Пограничная застава "Торугарт" – одна из двух основных застав, связывающих Китай с Кыргызстаном. Через эту пограничную заставу ежегодно проходят тысячи грузовых автомашин. Строительство данной заставы началось в 1985 году на основе экспертного учреждения «Госстрой» Киргизской ССР при согласии «Госстроя» СССР.
Строительные работы велись в 3 этапа, наконец, в 1993 году полностью завершились, и она сдана в эксплуатацию. Но со времени строительства заставы капитального ремонта не проводилось по причине некоторой нехватки. Тем не менее, не было необходимости передвигать эту заставу в другое место, или разрушать и строить новую. Всего-то требуется капитальный ремонт. В 2009 году была предпринята попытка передвинуть пограничную заставу "Торугарт" на 60 км внутрь страны, но обнародовалось дело, начатое в тайне, и оно снова было остановлено. В средствах информации объявлялось, что это дело, равноценное предательству, возглавлял, инициировал тогдашний председатель Пограничной службы, а ныне вице-премьер-министр Токон Мамытов, который начал мероприятия, связанные с передвижением пограничной заставы.
Приведем факты. В качестве председателя Пограничной службы Т. Мамытов по приглашению Министерства обороны Китайской Народной Республики поехал в Китай 18-22 мая 2009 года. В ходе данного визита он встретился с главой Генерального штаба, членом Центрального военного совета КНР Чен Бин Де, провел переговоры о новом строительстве международного пропускного пункта «Торугарт-автодорожный». Сразу по возвращении из Китая Т. Мамытов направил письмо в правительство для скорейшего решения указанных вопросов, предложил также проект нужного постановления. На основании его письма 25 мая рукой премьер-министра И. Чудиновапредложенный Мамытовым проект постановления направлен в соответствующие министерства с 3-дневным сроком. Затем 15 июня 2009 года на основании предложения Мамытова премьер-министр издал приказ №316. В приказе даны задания по работам, подлежащим выполнению, соответствующим министерствам, областным администрациям, создана рабочая группа и начаты организационные работы по строительству новой заставы при помощи Китая. Руководителем рабочей группы назначен заместитель председателя Пограничной службы.
Рабочая группа, не проводя никаких собраний, не закончив работы по выделению земельного участка и трансформации в органах архитектуры, начала поспешно строительные работы на территории "Коргон-Таш", на 60 км вглубь нашей страны от пограничного контрольного пункта "Торугарт". Пограничная служба под руководством Т. Мамытова самоуправно, тайком ввела китайцев на границу Кыргызстана и дала разрешение проводить строительные работы. Как только услышали о начале строительных работ, по заданию губернатора Нарынской области О. Суваналиева были направлены сотрудники соответствующих учреждений области в "Коргон-Таш", которые подтвердили незаконное начало строительных работ, вернулись, составив на месте акты. По данному делу о незаконном строительстве губернатор Нарынской области О. Суваналиев сообщил вплоть до премьер-министра, выступил против. После этого под руководством первого вице-премьер-министра О. Бабанова была создана комиссия, и после ее ознакомления с делами на месте, по специальному постановлению правительства строительные работы были прекращены.
Кто его знает, каким было соглашение «из-под полы» с китайцами, а в реальности Т. Мамытов в данном деле обманул, словно детей, руководство государства, правительство, соответствующих министров, совершил "очковтирательство". Только после начала строительных работ стало известно, что он обманул государство и старался как-нибудь отступить назад от границы. И в написанном Т. Мамытовым письме правительству, и в проекте предложенного им постановления ничего не написано о том, что пограничный пропускной пункт будет передвинут вглубь страны, и о строительстве на участке "Коргон-Таш". Во всех документах написано только одно "Торугарт-автодорожный". И в приказе премьер-министра нет ни слова о "Коргон-Таше".
Открыто видно, что Т. Мамытов в документе пишет одно, а в реальной жизни делает другое. И вот так, несмотря на сказанную в глаза правду, доказательство его вины, Т. Мамытов управляет вопросами безопасности, обороны сегодняшнего кыргызского правительства, частенько раздает интервью газетам, оправдывается типа «нет моей вины в вопросе "Торугарта"». К примеру, если в интервью какой-то газете он говорит: «Я никаким образом не причастен к тому делу. По данному пограничному пропускному пункту была создана комиссия, в которую входил заместитель губернатора Нарынской области Мирадил Бакашев и аким Ат-Башинского района. Это их инициатива». А в другом месте он же говорит: «На передвижение пограничного пропускного пункта согласился аким Ат-Башинского района, подписал».
С целью уточнить достоверность или недостоверность сказанного Т. Мамытовым, мы задали вопросы тогдашнему первому заместителю губернатора Нарынской области Мирадилу Бакашову и тогдашнему акиму Ат-Башинского района Конокалы Мааткабылову.
Мирадил Бакашов:
- Бесспорно, инициатором передвижения пограничного контрольного пункта "Торугарт" был сам Токон Мамытов. На самом деле, даже если бы китайцы не бесплатно, а из золота построили бы контрольный пункт, но передвигать его не на 60 км, а даже на 6 м – это государственная измена. Благодаря своевременному разоблачению этого предательства областным руководством во главе с губернатором Нарынской области О. Суваналиевым, это не было реализовано, мы остановили.
Конокалы Мааткабылов:
- Во-первых, у меня никто не спрашивал согласия на передвижение контрольного пункта "Торугарт". Вдруг, в один из дней в народе возникли разговоры: «Они продали Арпу китайцам», возник скандальный шумный переполох. Выяснилось, Пограничная служба не поставила в известность местную власть и решила передвинуть погранично-пропускной пункт "Торугарт" вглубь на 60 км на территорию участка "Коргон-Таш", начала строительные работы новой заставы. Это привело к распространению в народе разных сплетен. А когда мы проверили, получили они или не получили разрешение у соответствующих учреждений, стало известно, что нет никакого разрешения.
Мы сообщили областной администрации о том, что пункт строится незаконно. Я тоже как тогдашний аким Ат-Башинского района и сын этой земли выступил против этого строительства. Приехала комиссия из правительства под началом О. Бабанова, мы ее встретили. Тогда мы с Токоном Мамытовым сели в одну машину, и Мамытов сказал мне: «Ты бы как аким провел правильную разъяснительную работу среди народа. Условия на "Торугарте" тяжелые, там тяжело работать. А если построить в "Коргон-Таше", там условия легкие». Я ответил: «Токон Мамытович, вы неправильно говорите, пограничный контрольный пункт должен остаться на месте. Я уже 4 года работаю акимом. Если ваши люди мучаются, поручите мне, я поведу туда горных джигитов, привычных к здешним условиям, я их поставлю работать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий