среда, 26 марта 2014 г.

Карим Масимов: в мире теней

Положение Карима Масимова, которого называют   одним из самых влиятельных людей в ближайшем окружении главы государства, никогда не ограничивалось прокрустовым ложем его должностных обязанностей.
Он всегда был больше чем министр, больше чем премьер, больше чем руководитель президентской администрации. Роль, которую играет на авансцене отечественной политики Карим Кажимканович, пожалуй, можно сравнить только с ролью камерленго при Святом Престоле. Это не только генеральный администратор двора, но и суперинтендант собственности и доходов Папы. Правда, в нашем случае – с примесью восточной колористики. Но как и у любого политика, у него есть свои плюсы и минусы.
Плюсы…
Если говорить о достоинствах Карима Масимова, то, во-первых, надо отметить, конечно же, блестящее образование, оптимальный возраст и управленческий опыт, который он получил, передвигаясь по разным ступеням государственной иерархии, и который, собственно, и позволил ему стать “не мальчиком, но мужем”. Все эти характеристики в комплексе придают фигуре нынешнего руководителя АП некий налет фундаментальности, серьезности восприятия, если хотите.
Во-вторых, неоспоримым плюсом являются незаурядные дипломатические способности Карима Кажимкановича, которые не раз отмечали политологи, журналисты и даже простые обыватели. Карим Масимов – персона, хорошо узнаваемая на международной арене. А если еще точнее, не только узнаваемая, но и достаточно авторитетная. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в мае 2010-го, будучи премьер-министром, Масимов получил из рук президента ОАЭ шейха Халифа бен Заид Аль Нахайяна орден Order of Federation, который, как сообщалось, вручается преимущественно президентам и наследным принцам.
Но не только арабский мир “покорил” Карим Кажимканович. В списке его явных “побед” – Китай, Россия, США. В этих странах, как утверждают, у Масимова имеются личные, причем весьма тесные, контакты с представителями госструктур, что не вызывает сомнений, особенно если принять за чистую монету его роль в тушении такого “пожара”, как “Казахгейт”. Это обстоятельство свидетельствует об умении нашего героя маневрировать и договариваться. В то же время есть один нюанс, на который обращают внимание эксперты и который вызывает неоднозначное к нему отношение со стороны рядовых граждан: в общественном восприятии уже закрепилось мнение о Масимове как о “проводнике китайского влияния в Казахстане”, и не раз отмечалось, что “после вхождения его во власть произошло резкое усиление влияния Китая в Казахстане… Те сильные позиции, которые сейчас Китай занимает в Казахстане, были бы невозможны без поддержки правительства РК, которая была оказана Китаю после того, как Карим Масимов получил такую возможность, став премьер-министром”.
В-третьих, несмотря на внешне демонстрируемую мягкотелость и беззубость, очевидно, что Масимов обладает необходимым запасом жесткости. Жесткость эта граничит с компромис­сностью и, как отмечают эксперты, в большей степени выливается в конструктивное русло. Во всяком случае, в соответствующем исследовании агентства “Рейтинг.КZ” по уровню жесткости Кариму Кажимкановичу отведено 13-е место из 66 возможных. Да и с учетом многочисленных разговоров о “гэбистском” прошлом руководителя АП его трудно заподозрить в слезливой сентиментальности и готовности подставлять левую щеку, когда бьют по правой. Об этом косвенно свидетельствуют конспирологические версии об участии нашего героя в разгроме “южан” и “клана Мусина”, а также в отправке на периферию проверенных годами “старых гвардейцев кардинала”. Впрочем, на уровне принятия решений, если не считать его принципиальной позиции по банковскому сектору в период премьерства, жесткость эта практически незаметна.

…и минусы
Конечно, они тоже имеются у Карима Масимова. И первый из них, как нам кажется, заключается в том, что он является больше закулисным игроком. Лобовые столкновения, а уж тем более атаки – не для него. Карим Кажимканович предпочитает действовать тихо и без шума, что несколько снижает вероятность просчитывания его шагов и как политика, и как управленца. В этой связи вспоминаются прозвище, которым за глаза наградили Карима Масимова – “китаец”, и известное выражение, которое в данном случае представляется весьма уместным: “Несмотря на готовность идти на компромиссы и заключать договоры, никто, кроме китайцев, не способен оценить завораживающую красоту теневого мира. Только китаец понимает, что тень, которую отбрасывает человек, может быть не менее опасна, чем он сам”.
Второй минус видится в том, что у Масимова много недоброжелателей. Сегодня достаточно откровенно поговаривают о натянутых отношениях Карима Кажимкановича с Асланом Еспулаевичем и Умирзаком Естаевичем, а также с Крымбеком Елеуовичем. Впрочем, это обстоятельство кажется не таким уж существенным, если вспомнить, как о Масимове отозвался в свое время Мухтар Аблязов. По словам последнего, Масимову присуще “умение находить компромиссы, подлаживаться…”, он “очень гибкий”, “умеет молчать, никогда не идет на конфликт, никогда не грубит”.
Ну, и еще один момент. Телодвижения Карима Кажимкановича на политической авансцене характеризуют выверенность и взвешенность, и это дает основания полагать, что с ним работали или работают политтехнологи. В свое время к таковым причисляли Ержана Бабакумарова, потом поговаривали, что на Масимова стала работать целая команда специалистов, выписанная из Первопрестольной. Масимов позиционирует себя как политик, не боящийся прямого диалога с прессой и НПО, адекватно воспринимающий чужое мнение. С этой целью он обзавелся профилями в самых популярных социальных сетях и, как показывает статистика, действительно ведет активную переписку с пользователями.
Экспертное мнение
Данияр Ашимбаев, создатель энциклопедии “Кто есть кто в Казахстане”:
Фигура Карима Масимова, достаточно интересная и неоднозначная, за последние годы стала одной из наиболее значимых в политической жизни страны. На нем замкнулось множество вопросов – финансовых, политических, кадровых, административных… Как управленец, выстраивающий хорошо ориентированную на руководство систему, он себя показал. Но есть и весьма неоднозначный опыт пребывания Карима Масимова на посту премьер-министра, когда у многих возникали серьезные сомнения в эффективности проводимой правительством антикризисной политики, причем не только в экономической части, но и в части административного реформирования.
С одной стороны, Карим Масимов – это сложившийся управленец, знающий финансист, опытный царедворец, командный игрок, к тому же достаточно интеллектуальный. С другой стороны, есть возражения относительно внешней эффективности его работы. Мы видим, что руководимые им структуры внутри себя со своими задачами справляются, но их внешнее воздействие на ситуацию вызывает вопросы. Кроме того, Карим Масимов относится к типу “столичных чиновников” – людей, работающих преимущественно в “центральных кабинетах”.
Одна из его “фишек” – это наличие функционально построенной команды. И я бы добавил еще такой момент, который был продемонстрирован им и в правительстве, и в АП. Это умение выводить все конфликтные ситуации за периметр своих прямых полномочий. Есть еще одно обстоятельство – неприятие Карима Масимова со стороны патриотически настроенных сограждан… Эти претензии несколько надуманны и вряд ли могут стать преградой в его дальнейшей судьбе.
Алмагуль Олжас

Комментариев нет:

Отправить комментарий