вторник, 1 октября 2013 г.

Угрозы стабильности переходного периода

По мере приближения окончания правления Нурсултана Назарбаева, Казахстан может столкнуться с серьезными испытаниями, говорится в новом отчете, т.к. тонкий налет богатства и стабильности в стране лишь слегка скрывает трещины в системе, которые могут поглотить следующего президента.
«Казахстан давно воспринимается извне как самое процветающее и стабильное государство в регионе, рассматриваемом как неустойчивый и погруженный в дисфункцию, — говорится в опубликованном 30 сентября отчете Международной кризисной группы (МКГ). — Но основанное на нефти богатство страны скрывает «множество серьезных проблем».
«Стареющий авторитарный лидер страны, не назначивший себе преемника, забастовки рабочих, рост исламизма, коррупция и госаппарат, который при столкновении даже с небольшими проблемами в сфере безопасности начинает буксовать — все это указывает на то, что казахское государство не столь устойчиво, как может показаться на первый взгляд», — утверждают авторы данного документа, вышедшего под названием «Казахстан: В ожидании перемен».
Астана культивирует имидж экономического локомотива и оазиса политической стабильности в нестабильном регионе, но в отчете МКГ рассматриваются серьезные проблемы, которыми Астана почти не занимается, включая растущее неравенство между богатыми и бедными, подпитывающее народное недовольство (особенно на богатом нефтью западе страны), разгул коррупции и растущую волну радикализма, уже вылившуюся в ряд террористических актов.
Эти трудноразрешимые задачи могут стать слишком большим испытанием для того, кто придет после Назарбаева (находящегося у власти уже более двадцати лет), говорится в документе. На Назарбаева не распространяется ограничение в два президентских срока, что дает ему возможность переизбираться до конца жизни. Но учитывая, что президенту уже 73 года, вопрос о преемнике становится все острее, заявил в интервью EurasiaNet.org аналитик Досым Сатпаев, и передача президентских полномочий может сопровождаться дестабилизирующей страну борьбой за власть.
По мнению МКГ, Назарбаев оставит преемнику неоднозначное наследство в виде «богатой страны, в которой однако царит огромное социальное неравенство и нет механизма обеспечения открытости правительства». Когда президент покинет свой пост, «учитывая отсутствие зрелых и устойчивых политических институтов и механизмов, следующему поколению казахстанских лидеров придется двигаться «без карты»».
МКГ призывает Астану провести содержательные реформы с целью построения сильных государственных институтов, которые станут основой долгосрочной стабильности государства, которая не будет зависеть от отдельных личностей.
«Если не будут приложены серьезные усилия для проведения политических, социальных и экономических реформ, Казахстан рискует стать очередной страной с авторитарным режимом, упустившей шанс, предоставляемый ей обилием природных ресурсов», -сказала Дейрдре Тайнан, директор Центральноазиатского проекта МКГ  бывший корреспондент EurasiaNet.org), во время публикации отчета.
«Казахстану нужна стабильная государственная система, при которой парламент и судебная ветвь власти будут обладать независимостью и эффективно работать не потому, что их за собой тянет верховный лидер, а за счет встроенных в них честности и неподатливости коррупции, — добавил Пол Кин-Джадж, директор программ МКГ по Европе и Центральной Азии. — Если не будет проявлена политическая воля для достижения этих целей, Казахстан войдет в период стагнации и политических беспорядков, которые отбросят страну назад».
Справка. Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий, и одним из авторов блога «В коконе» на сайте EurasiaNet.
Источник: EurasiaNet

Комментариев нет:

Отправить комментарий