Последнее расширенное заседание правительства, похоже, не свелось к дежурно-показательной порке чиновников, а стало началом серьезных перемен. Точнее, может стать.
На том заседании чуть ли не все центральные и местные органы исполнительной власти подверглись разгромной критике. В принципе, ничего экстраординарного не призошло, поскольку Президент периодически дает министрам и акимам встряску. И чиновники уже выработали своего рода иммунитет. Они соглашаются с критикой, обещают исправиться, а затем занимаются тем же самым.
Но на этот раз все пошло в ином русле. Мало того, что критика оказалась более жесткой, чем обычно, так еще в государственных СМИ развернулась беспрецедентная кампания по выявлению недостатков в работе правительства. Выглядит это, конечно, достаточно нелепо. Государственные газеты и информагентства, которые все время рапортовали об успехах в исполнении госпрограмм, теперь неожиданно прозрели и увидели в них массу недостатков.
Все эти псевдокритические публикации за версту пахнут госзаказом и не внушают доверия населению. Еще более забавно выглядят выступления против действий правительства со стороны депутатов парламента от партии «Нур Отан». Если раньше они безропотно поддерживали все иницативы правительства, то теперь вдруг осмелились на некоторую критику. Впрочем, мало кто питает иллюзии, что это связано со сменой установок «сверху».
В целом вся информационная кампания против правительства является очень неумелой и топорной. Впрочем, дело даже не в этом, поскольку и государственные СМИ, и «нуротановские» депутаты давно потеряли доверие. Но здесь важен сам факт, что впервые правительство оказалось «под прицелом».
Что это означает? Многие аналитики заговорили о том, что зашаталось кресло под премьер-министром Сериком Ахметовым. Однако это слишком примитивное понимание ситуации. Даже если главу правительства поменяют, этим дело не закончится.
Что это означает? Многие аналитики заговорили о том, что зашаталось кресло под премьер-министром Сериком Ахметовым. Однако это слишком примитивное понимание ситуации. Даже если главу правительства поменяют, этим дело не закончится.
В сфере государственного управления объективно назрели глубокие перемены. Исполнитальная власть стала практически бесконтрольной. И даже сейчас, после встряски, она не может прийти в чувство. Так, премьер-министр объявил выговоры первому вице-министру индустрии и новых технологий А.Рау, вице-министру регионального развития С.Нокину, финансов А.Тенгебаеву, здравоохранения Б.Токежанову, сельского хозяйства М.Толыбаеву, культуры и информации А.Кырыкбаеву. Также наказан ряд председателей комитетов и других должностных лиц.
Проще говоря, вновь найдены «стрелочники». Что касается первых руководителей, то глава правительства заявил, что внесет предложение Президенту, если ситуация не изменится к концу года. В этом и заключается проблема: у нас отсутствуют четкие критерии, по которым акимы или министры должны терять свои посты.
Само правительство без «пинков» со стороны никогда не поменяет стиль работы. Поэтому меняться будут не просто персоналии в правительстве, а сама система его работы. Сейчас есть шанс сделать его, наконец, подконтрольным обществу.
Само правительство без «пинков» со стороны никогда не поменяет стиль работы. Поэтому меняться будут не просто персоналии в правительстве, а сама система его работы. Сейчас есть шанс сделать его, наконец, подконтрольным обществу.
Поэтому нынешние движения в коридорах власти связаны именно с системными изменениями в отношениях между ее исполнительной и законодательной ветвями. Хотя шансы, что они увечаются успехом, не так уж велики. Слишком велика инерция и слишком нынешнее положение устраивает чиновников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий