То, что сделал парламент Таджикистана в начале 2011 года жители республики, думаю, будут помнить еще долго. И можно считать, что официально с этого момента и началась повальная и узаконенная колонизация Китаем Таджикистана. Как бы это не прискорбно звучало… Но, факт остается фактом.
Напомню, что в январе 2011 года парламент Таджикистана ратифицировал договор о делимитации границы с Китаем, согласно которому Китаю достались лакомые с точки зрения богатейших запасами недр более тысячи квадратных километров территории Восточного Памира…
В настоящее время огромную тревогу вызывает факт постоянно наращиваемой из года в год экономической экспансии в Таджикистан со стороны Китая. Экономическое проникновение Китая в Таджикистан — явление сравнительно новое. Китайское присутствие в республике ощущалось очень слабо вплоть до середины первого десятилетия 2000-х годов, и не в последнюю очередь из-за отсутствия связывающих две страны транспортных коммуникаций. И лишь после открытия между Таджикистаном и КНР автомобильной дороги объемы двусторонней торговли начали лавинообразно быстро расти.Другим же фактором, повлиявшим на рост экономической активности Китая в Таджикистане, стало наличие у него просто огромных свободных финансовых ресурсов и готовность вкладывать их даже в те сегменты чужого рынка, которые не представляли большого интереса для прочих инвесторов. Никто из мировых и региональных держав не проявлял готовности вкладывать средства в жизненно важную для Таджикистана транспортную инфраструктуру, а Китай берется буквально за любые проекты и не только дает кредиты, но и сам привлекает к участию в этих проектах свои компании… Дальше больше. На территории Таджикистана активными темпами увеличивается количество лиц китайской национальности, которые, в основном, заняты на строительстве дорог. Для этого китайским правительством ежегодно выделяются различные рода и видов кредиты для развития транспортной инфраструктуры Таджикистана. В частности, Китай предоставляет более 720 млн. долларов США, в результате чего были построены тоннели Шахристан, Чормагзак, на завершающемся этапе находится долгострой — «Истиклол».
Для строительства различных объектов китайскими компаниями привлекаются исключительно свои специалисты, которые в последующем оседают в различных регионах республики. Не зря говорят, Восток — дело тонкое. Китайские власти смотрят далеко-далеко вперед… Бурно развивающая экономика Китая с ее не менее бурно развивающейся демографически населением, несмотря на все запреты, заставляет искать и браться за любые «соломинки», где есть хоть какая-либо выгода, пусть и не сиюминутная. А ведь уже сейчас счет долга Таджикистана перед Китаем пошел на миллиарды долларов, а платить, как известно по счетам, сейчас тем более, нечем. В Таджикистане сосредоточено 2/3 всех кредитов, предоставленных КНР странам Центральной Азии. Но способствуя развитию таджикской экономики, они вместе с тем загоняют и в долговую яму, из которой выйти будет непросто.
Исходя из этого уже не вызывает никаких сомнений, что безрадостной перспективе немало территорий будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. А в недалеком будущем — оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Китайской стороне они как нужны, поскольку богаты месторождениями драгоценных камней, урана, никеля, ртути и минералов. Китайцы уже приступили к геологоразведочным работам в самом Мургабе. Действия соседнего государства в Таджикистане, по сути, узаконили, приняв поправки к закону «О недрах». И, по сути, официальный Душанбе легализовал разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа. И это уже тревожный звоночек…
Прибившие в Таджикистан граждане Китая уже как полновластные хозяева осваивают земли, где в свое время проживали таджики. Между сторонами сегодня идет негласная борьба за землю, которую таджики не хотят уступать китайским мигрантам. Однако им это, по-видимому, все же придется сделать, поскольку существует правительственная бумага, обязывающая местное население покинуть территорию. Не напоминает ли это вам сюжет из американской истории, когда правительственные войска сгоняли с исконно своих земель в резервации местных индейцев?
Небольшой пример. На территории села Киштудак Пенджикентского района Согдийской области идет строительство цементного завода, на котором в основном заняты китайские специалисты. При этом прилегающая к реке Зарафшан территории практически полностью заселена гражданами из Китая, которые задействованы в строительстве вышеуказанного предприятия и межрегиональных дорог. Китайские рабочие, не задумываясь, обзаводятся семьями, женившись на девушках титульной нации, чувствуя, что здесь они уже надолго. В настоящее время в отдельно взятом селе Киштудак уже проживают около тридцати китайских семей. При этом китайцы приехали сюда в Таджикистан не просто так, как говорится поработать, помочь так сказать «дружественному Таджикистану» и уехать… Они приехали сюда жить навсегда, они привезли сюда свой менталитет, свои обычаи и традиции и уже склоняют своих супруг соблюдать их традиции, почитать их религию. Данное обстоятельство вызывает определенное недовольство местных жителей, которые на своей земле и, будучи в своей стране вынуждены придерживаться чуждых традиций. В таких непростых условиях среди населения Пенджикентского района растет напряжение и недовольство. Среди местных жителей все чаще и чаще высказываются мнения о том, что руководство страны создает благоприятные условия работы для иностранцев, в то время как местное население для поиска работы повально уезжает в Россию и Казахстан, порой далее не возвращаясь, что создает просто замечательные предпосылки не только для экономической, а уже демографической экспансии Китая в Таджикистан…
Боюсь, что скоро будет совсем поздно. Ведь уже сейчас среди оппозиционных политиков поднимается вопрос законодательного ограничения вступления в брак граждан КНР с девушками титульной нации, так как, по мнению таджикских оппозиционеров увеличения количества совместных браков впоследствии приведет к проблемам генофонда. Это мы уже проходили в мировой истории, и не надо утешать себя мыслью, что с нами этого не произойдет. Граждане Китая можно сказать, вольготно живут в Таджикистане и в большинстве случаев остаются безнаказанными даже за совершенные преступления. Так, в 2012 году в Истаравшанском районе один гражданин КНР, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в вечернее время в ходе работы на поле не заметил рабочего и задавил его намертво трактором. Естественно в результате семья погибшего подала заявление в прокуратуру района, однако каких-либо мер в отношении китайца предпринято не было. Не вызывает никаких сомнений, что китаец дал взятку сотрудникам прокуратуры, которые не стали возбуждать уголовное дело и сообщили родственникам погибших о том, что он погиб в результате несчастного случая. Вот так уже потихонечку китайцы осваивают не только землю, оседают и женятся на таджикских девушках, но уже окучивают и правоохранительную систему…
Так и хочется встать и крикнуть: «Братья, опомнитесь! Продать свою землю — это значит продать часть себя. Ведь потомки Вас за это будут проклинать. Придет лучшее время и Вы сами сможете все преодолеть — построить заводы и ГЭС, подняться экономически, а вот избавиться от китайцев Вы уже не сможете никогда, и уже одним этим вы обеспечили своим детям незавидное будущее!»
В настоящее время Таджикистан драматично критически близко подошел к тому рубежу, за которым неумолимо последует потеря экономической, а вслед за ней, и ограничение политической независимости страны. Уровень присутствия Китая в экономике республики таков, что вскоре позволит ему без особых на то проблем управлять и влиять с помощью финансово-экономических рычагов. Ну а это приведет к превращению Таджикистана в хозяйственную провинцию Китая, этакого Таджикциня или Таджикньяна…
Акбар Мирзоев, «ЦентрАзия»
Комментариев нет:
Отправить комментарий