Двухчасовое общение министра нефти и газа Казахстана с депутатами нижней палаты парламента РК в рамках так называемого правительственного часа в понедельник было сверхинтересным.
Однако самое главное из того, что сказал Узакбай Карабалин, ускользнуло от внимания как слуг народных, так и журналистов.
Однако самое главное из того, что сказал Узакбай Карабалин, ускользнуло от внимания как слуг народных, так и журналистов.
Вот это сенсационное признание: «В 2013 году достигнут рекордный показатель в добыче нефти по Тенгизу — 27 миллионов тонн. Проект реализуется компаниями «Шеврон», «ЭксонМобил», «ЛукАрко» и «КазМунайГаз». Платежи в бюджет страны за двадцать лет реализации проекта превысили 61 миллиард долларов. В том числе в 2013 году — более 11 миллиардов долларов. Дивиденды КМГ от реализации проекта достигли 9 миллиардов долларов».
А теперь на основании вышеприведенных цифр посчитаем, кто и сколько заработал на этом проекте. Сделать это совсем несложно, зная распределение долей в совместном предприятии «Тенгизшевройл». Американским корпорациям «Шеврон-Тексако » и «ЭксонМобил» соответственно принадлежат 50 и 25%, национальной компании «КазМунайГаз» — 20%, «ЛукАрко» -5%.
Если «КазМунайГаз» получил в качестве дивидендов 9 миллиардов долларов, имея всего 20% участия, то на долю «Шеврон-Тексако » приходится таковых 22,5 миллиарда долларов, а «ЭксонМобил» — 11,25 миллиарда. И это с учетом того, что все ранее вложенные ими инвестиции уже «отбились» полностью, поскольку соглашение о создании СП предусматривает сначала полное погашение затрат, а уже потом распределение доходов.
Если учесть, что все налоговые поступления в казахстанский госбюджет за 2013 год составили 3511 миллиардов тенге, или порядка 23 миллиардов долларов, получается, что две американские корпорации «зарабатывают» чистой прибыли столько, что она вполне сопоставима с годовыми доходами Республики Казахстан.
Если учесть рвение, с каковым Акорда и правительство в последние несколько лет провозглашали и реализовывали ресурсный национализм, в том числе вводя запрет на доступ иностранных инвесторов к новым месторождениям нефти и газа, подобная благосклонность казахстанских властей сильно удивляет.
Конечно, не исключено, что Нурсултан Назарбаев просто не хотел ссориться с Белым домом, где при всех президентах американское нефтегазовое лобби традиционно влиятельно, но дело, скорее всего, в другом.
Теперь в Казахстане уже подзабыли «Казахгейт» и то, что стало известно в рамках расследования этого резонансного уголовного дела. Например, что будущий елбасы допустил «Шеврон» к разработке Тенгизского и Королевского месторождений не только за подписной бонус и платежи в госбюджет, но и за отдельный контракт — 40 центов с каждого добытого барреля нефти. Куда эти 40 центов должны поступать — сами догадайтесь.
С тех пор цена на баррель нефти выросла в несколько раз. Учитывая, насколько с тех пор усилилась власть Назарбаева и как выросли аппетиты его родственников, похоже, эти скромные 40 центов давно превратились в несколько долларов. Даже если это всего 1—2 доллара с барреля, при нынешних объемах добычи «квота» составит порядка от 200 до 400 миллионов долларов в год.
Согласитесь, с учетом того, что совместное предприятие «Тенгизшевройл» будет разрабатывать казахстанские недра как минимум до 2033 года, то есть еще двадцать лет, а добыча нефти на этих месторождениях должны возрасти до 38 миллионов тонн в год, кое-кто сделал хороший бизнес по-казахстански . Просто сняв комиссионные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий