четверг, 3 октября 2013 г.

Каримов сказал о предпринимателях - жди беды

Президент Узбекистана высказался в Карши в защиту предпринимателей - как бы их не постигла наша участь, тревожатся фермеры. 


27 сентября Ислам Каримов побывал в Кашкадарьинской области, где снял с должности областного хокима Тураба Джураева и назначил на его место министра сельского и водного хозяйства Узбекистана Зафара Рузиева. 

Причиной отставки Джураева, по данным местных наблюдателей, стали трагические инциденты с молодыми людьми на сборе урожая хлопка. 

9 сентября на хлопке в Кашкадарье погибла от удара током 16-летняя учащаяся колледжа Мухлиса Ражабова. 

16 cентября студент второго курса Каршинского государственного университета Акром Уролов подрался со старшекурсниками, зарезав одного ножом и ранив троих. 

Но в официальных сообщениях о поездке президента в Карши об этом не говорится ни слова. 

Сам Каримов на сессии Кашкадарьинского Совета народных депутатов говорил лишь о высоких экономических показателях области, но и пожурил за отставание в производстве конкурентоспособной продукции. 

На следующий день ГосТВ Узбекистана транслировало программу о визите Каримова в Кашкадарью, предоставив возможность гражданам страны узнать, о чем говорил президент с тамошними жителями. 

Группа передовых фермеров, которые встретились с Каримовым, выглядела совершенно испуганной. Они едва могли выговорить заученные слова. 

Президент же был как всегда вальяжно раскован. Он стал говорить фермерам, что в Узбекистане открыта самая широкая дорога частным предпринимателям. 

Что он лично стоит на их защите. И еще добавил, что если их будут мучить всякими проверками, то они должны сообщить ему об этом, он их в обиду не даст. 

Находившиеся рядом с ним люди пришли в восторг, но не все. Часть помнит, как в 2002 году Каримов примерно то же самое говорил фермерам и про “широкую дорогу” и про “защиту”. 

Спустя 11 лет с того выступления фермеры и миллионы граждан страны, не имеющие никакого отношения к сельскому хозяйству, превратились в хлопкорабов. 

Начнем с начала 

После выступления президента в 2002 году, назвавшего фермеров “ласточками”, их жизнь начала меняться. К худшему. 

Начала уменьшаться прибавка к закупочной цене хлопка-сырца, это делалось ранее, чтобы компенсировать высокую инфляцию узбекского сума, что в итоге сравняло фермерский труд с грошами.  

Ближе к 2004 году фермерам перестали оставлять хлопковые семена для производства масла, шрот (жмых) и шелуху семян. Многие из них рассчитывали на это вторичное сырье, планируя таким образом компенсировать почти бесплатное выращивание для государства хлопка. 

Дело в том, что в феврале 2004 года правительство Узбекистана приняло постановление «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов», благодаря которому наложило лапу и на шрот с шелухой семян. 

Было определено, что продажа шрота и шелухи должна осуществляться на бирже по рыночной цене. В 2008 году это сырье потребовалось для поднятия животноводства, о чем вышло еще одно постановление правительства, а фермеры остались вообще ни с чем. 

Незаинтересованность в урожае хлопка самих фермеров, по их словам, вынуждает сегодня власти прибегать к помощи всех граждан страны, будь то артист драматического театра или учащийся колледжа, чтобы собрать урожай хлопка.

Нечего терять и бояться

Лишенные возможности зарабатывать на производстве хлопка многие фермеры говорят, что они уже ничего и никого не боятся. 

Рассказывают, как летом этого года во время сбора зерна в одно из хозяйств приехал Уктам Турсунов, представитель премьер-министра Шавката Мирзияева. 

Он прославился три года назад, когда в Пахтакорском районе Джизакской области заставил одного фермера вырыть себе могилу. 

Но в этом году приезд Турсунова не произвел на людей такого зловещего впечатления. 

В одном из МТП (машинно-тракторный парк) остановился Турсунов, застав спор местного фермера с работниками парка о починке комбайна. 

Требовалось купить новые запасные части на базаре, но наличных денег ни у кого не было. Фермер предлагал продать тонну зерна с комбайна и купить недостающую деталь. 

Уктам Турсунов тут же вмешался в спор, начал выяснять у фермера, почему он не может достать наличные деньги, а услышав ответ, распустил руки. 

Но удары маленького Турсунова, вес которого составляет примерно 60 килограммов, а рост 160 сантиметров, оказались нипочем фермеру при его росте 190см. и весе 120 кг. 

Увидев, что Турсунов утомился бить его, фермер сделал болезненную гримасу и попросил начальника не бить его по печени, мол у него цирроз. 

Уктам Турсунов развернулся к своей машине и ушел, а фермер, улыбнувшись, попросил накрывать на стол и подавать водку. 

Вот каково состояние сегодня сельского хозяйства в Узбекистане, заканчивает свой рассказ фермер, и задается вопросом, что же теперь произойдет с предпринимателями?

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий