Если банк, входящий в тройку крупнейших финансовых институтов страны, откладывает выплату дивидендов на привилегированные акции на девять с половиной месяцев, то это говорит о его реальном финансовом положении куда больше, чем благополучные годовые и квартальные отчеты. В «Казкоммерцбанке», как выяснилось, именно такая ситуация.
В ходе наших поисков истины в отчетах «Казкоммерцбанка» мы случайно наткнулись на информацию, которой сначала не придали значения. И только теперь осознали ее важность. Речь идет о протоколах общих собраний акционеров ККБ, состоявшихся в этом году (орезультатах изучения статистики акционерных собраний «Казкоммерцбанка» мы рассказали в нашей прошлой статье "Закрой для себя "Казком").
Первое собрание акционеров, внеочередное, имело место 21 февраля 2014 года. Второе, годовое общее, состоялось 20 мая 2014 года. Оба прошли по одному и тому же адресу: город Алматы, проспект Аль-Фараби , 34.
На первый взгляд, это обычные документы, ничем не отличающийся от сотен других. За исключением двух мелочей. Но сначала опишем эти документы, используя протокол от 20 мая 2014 года как более объемный.
Начинается он с перечисления участников собрания — представителей акционеров. Отметим, что самих акционеров в лице Нуржана Субханбердина, Нины Жусуповой, Айгуль Нуриевой, не говоря уже про Умирзака Шукеева и Карима Масимов, на этой встрече не было.
Более того, на годовом общем собрании акционеров не было ни членов совета директоров, ни правления «Казкоммерцбанка». Если честно, то с таким равнодушием топ-менеджеров мы раньше не сталкивались. Мы конечно понимаем, что Нуржан Салькенович и Нина Ароновна, равно как и их коллеги, люди занятые, но согласно казахстанскому законодательству и собственным уставным документам банка, акционерное собрание это высший орган управления, поэтому их игнорирование — что-то из области запредельного.
Из пяти штатных сотрудников «Казкоммерцбанка», участвовавших в годовом акционерном собрании, самыми высокопоставленными являлись управляющий директор Набиев А., исполнительный директор, он же управляющий по контролю за стандартами (комплаенс), он же директор юридического департамента ККБ Шаяхметов А., директор департамента бухучета и отчетности Канекова Ш.
Любопытно то, что Шаяхметов А. участвовал в годовом акционерном собрании и как сотрудник «Казкоммерцбанка», и как представитель АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания» и господина Субханбердина Н.С. Плюс он же был единодушно избран председателем собрания. Секретарем же оного стала корпоративный секретарь банка Сабурова М.
Далее участники годового общего собрания акционеров приняли решение голосовать открыто и утвердили повестку дня из семи пунктов. Первый пункт — утверждение повестки дня. Второй — утверждение отчета правления об итогах деятельности банка за 2013 года, с которым выступил управляющий директор Набиев А. Третий — утверждение аудированной консолидированной и отдельной (неконсолидированной) годовой отчетности за 2013 год, докладчиком была Канекова Ш.
А вот дальше начинается та самая «мелочь». По четвертому пункту повестки дня выступил Шаяхметов А., который проинформировал собравшихся, что совет директоров «Казкоммерцбанка» рекомендует акционерам дивиденды по простым акциям по итогам за 2013 год не выплачивать, а 52,535 миллиарда чистого дохода капитализировать, направив его на нераспределенный чистый доход прошлых лет.
Учитывая тяжелое финансовое положение «Казкоммерцбанка», эта рекомендация совета директоров и последующее решение годового общего собрания возражений и удивлений не вызывает. Тем более что точно такое же решение было принято и по итогам 2012 года.
Пятый пункт повестки дня об определении внешнего аудитора банка и банковского конгломерата на 2014 — 2018 годы нас не интересует. А вот шестой пункт — размер и состав вознаграждений членов совета директоров и правления - интересует очень. Однако в отличие от нормальных публичных финансовых институтов, «Казкоммерцбанк» подобную информацию не раскрывает, держа в секрете от простых акционеров, которые не смогли принять личного участия в годовом общем собрании. Седьмой же пункт, о жалобах акционеров не рассматривался вообще, поскольку таковых не было.
Протокол внеочередного общего собрания акционеров «Казкоммерцбанка» от 21 февраля 2014 года ничем не отличается от ранее прокомментированного нами документа. Разве что из трех вышеперечисленных менеджеров на нем присутствовал только господин Шаяхметов А.
Так вот, первая «мелочь», которая привела нас в крайне минорное настроение, состоит в том, что отсутствие на акционерных собраниях, как внеочередных, так и годовых общих членов совета директоров и правления «Казкоммерцбанка» это такая профанация, что мы даже не беремся дать ей оценку. В своей практике мы встречались с такими случаями, но тогда речь шла о компаниях типа «рога и копыта».
Мы очень надеемся, что клиенты «Казкоммерцбанка», как казахстанские, так и зарубежные обратят внимание на это обстоятельство, и зададутся вопросом: насколько можно доверять свои деньги акционерному обществу, в котором так пренебрежительно относятся к акционерам и высшему органу управления?
Вторая же подмеченная нами «мелочь» содержится в протоколе внеочередного акционерного собрания, имевшего место 21 февраля 2014 года. В его повестке дня присутствовал пункт второй — об определении даты фактической выплаты дивидендов по привилегированным акциям «Казкоммерцбанка». Размер же самих дивидендов является фиксированным и указан в проспекте выпуска. Он составляет 0,04 доллара на акцию.
Акционерное собрание постановило (цитируем): «определить датой начала выплаты дивидендов по привилегированным акциям в фиксированном размере, указанном в Проспекте выпуска акций Банка (0,04 доллара на акцию), 12 декабря 2014 года; датой составления списка акционеров, имеющих право на получение дивидендов по привилегированным акциям Банка, — 12 ноября 2014 года».
Сказать что мы в шоке, означает ничего не сказать. Если банк, входящий в тройку крупнейших финансовых институтов страны, откладывает выплату дивидендов на привилегированные акции на девять с половиной месяцев, то это говорит о реальном финансовом положении банка куда больше, чем его благополучные годовые и квартальные отчеты.
Мы посчитали общую сумму дивидендов, которые «Казкоммерцбанк» должен выплатить на привилегированные акции по итогам 2013 года. Для этого достаточно 125 миллионов размещенных акций умножить на 0,04 доллара США. Получается всего 5 (пять) миллионов долларов! И эту мизерную сумму ККБ не может выплатить раньше, чем в конце 2014 года?! Получается, что дела банка настолько плохи, что даже минус пять миллионов долларов со счета для него могут оказаться критическими?
Комментариев нет:
Отправить комментарий