В полку Карима Масимова прибыло Александром Клебановым. Об этом пишет в письме в редакцию читатель, предупреждающий, что нынешний руководитель администрации президента теперь контролирует все СМИ и Интернет-ресурсы, принадлежащие «полуолигарху».
В Астане в преддверие смены власти продолжается межклановая война, в ходе которой одни элитные группировки прирастают друзьями, другие — врагами. Иногда образуются довольно любопытные союзы — потенциально важные с точки зрения будущих властных раскладов.
На днях на электронную почту редакции пришло письмо, в котором нам порекомендовали обратить внимание на «полуолигарха» Александра Клебанова. Мы последовали совету и выяснили много интерсного.
Например, что господин Клебанов старается держаться в тени, хотя по казахстанской версии журнала «Forbes» входит в число 50-ти самых влиятельных бизнесменов и 50-ти богатейших людей Казахстана: его состояние оценивается в 225 миллионов долларов.
В том числе ему принадлежат: 33,33% компании «Rixos Hotel Almaty», 33% АО «Каустик», 33,33% АО «KAZ AIR JET». 19,2 % АИФРИ «ЦАТЭК Инвест», телеканалы СТВ и 7-й канал, сайт «Vesti.kz» и радиостанция «Tengri FM». Кроме того через ЦАТЭК Клебанов является акционером АО «Эксимбанк Казахстан».
Но это, так сказать, то, что лежит на поверхности и общедоступно. Наш же «корреспондент» сообщил в письме в редакцию о том, что Клебанов наверняка не хотел бы вспоминать. Как нам кажется, эта информация, даже если она не во всем соответствует действительности, проливает свет на многие любопытные моменты в истории Казахстана.
***
Оказывается, Александр Клебанов стоял у истоков создания знаменитого СП «Италавто», более того, этот бизнес-проект оказался настолько интересным и доходным, что в него вошел зять елбасы Тимур Кулибаев. Именно благодаря их совместным усилиям и появилась структура, аналогичная фонду известного российского спортсмена Тарпищева, спарринг — партнера президента РФ Бориса Ельцина в большом теннисе.
Среднему зятю Назарбаева было совсем нетрудно пролоббировать правительственное постановление о предоставлении льгот СП при импорте зарубежной продукции, включая подакцизные товары. Подписал этот документ 1997 году премьер-министр РК Акежан Кажегельдин, который, по словам автора письма, позднее якобы ежемесячно получал от Клебанова 100 тысяч долларов наличными из рук в руки. Нам даже назвали заведующего «черной кассой» — некоего Олега Ивко.
По словам нашего анонимного «корреспондента», общий ущерб госбюджету от «деятельности» СП «Италавто» исчислялся сотнями миллионов долларов, что по тем временам было гигантской суммой, поскольку размер государственного бюджета Казахстана составлял всего лишь 4 миллиарда долларов.
Позднее Александр Клебанов принял верное и мудрое решение о ликвидации СП «Италавто» и дистанцировался от его деятельности. Оно было переименовано в ТОО «Достык-Интеравто », а его директором стал давний деловой партнер Клебанова Кайрат Нуркадилов. Сам же он взлетел в кресло главы президентской авиакомпании.
***
Своим карьерным взлетом Александр Клебанов, как пишет автор, обязан генерал-майору Сергею Викторовичу Синицину, тогдашнему начальнику СОП президента РК, с которым находился в приятельских отношениях. Именно под его патронажем была создана первая авиакомпания для обслуживания Нурсултана Назарбаева под звучным наименованием «Orient Eagle». Кроме того, Синицин рекомендовал Клебанова ныне покойному Владимиру Ни, пожалуй, самому доверенному из довереннейших людей елбасы.
Свою карьеру на должности президента «Orient Eagle» Клебанов начал с приобретения двух первых самолетов для казахстанского президента. Причем сделал это при посредничестве известного международного мошенника Стрешинского, бывшего зятя председателя КГБ УССР. Последний сильно засветился в международной торговле оружием. Особенно громким стало участие Стрешинского в распродаже флота, доставшегося Украине после его раздела с Россией. Эта история стала достоянием гласности, и в прессе даже появилась статья под названием «Корабли Стрешинского».
В результате совместных усилий Клебанова и Стрешинского был подписан договор, и самолетыВИП-класса , но бывшие в употреблении, были приобретены за рубежом без какого-либо тендера и контроля со стороны компетентных органов. Причем, как нам сообщили, цена была завышена как минимум вдвое, а дельта в несколько миллионов долларов была поделена между участниками коммерческого предприятия.
Причем доверие начальника СОП к Клебанову было настолько высоким, что Синицин выписал доверенность на имя последнего с правом распоряжения денежными средствами на его оффшорном банковском расчетном счету, чем тот и пользовался, не ставя в известность доверителя.
***
Но этим мелким бизнесом Клебанов не ограничился. В результате схемы, санкционированной на самом верху, он получил под контроль Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Управляющей компанией последнего стала некая «CCL Oil». Логика была простой: президентской авиакомпании необходимо должное финансирование для обслуживания авиапарка «Orient Eagle». Вот таким незатейливым образом одно из крупнейших предприятий республики и самый современный нефтеперерабатывающий завод стал кузницей, где был выкован «олигархический» капитал Александра Клебанова.
После того как бизнес-интересы Клебанова вошли в противоречие с бизнес-интересами семьи Нурсултана Назарбаева, он принял меры как по уходу с рынка «CCL Oil», так и реорганизации президентской авиакомпании в РГП «Беркут» Управления делами президента РК. Кстати, одним из его заместителей стал бывший шеф СОП генерал Синицин.
Именно в это время тандем Клебанов — Синицин лоббировали правительственное решение о передаче в доверительное управление алматинского аэропорта. Для реализации бизнес — проекта по строительству новой взлетной полосы был взят кредит в «Казкоммерцбанке», который частично был разворован. По словам автора письма, только с первого транша «налево» ушло более 3 миллиона долларов, что стало причиной конфликта между владельцем ККБ Нуржаном Субханбердиным и Александром Клебановым.
В результате обе стороны начали активно «мочить» друг друга в подконтрольных СМИ, в общем, началась маленькая «олигархическая» война. Однако, «боевые действия» были пресечены самым жестким образом самим елбасы, который вызвал их в свою резиденцию и заставил заключить перемирие. Говорят, «лидер нации» пригрозил им обоим репрессиями, указав на свой сейф, где, по его словам, лежат горы компромата на всех ведущих бизнесменов Казахстана, в том числе есть материалы и на них. Инцидент был исчерпан...
...По словам человека, приславшего нам письмо, среди компромата, собранного елбасы и бережно хранящегося в его архиве, есть несколько страниц рукописного текста, написанного Александром Клебановым в адрес Назарбаева, где он клянется в своей верности «лидеру нации» и подробно рассказывает о размерах взяток, переданных им Акежану Кажегельдину.
Кроме того, там же имеется описание его контактов с Рахатом Алиевым, который, вопреки слухам, в разгар политического кризиса осенью 2001 года прятался не в некоем бункере, а в коттедже Клебанова, расположенном в поселке Кок-Тобе-2 .
Есть там и «расклад» на посла Бауржана Мухамеджанова, бывшего министра МВД и юстиции, который стоял за сделкой по приобретению «Эксимбанка».
Последнюю часть письма, полученного редакцией, мы вынуждены опустить, чтобы не спровоцировать обвинения в оскорблении чести и достоинства «елбасы — лидера нации». Она очень интересна и скандальна, но, увы, только для взрослой аудитории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий