четверг, 7 ноября 2013 г.

Узбекские силовики "шьют" дело очередному фотохудожнику

4 ноября в Ташкентской области под Ангреном был задержан известный узбекистанский фотограф, имеющий российское гражданство, Петр Стальбовский.

Неизвестно, где конкретно произошло задержание, пока известна лишь причина: "пересечение границы запретной зоны". Также известно, что задержали его сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ), рассказывает отец фотографа Олег Стальбовский.

Хроника событий

Лишь в четверг Стальбовскому-старшему стало известно, что 5 ноября его сына передали в ГОВД Ангрена для обстоятельного установления личности.

В тот же вечер в ташкентский отчий дом Стальбовского явился местный инспектор профилактики (участковый) Мирзо-Улугбекского РОВД старший лейтенант Хабиб Руфтилло, якобы, для "проверки соблюдения паспортного режима", проверил документы и ушел. Этот визит, по мнению Стальбовского-старшего, был неслучаен.

6 ноября, примерно, в 12 дня Петру разрешили позвонить отцу, и в разговоре с ним тот сообщил, где он находится, заверил, что его отпустят через два часа - надо только предъявить паспорт.

Однако через два часа, вместо Петра, к его отцу пришли четыре человека в штатском. Один из них представился старшим лейтенантом ангренского ГОВД Юнусом Абеддиновым, а остальные, скорее всего, были сотрудники СНБ.

Визитеры заявили, что Стальбовский-старший, во избежание недоразумений, должен добровольно выдать всю имеющуюся в доме компьютерную технику, а также носители информации. После чего забрали под расписку 3 компьютера, 2 флэшки и около 130 DV-дисков.

Уходя, Абеддинов сообщил отцу Петра, что "завтра-послезавтра передаст его в Тузель, и СНБ отпустит его на волю". Тузель - это пригородный район Ташкента, где, по всей видимости, находится упомянутое управление СНБ.

Ташкентским наблюдателям хорошо известно, что носители информации у задержанных просто так не одалживают: чаще всего в современном Узбекистане это делается для детального обследования содержания этих носителей и последующей фабрикации уголовных дел...

"Обкатывание" версий

Место задержания и его причину предполагает известный ангренский правозащитник и журналист Дмитрий Тихонов.

Город Ангрен, находящийся от Ташкента на расстоянии около 100 км в сторону Ферганской долины, город, входящий в промышленный треугольник: Ангрен-Алмалык-Чирчик (Ташкент). Градообразующее предприятие Ангрена - угольный разрез: в городе добывается 80 % всего угля Узбекистана. Также это центр добычи золота промтреугольника.

По мнению Тихонова, Стальбовского могли задержать в трех местах, где фотосъемка запрещена ввиду стратегического значения объектов, и в случае нарушения этого запрета формально задерживающие будут правы. 

В 10 км от Ангрена в сторону перевала Камчик находится контрольно-пропускной пункт, где досматривают все машины и проверяют документы. Фотографировать там запрещено.

В 26 км от города находится мост через реку Эрташ-сай, по которому ходить можно, но останавливаться (фотографировать) запрещено категорически, поскольку рядом находится погранзастава - недалеко граница с Таджикистаном.

И третье место - 33-й километр: там недавно развернулось крупное строительство железнодорожного тоннеля сквозь камчикский перевал.

По словам правозащитника, если ты сфотографировал или у тебя не в порядке документы, то, скорее всего, тебя ждет административное наказание. 

У россиянина Стальбовского, возможно, с собой был паспорт с видом на жительство, хотя, по мнению его отца, могла быть всего лишь его ксерокопия. И это в местах сплошных объектов стратегического значения! И рядом с таджикской границей...

По мнению ташкентского кинорежиссера Олега Карпова, задержание Стальбовского - это "понты". 

"Кому-то захотелось звездочку заработать, кто-то решил поиграть в шпионов", - говорит Карпов.

По его словам, это вообще маразм иметь в республике, в отличие от соседнего Кыргызстана, повсеместно всякие надуманные стратегические объекты, где по непонятным причинам запрещено фотографировать. 

Тем более, что в Узбекистане фотографировать нельзя вообще нигде - на любой улице, в любой махалле, из-за угла может выскочить мент и спросить, мол, а зачем снимаешь, с какой целью, чтобы выложить в Интернет? Уж не враг ли ты народа, его оскорбитель и клеветник? - продолжает режиссер.

Как раз три года назад по статьям Уголовного кодекса "Клевета" и "Оскорбление" за свое фототворчество в Ташкенте была осуждена (хотя тут же под влиянием зарубежных СМИ амнистирована) известный фотохудожник Умида Ахмедова...

Стальбовский Петр Олегович, 1977 года рождения, русский. Фотограф-пейзажист, автор нескольких персональных выставок, в том числе двух, организованных UNDP и посвященных Всемирному дню гор. Альпинист, горный гид, профессиональный велосипедист. Неоднократно с фотоаппаратом в руках задерживался узбекскими сотрудниками милиции на сроки от суток до семи.

Uznews.net

Эту новость на ссвоей странице Фейсбук прокомментировал Ядгор Норбутаев:

Очень похоже, что Пётр Стальбовский, фотограф из Ташкента, об аресте которого сообщили Uznews, как говорится, «залетел по-чёрному» и надолго. Ох, тяжело придётся ему доказывать, что он на самом деле вовсе не российский шпион.
Представьте себе, что в пределах Ташкента, какой-нибудь человек принялся бы в одиночку разгуливать рядом с так называемой «президентской трассой», да при этом ещё и фотографировать. Чтобы с ним было? В один момент его бы свинтили и спеленали доблестные бойцы невидимого фронта. 
Всем давно известна степень надёжности комплексной системы охраны президента Ислама Каримова. Специалисты утверждают, что она в данном смысле уступает лишь американской. Никакой посторонний человек не сможет приблизиться на расстоянии прицельного выстрела к автомобилю Каримова на всём пути его ежедневного следования в пределах города. При отклонении от маршрута, все пути так же надёжно блокируются.
Но как у любого Ахиллеса, так и у Каримова тоже есть своя «пятка».
В данном случае имеется в виду отдельные участки на пути следования президентского самолёта. На взлёте и, особенно, на посадке, когда снижающийся самолёт становится практически беззащитным от возможного его поражения с земли.
В сообщениях об аресте фотографа мелькнуло слово «Тузель», но ясно, что в данном случае имеется в виду не посёлок, а аэродром находящийся неподалёку. Именно с него всегда улетает и в него прибывает президентский борт.
Предположим, что подлетая с востока, этот самолёт начинает снижение с высоты 3000 метров под углом близким к глиссадному и равному 3-м градусам. Горизонтальная проекция при этом составит около 60 км. – высоту разделить на тангенс трёх градусов. А это как раз и есть расстояние от аэродрома до пригородов Ангрена.
Вот вам и «запретная зона», откуда самолёт президента может быть запросто поражён любым ПЗРК, будь то старинный «Стингер» или современная «Игла». Вариант практически беспроигрышный. Если знать время вылета президентского борта, допустим, из той же Москвы, то засечь его на подлете к «Тузелю» очень даже просто.
Теперь представьте себе, что в этой зоне появляется российский гражданин с фотоаппаратом…
Что он тут делает? Удобное место выбирает? Или какой-то тайник устраивает?
Так что боюсь, надолго данная история затянется…

Комментариев нет:

Отправить комментарий