четверг, 3 июля 2014 г.

Гражданское общество Хорога просит вмешательства президента

В заявлении выражается решительное несогласие с ходом расследования, которое по их мнению, ведется необъективно и без участия 8 представителей гражданского общества Хорога, а именно – А.Шерзамонова, Ф.Иргашева, У.Мамадшоева,  М.Муборакшоева, Т.Аёмбекова, Н.Назарова, М.Мамадбокирова, Х.Мамадшоев и Б.Бахтиёров.

Алим Шерзамонов, один из подписавшихся под заявлением лидеров гражданского общества Хорога сообщил радио Озоди 3 июля, что стратегия  следствия с  точки зрения представителей власти и гражданского общества разделилась. Принципиальное разногласие касается того, что следственные органы пытаются привлечь к ответственности виновных в беспределах 21-24 мая местных жителей, а гражданское общество требует привлечь к ответственности сотрудников МВД, допустивших перестрелку в центре Хорога в тот день, что и стало поводом к беспорядкам. По мнению гражданского общества, сотрудники милиции нарушили закон, проведя операцию по попытке задержания подозреваемых в транспортировке наркотиков в людном месте в самом центре административного центра ГБАО.

- Речь идет о примерно 30-40 молодых людях, которые по их мнению, должны предстать перед следствием. Но нам кажется, что самое важное это разобраться не в сожжённых зданиях, а в причинах гибели людей в тех событиях, - говорит Шерзамонов.  

Члены совместной комиссии по расследованию инцидента в Хороге


 заявили, что «правительственная сторона полностью игнорирует принципы законности и презумпции невиновности, следуя букве и духу подписанного соглашения между представителями правительства РТ и членами гражданского общества», в связи с чем они выражают «о  решительном несогласии с действиями членов совместной комиссии со стороны правительства». Как пишет Азия-Плюс со ссылкой на текст заявления,  спустя месяц с начала работы совместной комиссии  «не выполнен ни один пункт соглашения». Кроме того, «следствие ведется односторонне, что нарушает  устные и письменные договоренности».

В заявлении говорится, что уже началось слушание по делу Ширинбекова, послужившее формальным поводом для проведения операции по «задержанию» якобы лица, причастного к контрабанде наркотиков, т.е Шанбиева Мунаввара, вопреки устному заверению генерала Ш. Хайруллоева о приостановлении рассмотрения данного дела до полного выздоровления последнего и проведения всех следственных мероприятий, что не может послужить взаимному доверию сторон», - говорится в заявлении. Авторы также отмечают, что не только не прекращаются, но и набирают все более изощренную форму преследования членов совместной комиссии от гражданского общества, с целью их дискредитации в глазах не только общественности, но и перед лицом закона и в дальнейшем не допуска их к работе в совместной комиссии. «В силу того, что до сих пор не выявлены подозреваемые в расстреле мирных граждан, в обществе создается впечатление, что никто не собирается их привлекать к ответственности. В такой ситуации вопрос о привлечении участников поджога мы считаем, по меньшей мере, нецелесообразным. В то время как не определен ни один подозреваемый по делу о расстреле граждан 21 и 24 мая, сторона правительства требует выявить участников погромов и поджогов, что скорее походит на торг, чем на объективное расследование», - считают члены комиссии от гражданского общества.

Члены комиссии просят «президента РТ, как гаранта конституционных прав граждан, вмешаться для скорейшего решения  кризисной ситуации, которая уже привела к тяжелым социально экономическим и политическим последствиям и может нанести вред национальной безопасности республики Таджикистан».

Протестные акции и беспорядки 21 мая начались после того, как сотрудники Управления внутренних дел по ГБАО провели в центре Хорога операцию по обезвреживанию предполагаемых торговцев наркотиками. Возмущенные перестрелкой в центре города жители, в основном молодые люди, принялись рушить все вокруг и подожгли главные здания силовых ведомств области, расположенных в центре города. В событиях того дня по официальным данным погибло 3 человека, в том числе и сотрудник ОМОН, и было ранено 4 других. Протестующие сперва требовали освободить задержанных и привлечь к ответственности тех, кто устроил спецоперацию в центре города. В тот же день были сожжены две машины милиции и подожжен дом полковника Бахтибекова в местечке Бархорух. В ночь с 23 на 24 мая при попытке штурма управления безопасности области, был убит один человек и двое получили ранения.

ГБАО с 220 тысячами населения считается менее защищенным регионом с точки зрения безопасности. Летом 2012 года  после убийства  главы нацбезопасности региона генерала Абдулло Назарова власти провели широкомасштабную операцию против вооруженных групп в Бадахшане, в которой погибли 70 человек.

Радио Озоди

Комментариев нет:

Отправить комментарий