вторник, 10 сентября 2013 г.

Ойнихол Бобоназарова: Почему она?

Ойнихол Бобоназарова, одна из известных правоведов республики, активный общественный и политический деятель, сегодня была выдвинута единым кандидатом на президенты от Объединения реформаторских сил Таджикистана.

Касательно такого решения координационного совета ОРСТ, у всех своя позиция, которая даже внутри Объединения противоречивы друг другу. Но все позиции можно обобщить одним вопросом: Почему она?

Почти никто не ожидал такой исход событий. Многие думали, что оппозиционные силы объединятся вокруг ранее заявленного СДПТ кандидата – Зойирова, более известной личности и более активной фигуры в политической арене страны. Также ожидалось выдвижения Кабири, который при «схватке» был бы достойным конкурентов Зойирову, но с большим «бонусом» - поддержкой наиболее сильной оппозиционной партии ПИВТ. Даже предполагалось, что участие видного религиозного лидера, настоящего тяжеловеса политических игр – Ходжи Акбар Тураджонзода – в этом Совете не случайно, и вполне возможно, что он вернется в «большую игру».

Но случилось что случилось: оппозиция выдвинула Бобоназарову. Да, довольно неожиданный вариант. Самый настоящий сюрприз.

Почему не Зойиров? Или даже Кабири?

Кандидатура Тураджонзода на «кандидатство» отпадает – он не раз давал знать, что пока не собирается бороться за высшее кресло. Остаются два сильнейших оппозиционеров – Кабири и Зойиров. У них наибольшее количество

Был бы Зайд Саидов в строю, возможно, был бы одного веса с ними; но пока он оставляет больше места для маневра других.

А может, именно участь Саидова дал сигнал тревоги лидерам двух крупных оппозиционных партий? Неужели Зойиров и Кабири побоялись потерять свое дело? Думаю, дело не в этом. По крайней мере, так надеюсь.

Косимов и Умаров, как представители незарегистрированной партии «Новый Таджикистан», не смогли бы претендовать на кресло президента. Ведь для этого им пришлось бы «изменять» своему движению и выступать от имени ПИВТ или СДПТ.

Кабири не раз давал знать, что отказался от такой возможности, но это не обозначает, что ПИВТ отказался от непосредственного участия на выборах со своим кандидатом. Все-таки, политсовет партии решает, как ей быть, а не лидер ПИВТ в одиночестве. По крайней мере, так заявляют руководство и члены исламской партии.

По всей видимости, у СДПТ дела обстоят по-другому. Слова Зойирова – лидера партии и Шукурджона Хакимова – его заместителя имеют довольно большое значение для партии. Ситуация с Зойировым немного отличается и с другой стороны – он объявлял о своей готовности выступить от имени всех оппозиционных сил и групп страны. И многие поддерживали эту инициативу.

Думаю, основная борьба была между Кабири и Зойировым. И хорошо, что они пришли к консенсусу и Объединение не распался.
Кажется, Кабири не захотел повторения послевыборной ситуации 2010 года, когда некоторые члены были готовы отстоять полученные голоса любым путем. Видимо, общество – как наше, таджикское, так и международное – боится «исламизации» страны после победы кандидата от ПИВТ, и Кабири опасается этой боязни.

Зойиров же, будучи оклеветанным «агентом соседней страны» и обвиненный во многом другом, также может вызвать недоверие населения, так как машина антиагитации сделало немалое для снижения его имиджа.

Да и не только его. Кто только не пострадал.

Некоторые предлагают и другой вариант – два лидера решили, что кресло должно достаться третьему кандидату. «Ни тебе, ни мне», как говорится. Тоже возможно, но я не склонен к этому.

А может, все дело – во внутренних проблемах каждой из этих групп и партий?

Консенсус

Имея в виду все вышеперечисленное, кандидатура Бобоназаровой выглядит вполне обдуманно и даже достойно.

Женщина, мужеству которой позавидовали бы многие мужчины. А может, и не позавидовали бы – то, что она пережила в девяностые, мало кому можно пожелать. Соучредитель Демократической партии Таджикистана (нет, не НДПТ, и не СДПТ – той партии ныне не существует), оппозиционер. Одним словом, в прошлом – самая настоящая активная политическая фигура в стране. Насколько сильная и успешная – не мне судить, но что важно в нынешней ситуации – она не новая в этой арене. Но, увы, ее не многие знают.

Сильна и в области прав и законов, что также немаловажно: в нынешних реалиях, нашей стране не помещало бы лидерство человека, который знает, под какими бумагами подписывает, и насколько согласованы тот или иной законодательный документ с другими.

Впервые в практике Таджикистана, оппозиционные силы объединились во имя победы единого кандидата. Впервые выдвигается женщина. Надеюсь, сторонники ПИВТ и СДПТ, двух сильных политических движений, и Тураджонзода – который один стоит целой партии – смогут поддержать выбранного кандидата.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий