В банковской системе Казахстана ожидаются структурные изменения. Последствием этого станет завершение передела собственности в этом секторе, консолидация рынка банковских услуг и вытеснение мелких игроков. Кроме того, предполагается увеличение риска концентрации и замедление темпов кредитования.
Основные последствия грядущих изменений вполне очевидны после того, как государство предприняло ряд мер к ранее национализированным банкам второго уровня, а регулятор огласил планы по ужесточению своих требований. Теперь обо всем по порядку.
Три в одном плюс Утемуратов
В первую очередь, речь идет о частичном выходе государства в лице «Самрук-Казына » из капитала проблемных банков и продаже их акций частным инвесторам. Причем таковыми выступают хорошо знакомые в Казахстане лица. Например, в мае этого года госфонд продал 79,88% простых акций Темiрбанка за 35,7 млрд тенге и 16% простых и привилегированных акций Альянс банк на сумму 1,5 млрд тенге миллиардеру Булату Утемуратову.
Интересно, что экс-управделами президента выкупил не весь госпакет, а только 16% долевых бумаг Альянса. По информации наших источников, продажа оставшейся госдоли в 51% будет зависеть от того, как завершатся проходящие сейчас переговоры его руководства с комитетом кредиторов о повторной реструктуризации обязательств и рекапитализации банка. Если удастся достигнуть положительного решения, то оставшийся госпакет полностью или частично может быть продан кредиторам банка. После чего будет запущен процесс объединения Альянса с Темиром и Forte bank.
Оценку этой инициативе уже дал глава Нацбанка Кайрат Келимбетов на пресс-конференции в Алматы 22 июля. По его мнению, в случае слияния этих банков будет создан «очень серьезный новый игрок» с капиталом в 120 млрд тенге. Причем главный банкир сообщил, что на переговорах с кредиторами по реструктуризации долгов стороны «в целом приходят к согласию». Однако, по информации нашего источника, переговоры идут тяжело. Косвенно на это указывает тот факт, что их завершение не произошло в первоначально обозначенные сроки — в июне этого года.
Предположительно, несговорчивость кредиторов связана с параметрами реструктуризации и рекапитализации банка. Ведь по первоначальному плану Альянс просил кредиторов провести не только повторное списание части долгов, но и принять участие в докапитализации банка. Презентуя план рекапитализации в январе этого года, основные акционеры Альянса, «Самрук-Казына » и Булат Утемуратов, предложили держателям облигаций отказаться от 70% суммы старшего долга и 90% суммы субординированных обязательств для того, чтобы снизить часть дефицита капитала на сумму $1 млрд. При этом руководство банка заявило о необходимости создания дополнительных провизий на 78 млрд тенге для покрытия неработающих займов и проведения переоценки отложенного налогового актива на 17,3 млрд тенге.
В результате нехватка капитала на тот момент составила бы 67,9 млрд тенге. Поэтому для того, чтобы восстановить этот показатель до адекватного уровня 20% или 84,8 млрд тенге, необходимо было влить в капитал банка дополнительные 152,7 млрд тенге. «Самрук-Казына » и Булат Утемуратов выразили готовность выделить на эти цели 52,7 млрд тенге. Причем вклад госфонда ограничивался лишь пересмотром условий своего депозита в Альянсе и Темире: продление его срока до 10 лет со снижением процентной ставки.
Но что самое интересное, оставшуюся сумму докапитализации в размере 100 млрд тенге авторы плана реструктуризации просили вложить кредиторам. То есть помимо списания $1 млрд кредиторам предлагалось влить в капитал банка еще почти $650 млн по курсу до февральской девальвации или около $540 млн, если считать по новому курсу! Не исключено, что в случае согласия кредиторы получат частично или полностью оставшуюся госдолю в Альянсе. Вот только насколько им это будет выгодно, ведь даже в случае слияния банка с Темиром и Forte bank проблема балласта в виде пула обесценившихся залогов и огромного количества проблемных кредитов никуда не денется. Напомним, только по Альянсу на 1 апреля 2014 года уровень неработающих займов составлял более 55%.
Но тем не менее, если слияние все же состоится, то совокупные активы нового банка составят более 800 млрд тенге (расчеты по состоянию на 1 апреля этого года), что позволит ему войти в десятку крупнейших банков республики, расположившись на 8 месте.
Казком и Ракишев минус «Самрук-Казына »
После объявления наполеоновских планов акционеров Альянс банка, Темирбанка и Forte bank, о своих не менее амбициозных намерениях заявили новые владельцы Казкома. В начале июля пресс-служба Казкоммерцбанка сообщила о завершении сделки по приобретению совместно с бизнесменом Кенесом Ракишевым в равных долях 93% акций БТА Банка у фонда «Самрук-Казына ». Тем самым и Казкому, и Ракишеву досталось по 46,5% акционерного капитал БТА. Оставшийся в банке госпакет в 4,26% акций госфонд передал Казкому в доверительное управление, что обеспечило банку более чем 50%-е участие в капитале и операционный контроль над БТА.
По ранее достигнутым договоренностям предполагалось, что Казкоммерцбанк отдаст за свою долю 72 075 млн тенге. Причем провести оплату планировалось в два этапа: 31 млрд банк намеревался заплатить в дату закрытия сделки и еще 41 075 млн тенге — не позднее 1 июля 2017 года. Примечательно то, что информация о том, сколько заплатит за свою долю в БТА Кенес Ракишев и как это будет происходить, не разглашается.
Тем не менее итоги сделки прокомментировала председатель правления Казкоммерцбанка Нина Жусупова. Она не скрывала удовлетворения от нового приобретения: «Мы рады, что смогли завершить столь масштабную и сложную сделку в установленные сроки. Состоявшееся событие стало следующей крупной вехой в реализации нашей стратегии, направленной на усиление позиции Казкоммерцбанка как одного из ведущих универсальных финансовых институтов в Казахстане и Центральной Азии».
После сделки вместе с другими акционерами Казкоммерцбанк, по ее словам, сосредоточится на интеграции двух банков и снижении уровня неработающих кредитов. «Мы думаем, что данная сделка будет иметь долгосрочный позитивный эффект для банковской системы Казахстана и повысит ее устойчивость к экономическим циклам»,— отметила она.
Прокомментировал сделку и председатель правления БТА Банка Магжан Ауэзов. Как считает банкир, в интеграции двух банков есть ряд ключевых преимуществ — расширение географии филиальной сети и доступ клиентов к финансовым продуктам и услугам.
В свою очередь новый акционер и глава совета директоров БТА Банка Кенес Ракишев заявил, что «данная сделка подвела логичную черту под обширным кризисным пакетом помощи, который государство было вынуждено предпринять для спасения и стабилизации банковской системы Казахстана».
«Я рад, что судьба БТА Банка, в конечном итоге, оказалась в руках отечественных инвесторов, и убежден, что новые акционеры предпримут все усилия для того, чтобы этот банк взял с собой в будущее лишь самые лучшие банковские практики и опыт», — подчеркнул бизнесмен.
Чего стоят столь бравурные заявления руководителей и акционеров Казкома и БТА, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что в процессе объединения новые владельцы некогда самого крупного частного банка в СНГ могут столкнуться с серьезными проблемами, в частности, с необходимостью проводить генеральную чистку кредитных портфелей, оптимизировать деятельность и повышать прибыльность объединенного банка.
Но факт остается фактом. В случае слияния Казкома и БТА объединенный банк выйдет на первую позицию по размерам активов, даже если придется списать самые безнадежные из них. Кстати, не скрывает своего удовлетворения от перспектив объединенного банка Кайрат Келимбетов. По его мнению, в результате этого слияния «мы получим очень большой системообразующий банк, который будет занимать первое-второе место, и это очень хороший исход для государства, поскольку оба банка были очень большие, и мы в целом их вопросы решаем».
Создание мегабанков : зло или благо?
К этому следует прибавить, что Нацбанк намерен оказывать финансовую поддержку в размере 250 млрд тенге из фонда проблемных кредитов, в первую очередь, именно объединяемым крупным банкам. Об этом недвусмысленно заявил на последней пресс-конференции Кайрат Келимбетов: «При оказании поддержки будем фокусироваться на банках, которые для нас представляют фокусные интересы, прежде всего, это Казкоммерцбанк и БТА, особенно после их слияния, АТФ и Альянс банк».
При этом необходимо иметь ввиду планы регулятора ввести лимиты на привлечение депозитов, привязав их к размерам капитализации банков и поэтапно повысить требование к минимальному размеру капитала до 100 млрд тенге. Вот что по этому поводу заявил главный банкир: «Мы договорились, что те банки, у которых сегодня уже уровень капитализации свыше 100 млрд тенге, те и будут иметь неограниченный доступ к депозитам населения. Это восемь банков на сегодня. Но есть банки, которые очень быстро могут дорасти до 100 млрд».
При этом Келимбетов пояснил, если капитал банка составляет 30 млрд тенге, то ему будет разрешено привлекать депозиты на сумму от 30 млрд до 50 млрд тенге. В случае, когда капитал достигает 50 млрд тенге, то банк сможет привлекать от 50 до 75 млрд. При этом если размер капитала дорастает до 75 млрд, то лимит на привлечение вкладов составит от 75 до 100 млрд.
Отдельная мера предусмотрена для банков, в планах которых не предусмотрены значительные вливания в капитал. «На сегодня есть банки, которые не планируют увеличение своего капитала в силу своих разных бизнес-стратегий . У них будет ограничение в привлечении депозитов до 10 млрд тенге», — уточнил глава Нацбанка.
Какие выводы из этого следуют? Во-первых , после окончательного выхода государства из капитала банков БТА, Альянса и Темира с передачей их активов в собственность полностью или частично подконтрольных госструктурам и аффилированным физлицам де-факто и де-юре будет поставлена точка в истории масштабного передела собственности в банковском секторе, начатого еще в 2009 году.
Кроме того, создание мегабанков не решает, а только усугубляет проблему с неработающими займами, что будет негативно сказываться на возможностях расширения кредитования.
И, наконец, укрупнение банков не повысит стабильность банковской системы, а лишь увеличит риски «морального вреда», когда аффилированные с государством банки могут начать проводить рискованную политику, надеясь на господдержку в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий