История с травлей в Казахстане подвижника-монаха отца Софрония, основавшего на месте разрушенного большевиками монастыря детский приют и дом престарелых, получила неожиданное продолжение.
Статья в "Росбалте", в которой алма-атинский правозащитник и журналист Андрей Шербаков заявил, что отец Софроний мешал отдельным представителям духовенства РПЦ в Казахстане жить по "понятиям", разозлила клириков в Казахстане.
"Эх, Андрей, зачем же Вы так..., — пишет на своей страничке в Фейсбуке ключарь (зам настоятеля) крупнейшего в Алма-Ате Вознесенского собора отец Александр (Суворов). - Мало того, что Ваши деяния подпадают уже под санкцию ст. 129 п.2 УК РК, их также можно классифицировать пунктом третьим данной статьи, в диспозиции которой говорится уже о клевете, соединенной с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления. А по сути, вы обвинили епархиальное руководство в нарушении норм ст. 164 УК РК, а это уже тяжкое преступление. А еще, Андрей, это Девятая Заповедь. И, думаю, что это самый сильный аргумент. Вы выпустили джинна, забыв, что в Священном Писании есть два примера лжесвидетельства, наказание за которое пало не просто на самих лжецов, но и на организаторов – весь род или религиозное общество, которое согласилось с откровенной ложью. Тогда ложь привела к смертному приговору. Помоги Вам Господь. И вразуми".
Иначе говоря, полагает ключарь, по библейским законам журналист достоин смертной казни. "Я уже отдал текст господина Суворова на юридическую экспертизу, адвокат готовит документы в правоохранительные органы", — говорит Андрей Щербаков.
В следующем своем посте отец Александр характеризует защитников подвижника в целом: "Болотные" защитники отца Софрония все больше раскрывают подлинную сущность ложной духовности. Уже карикатуры на Святейшего пошли в рядах их сторонников. Они считают это нормальным. Завтра пойдут за права геев, наверно заступаться…".
В беседе с "Росбалтом" отец Александр настаивал на том, что РПЦ и рада была бы защитить приют, да не смогла устоять перед некими высшими силами:
"Действительно, со стороны видится совершенно глупое действо: у епархии имеется образцово-показательный приют, учредителем которой она является, — заявил он. — Туда привозят делегации разных уровней, кормят, детки танцуют и поют: все здорово и великолепно. Служит священник, который полностью (!) справляется со своими обязанностями: умеет находить деньги, связи и прочее. И вдруг епархии зачем-то понадобилось все это ломать, убирая игумена Софрония, понимая, что часть благодетелей уйдет. Осознавая, что надо каждый день искать деньги, питание, топливо. Наконец, находить священника, который сможет все это потянуть. И самое главное, идти "против общества" которое настаивает, во что бы то ни стало, оставить любимого батюшку".
"Разумный человек пойдет на такое? – Продолжает зам главы Вознесенского собора. – Нет, конечно! Но что тогда вынудило епархиальное руководство к подобным действиям?".
По словам священнослужителя, "отец Софроний кому-то очень сильно перешёл дорогу в Илийском акимате (администрация района под Алма-Атой – "Росбалт"). Не будем говорить, по каким именно причинам, но ради сохранения приюта митрополит принял решение перевести отца Софрония на другой приход. Причём, если проанализировать события, то епархия до последнего пыталась оставить его там", — заявил казахской интернет газете Zona.Kz отец Александр. Священник подтвердил это и "Росбалту", добавив, что "это была не единственная причина".
По сути, это и есть ключевое признание. Ради сохранения добрых отношений с местными князьками епархия РПЦ в Казахстане решило пожертвовать подвижником. Тот же отец Александр признает, что дети любили отца Софрония, а большинство спонсоров откажутся помогать приюту после отстранения его основателя. Все признают, что в приюте царила семейная атмосфера, и дети совершенно искренне называли называли игумена "отцом".
Могла ли РПЦ в Казахстане отстоять подвижника? В целом, ее влияние в Казахстане очень велико, к делу можно бы было подключить Российское посольство (оно молчит). Но епархия предпочла другой путь.
"После отъезда о. Софрония из Казахстана в приюте стремительно пустеет склад продовольствия, — сообщил "Росбалту" Андрей Щербаков. — Все это странным образом совпало информацией об объявлении начала строительства крупной автомобильной трассы в районе приюта и переноса туда части оптовых рынков и крупных логистических центров. Бывшие по сути бросовыми земли в один миг значительно выросли в цене – по оценкам риэлторов, участок в 70 га с подведенными коммуникациями (водокачка приюта, построенная о. Софронием, снабжает водой весь близлежащий поселок) и строениями, может быть продан. В среднем стоимость одной сотки в Илийском районе составляет 1500 долларов, — пишет "Интерфакс-Казахстан". — Нехитрые просчеты дают сумму в 10,5 миллиона долларов. Не это ли цена судеб 120 детей и отца Софрония?".
Между тем, позиции РПЦ в Казахстане пошатнулись: в Интернете распространяются карикатуры на казахстанского митрополита. И происходит это не только в СНГ. На Западе довольно много людей переходит в православие. Как правило, это крайние консерваторы, не приемлющие либеральных новшеств в протестантстве. Но даже они относятся к "вертикали" РПЦ с недоверием.
Яркий пример – мой друг, американский журналист Лоуренс Юзелл. Еще двадцать лет назад ревностный прихожанин протестантской церкви, Лоуренс практически не интересовался Россией. "Прозрение", по его словам, наступило после того, как в протестантских церквях появились женщины-священники. Юзелл решил, что это нововведение разрушает сами основы христианства. Тогда-то он и перешел в православие.
Через год, изучив русский язык, журналист уехал в Россию и зажил, по его собственному выражению, "жизнью простого москвича". Тогда-то я и познакомился с Лоуренсом, который в то время более охотно откликался на имя Лаврентий. Увы, в итоге "Лаврентий" вернулся на родину.
"Я по-прежнему православный, но вот к РПЦ я отношусь весьма критически. Первое, что меня оттолкнуло от московской патриархии — это то, что деньги от продающейся в России на каждом шагу воды "Святой источник" совершенно не идут на нужды обычных храмов, все они оседает в карманах высших иерархов. Затем я стал наблюдать, как РПЦ сращивается с государством. Я против этого. Священники должны быть подвижниками, а не чиновниками", — говорит Лоуренс Юзелл.
Похоже, срастание Русской православной церкви с государством всюду выглядит одинаково: и в России, и в Казахстане.
Комментариев нет:
Отправить комментарий