образом, в настоящее время в Казахстане все зримее принимает очертания тенденция политизации групп давления, являющихся частью казахстанской экономической элиты. Иначе говоря, из данных групп влияния постепенно начинает складываться новая контрэлита.
И развивается этот процесс главным образом по причине отстраненности правящей элиты от выработки магистральных идеологических ориентиров для Казахстана, казахстанского общества. Одним из главных признаков правящей элиты выступает разработка базовой идеологии, базовых ценностей для всего общества. Образно говоря, элита должна быть понятийным аппаратом общества. Именно этот смысл вкладывается в содержание понятия "элита". Между тем, базовой чертой казахстанской правящей элиты является отсутствие в ней единства экономических интересов, идеологических и политических предпочтений. Более того, в правящей элите развивается ползучий процесс деидеологизации. Правящую элиту только сплачивает стремление сохранить статус-кво в политическом устройстве Казахстана, свои властные позиции в нем.
Вместе с тем из года в год будет нарастать конкуренция ведущих держав мира в центрально-азиатском регионе. И это вызвано в первую очередь большими геоэкономическими и геополитическими планами США, КНР и России в отношении Центральной Азии. Представляется, что ощутимое столкновение интересов данных государств в регионе начнется к 2014 году, когда планируется вывод войск международной коалиции из Афганистана. В такой ситуации уже в 2013 году перед нашей правящей элитой начнет зримо вырисовываться необходимость выбора идеологических предпочтений касательно дальнейшего позиционирования Казахстана на внешней арене, в центрально-азиатском регионе.
Иначе говоря, стремление некоторых кругов экономической элиты (или около элитных кругов) участвовать в публичной политике указывает на их стремление стать политической элитой. В этом смысле повторяется ситуация конца 1990-х и начала 2000-х годов, когда молодое поколение казахстанцев, получившее в свои руки финансовые ресурсы стали бороться за политическую власть. Тогда, как известно, они вступили в конфликт с правящей элитой. Так, в независимом Казахстане появилась первая контрэлита. В настоящее время, по-видимому, развивается тенденция формирования второй волны казахстанской контрэлиты. И, по всей видимости, при определенном стечении обстоятельств 2013 год в этом плане должен стать переломным.
Основные риски внутрэлитного климата в Казахстане в 2013 году
Первое. Есть высокая вероятность того, что в следующем году конкурентная борьба элитных группировок может привести их к открытому взаимному столкновению. Видимо, в этом году начнется конфликт старого и молодого поколений элитных групп давления. В целом, существует два вида внутриэлитных конфликтов. Первый вид конфликта элит заключается в их борьбе за политическую власть.
Второй вид конфликта элит за политическую власть происходит при втягивании в него широких масс простого народа. Обычно это бывает на волне масштабных социальных проблем. В этой связи, учитывая постепенное распространение на Казахстан очередного витка мирового экономического кризиса, можно ожидать рост социальных проблем в казахстанском обществе в следующем году. В итоге, вполне возможно появление в Казахстане в 2013 году второго вида внутриэлитных конфликтов. Тем более, что у нас уже был такого рода конфликт. События в Жанаозене 16 декабря прошлого года в некотором смысле относятся к межэлитному конфликту с мобилизацией представителей простого народа.
Второе. В 2013 году возможно выдвижение силовых структур в нашей стране на позицию основных инструментов достижения политической власти. Это создает высокий риск участия силовых структур в государственных переворотах.
Третье. Отсутствие интерактивной связи правящей элиты с обществом при разработке и принятии государственных решений может привести в 2013 году к ослаблению ее властных ресурсов. Именно неустойчивость, размытость идеологических предпочтений правящей элиты может стать главной основой очередного витка формирования в 2013 году нового поколения контрэлиты. Как я уже отметил, формирующаяся контрэлита уже постепенно начинает брать под контроль основные идеологические предпочтения казахского общества, особенно ее национал-патриотически настроенной части. Языковой скандал августа прошлого года показал это в полной мере. В этих условиях правящая элита рискует оказаться на обочине поддержки, в частности, доминирующей казахскоязычной части населения. В итоге конкуренция, а затем возможный конфликт правящей элиты с контрэлитой может стать определяющим для ближайшей перспективы одного года или двух лет. Четвертое. Развитие в 2013 году в Казахстане элитарного и технократического авторитаризма создает риск для всего развития государства. Чем это мотивировано?
Во-первых, в таком режиме все реформы проводятся исключительно за счет усилий государственной машины. Общество, общественное мнение, общественные ценности, в конечном итоге, в таком режиме играют роль стороннего наблюдателя, аутсайдера. (В результате будет углубляться диллема - служить народу с соответствующей зарубкой на носу, или использовать государственный пост ради его самого).
Во-вторых, тем самым государственная власть становится главным источником перераспределения всех видов ресурсов и ценностей, включая и культурные. Рыночная экономика в этих условиях также становится заложницей государственной машины. Так, государственная власть станет главным источником пополнения ресурсов, богатств. (Разумеется, уже сейчас государственный пост рассматривается как патримониум (то есть собственное поместье). Но эта практика грозит выйти на грань гиперболизации.) В итоге усилится внутрэлитная конкуренция в борьбе за верховную власть. Так мы можем получить практику формирования такого вида авторитарного режима за счет "ползучих" государственных переворотов усилиями отдельных элитных группировок.
Пятое. Технократический авторитаризм, похоже, начнет формироваться в следующем 2013 году. Соответственно, практически все элитные группировки будут прилагать максимум усилий, чтобы попасть в ряды политических госслужащих и продвинуть своих людей в корпус "А". Эта конкуренция, соответственно, может вызвать очередной виток внутриэлитных конфликтов. Эти конфликты будут более масштабными. И это обусловлено, по-видимому, приближающимся постназарбаевским периодом.
ИА REGNUM
Комментариев нет:
Отправить комментарий