В Душанбе, во время научно-практической конференции, посвященной деятельности ШОС, возник бурный спор между участниками из Узбекистана и принимающей стороной. Узбекские эксперты обещали вернуться к этому вопросу .
Секретарь Международной комиссии по большим плотинам, выступая 14 мая в Душанбе в работе научно-практической конференция «Шанхайская организация сотрудничества в обеспечении безопасности: проблемы и перспективы» заявил, что препятствия, созданные соседним Узбекистаном, стали причиной того, что необходимое для строительства Рогунской ГЭС доставляется в Таджикистан по гораздо завышенным ценам. Хомидджон Арипов, в частности заявил:
- Нам было необходимо обновить одну турбину на Рогунской ГЭС. Пришлось транспортировать ее воздушным путем и она стала для нас золотой. Притом, что мы могли бы транспортировать ее железнодорожным путем и по гораздо низким расходам. Но Узбекистан нам не позволяет делать это. Сейчас мы обсуждает сотрудничество в рамках ШОС, хотя о каком сотрудничестве может идти речь? Когда ШОС не в состоянии решать подобные вопросы, о чем тогда говорить? Зачем нужна эта организация?
Арипов заявил, что соседняя страна изолировала пути к Таджикистану, осложнив, прежде всего, процесс строительства Рогунской ГЭС. По его словам, единственным путем станет территория Кыргызстана, через которую станет возможным транспортировка необходимых грузов. Кстати, этот таджикский специалист спросил коллег из Министерства транспорта Таджикистана о том, восстановлен ли участок Галаба-Амузанг на юге Таджикистана и в чем проблема? Он заявил, что Таджикистан, согласно международным нормам, вправе потребовать от Узбекистана за разрушение этого участка дороги возмещения ущерба.
В ответ на этот вопрос Фарида Ёкубзод, сотрудница Управления международных отношений министерства транспорта Таджикистана заявила, что Узбекистан и Таджикистан оба являются членами Организации по сотрудничеству в области железнодорожных сообщений. «Насколько мы знаем, существует и договор о сотрудничестве между железнодорожными компаниями Таджикистана и Узбекистана. Нет, правда, межправительственного соглашения о транспортном сотрудничестве. Именно поэтому возникают подобные проблемы», заявила она. Она уверена, что при наличии подобного соглашения, многие проблемы в сфере транспорта в отношениях двух соседей могли бы решиться сами по себе. По словам Ёкубзод, она лично участвовала на заседании в Ташкенте, где должны были подписать этот документ, но представители Узбекистана так и не явились туда.
Присутствовавшие на заседании представители Узбекистана – Уктам Носиров и Алишер Бадалов, эксперты из Центра стратегических исследований в Ташкенте не заставили долго ждать с ответом. В частности, Носиров заявил, что Узбекистан является одной из двух стран в мире, которой для достижения морских путей необходимо преодолеть территорию двух стран.
- В стратегии внешней политики Узбекистана, принятой в 2012 году, сотрудничество с соседними странами названо приоритетным направлением. Именно поэтому, строительство путей и дорог, сотрудничество в области транспорта является важной для нас задачей. Пока я вам не могу ответить по поводу положения на указанных вами участках дороги. Но обещаю вернуться завтра с ответом на это же заседание, заранее проконсультировавшись с соответствующими структурами своей страны, — сказал он.
Два года назад был разрушен участок дороги Амузанг-Галаба, что на южных границах Таджикистана с Узбекистаном. Узбекистан в 2012 году перекрыл железнодорожные пути, соединяющие с Таджикистаном, и находящиеся в тот момент вагоны и товары, направлявшиеся на таджикскую территорию, на много месяцев застряли на узбекской территории. Этот шаг в Душанбе истолковали как попытку Ташкента воспрепятствовать строительству жизненно важной для Таджикистана Рогунской ГЭС. Однако Душанбе не намерен отказываться от своих планов.
Абдулло Ашуров
Источник: Радио Озоди
Комментариев нет:
Отправить комментарий