пятница, 17 октября 2014 г.

Трайбализм со счетов сбрасывать еще рано

Стычка футбольных фанатов, вышедших на улицу с лозунгом «Кіші жүз» всколыхнула в стране новую волну разговоров о жузовом и родоплеменном разделении. Бурные обсуждения породили множество версий и оценок. Появились даже мнения, что тема трайбализма неактуальна для казахскоязычного общества, а «раздувают» ее «враги» казахского народа. Но не попытка ли это просто замолчать проблему?
Журналист Ораз Алимбеков уже длительное время занимается проблемами трайбализма, и он совсем не уверен, что казахи избавились от клановой зависимости. Мы решили вместе с ним поразмышлять над этой темой, и вот такой получился у нас разговор — читайте ниже.
«Это чувство сидит в каждом казахе»
- Ораз, после пешего марша футбольных фанатов клуба «Актобе» в Алматы с плакатом «Кіші жүз» некоторые эксперты высказали мнение, что это обычный инцидент между болельщиками, а тема жузового разделения неактуальна для казахского общества. Вы с этим согласны?
- Казахи говорят: «болезнь погубит того, кто ее скрывает», но в то же время часто пытаются скрыть неприятные явления или события в своей жизни даже от близких людей. В масштабе одной семьи это может не так губительно, но в масштабах всего общества попытка скрыть, загнать вглубь «болезнь» чревата тяжелыми последствиями.
Надо признать, что хотя у нас есть все признаки сформировавшегося народа, нации, нельзя говорить уверенно о завершившемся процессе. Приверженность родовым отношениям до сих пор сильна в нас. Это чувство сидит в каждом казахе, и в нужный момент оно всегда может выйти наружу и проявиться. В случае с инцидентом с футбольными болельщиками это проявилось особенно эффектно.
Говорят, что сегодня во власти представители старшего жуза составляют большинствои именно они занимают ключевые позиции. К ним относятся аким Алматы Ахметжан Есимов, председатель КНБ Нуртай Абыкаев, спикер сената Касым-Жомарт Токаев, бывший госсекретарь Канат Саудабаев, глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев
- Вы думаете, это был спонтанный выплеск?
- Не могу однозначно утверждать, что за молодыми людьми кто-то стоял. Для этого у меня нет никаких доказательств. Но, зная молодежь в регионах, могу предположить, что это было спонтанное, самостоятельное решение. Посмотрите внимательно, в социальных сетях в интернете эта тема хорошо представлена.
Пользователи делятся и по жузам, и по родам: адайские, аргынские и т.д. Многие этого абсолютно не скрывают. Во власти же делают вид, что такой темы нет и что мы избавились от трайбализма. Слышим высокопарные слова о том, что казахи едины, не нужно провокаций и так далее. Но, на мой взгляд, еще рано сбрасывать со счетов это явление. И нельзя замалчивать проблему, нужно открыто ее обсуждать и делать выводы.
Поэтому, что касается стычки футбольных фанатов, объяснение может быть такое — молодежь нахваталась разговоров о том, что Запад Казахстана обеспечивает всю страну нефтью и газом, а люди живут хуже, чем в других регионах, и выплеснула свои эмоции.
«У всех есть памятники, а у нас нет!»
- В свое время разделение казахов на жузы и роды объединило народ, помогло казахам сформироваться как нации, а сейчас мешает?
- Сейчас это используется, наоборот, для разделения. Во времена Советского Союза эта тема была табу, запрещалось даже говорить об этом, не то что писать. После приобретения независимости пошел такой, можно сказать, стихийный процесс национального самопознания. Каждый как мог, так и познавал историю. Писатели бросились писать исторические романы, где каждый батыр или хан приходился ему родственником. Начали ставить памятники, выпускать «шежире» (родословная — авт.). Со стороны государства не было единой политики на этот счет, и это привело к тому, что сегодня происходит. Дошло до того, что сейчас в учебниках есть, например, задание сделать список «жети ата» — написать имена своих предков до седьмого колена.
- Разве это плохо?
- Я не против того, чтобы мы знали свои корни. Но дело доходит иногда до абсурда. Приведу примеры. В каждом регионе акимы это обычно местные выходцы. Конечно, часто президент пытается менять их, забрасывая «южан» на север и наоборот. Но в основном, особенно сельские акимы, все равно свои, местные. И вот вместо того, чтобы заниматься какими-тонасущными проблемами, эти акимчики начинают «продвижение» собственной идеологии по изучению своих корней, и проявляется это в том, чтобы ставить памятники не только знаменитым предкам из своего жуза, но и представителям отдельного рода.
Представителей среднего жуза на властном олимпе всегда было немного. Те, кто сейчас во власти, фигуры далеко не последние — Серик Ахметов, Нурлан Нигматулин, Асет Исекешев, Адильбек Джаксыбеков
- Например?
- В Актау построили большой мемориальный комплекс Адай ата, придумав историю, что был такой человек, который в 17 лет воевал против джунгар. На самом деле такого человека не было, это просто название одного из родов младшего жуза.
Другой пример: у въезда в Шымкент тоже поставили памятник Сихым-бабе. Та же самая история — ну не было такого предка у нас, это один из крупных родов старшего жуза. Но вот чтобы как-товыделиться, выпятить свой род или жуз, начинают придумывать легенды, историю и ставить памятники выдуманным личностям.
И другие не хотят отставать. В Жамбылской области скоро тоже появится мемориал в честь Дулат ата, которого не существовало. Зачастую такие проекты удается «пропихивать» под всякие программы, например «Культурное наследие» и другие. Иногда под это дело «напрягают» местных бизнесменов, давя на чувства: мол, «у кого-то есть памятник своему батыру, а у нас нет».
Я знаю также, как во время выборов этот фактор начинает активно работать.
- Интересно, и как же?
- В регионах, особенно на западе, в Мангыстауской, Кызылординской областях, во время выборной кампании есть традиция собирать аксакалов, старейшин и других уважаемых людей на ужины. Обычно это происходит в доме одного из аксакалов. Приходят представители местной власти, и после разговоров о «погоде» тема плавно переходит на политику: говорится о том, что мы должны поддержать своего кандидата, земляка, соплеменника. Потом этот человек приходит во власть, становится депутатом или кем-то еще и подтягивает своих из регионов. Вот так все происходит.
Еще один пример, в 2006 году, когда Крымбек Кушербаев стал в Мангыстауской области акимом, местная элита, которая хотела видеть на этом посту видеть своего человека,   воспротивилась его назначению и организовала акцию протеста. Один из телеканалов даже снял об этом сюжет, но его не показали. Наверху закрыли глаза на недовольство, а Кушербаева сняли только после жанаозенских событий.
Так что тысячу раз правы те, кто считает, что никакой казах не останется равнодушным к этой теме. Иногда говорят, что, мол, деление на жузы или роды свойственно только сельских казахам или «махровым» националистам. На самом деле я уверен, что даже самые что ни на есть асфальтные казахи придают значение своему происхождению.
Выходцев из младшего жуза во власти сегодня осталось не так уж и много, да и тех задвинули на дальний план. Среди них аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, посол РК в Хорватии Аслан Мусин, посол Казахстана в России Марат Тажин
«Младший жуз проживет без Казахстана?»
- Судя по ситуации с Кушербаевым, при кадровых назначениях жузовый признак не учитывается?
- В свое время советские вожди учитывали местную специфику и назначали людей на руководящие должности в Казахстане, сохраняя баланс между жузами и родами. Тогда это не называли трайбализмом, но во избежание конфликтов фактор этот брался во внимание. Это была упреждающая мера такая.
Сегодняшняя власть старается вроде соблюсти какой-то баланс, но тем не менее мне приходилось слышать вопрос: почему представителей младшего жуза мало во власти? Немало тех, кто думает, что среди них есть достойные стать вторым президентом Казахстана.
В 1995 году, перед продлением нынешним президентом своих полномочий, я сам участвовал в одном, так сказать, «заговоре». Некоторые представители среднего жуза стали продвигать идею — выдвинуть кандидатуру Олжаса Сулейменова на пост президента. Началась работа, но затем сам Сулемейнов отказался от этой затеи. С тех пор такие идеи или разговоры вроде не поднимались. Единственное, что часто приходится слышать, мол, почему во власти нет представителей того или иного жуза.
- Есть мнение, что именно западные регионы больше всего доставляют хлопот власти. Как Вы считаете, почему?
- Как известно, экономика Казахстана построена на добыче сырья, а нефть и газ добываются на западе страны. В свое время кто-то вбросил эту мысль, что «все богатства добываются у нас, мы обеспечиваем всю страну», но живем хуже, чем остальные». И эта мысль была удачно подхвачена. Многие жители западных регионов искренне считают, что «благодаря их земле» Казахстан такой богатый.
На самом деле истина в этом есть. Если смотреть на это с точки зрения населения Мангыстауской, Кызылординской или Актюбинской области, у них есть основания так считать. И их обиды на центральную власть, можно сказать, обоснованны. Социальные, экологические и другие проблемы, которые не находят должного решения, подпитывают эти разговоры о сепаратизме. Отсюда и лозунги типа «Младший жуз проживет без Казахстана, а вот проживет ли Казахстан без нас» и так далее.
Естественно, власть, которая строит единое государство, такие проявления не могут не беспокоить. Но не нужно пытаться скрывать какие-то процессы или отдельные проявления, а необходимо об этом открыто говорить в обществе.
А к какому жузу следует относить премьер-министра Карима Масимова?
Говорят, что Карим Кажимканович казах по матери, а она из среднего жуза
- И какая, Вы считаете, реакция должна быть у общества на подобные вещи?
- Думаю, никто не поддержит сепаратистские настроения, особенно если взять во внимание, к чему это привело в Украине. Общество в целом осуждающе относится к таким явлениям.
Если говорить о конкретных мерах, то Федерация футбола Казахстана или руководство той организации, которая организовала чемпионат, должны наказать команду «Актобе», потому что они не могут наказать болельщиков. Например, во всемирных или европейских турнирах используется такая практика, когда определенную команду лишают участия в соревнованиях или присуждают им проигрыш, не давая участвовать на соревнованиях. Такие меры надо принимать.
Со своей стороны государственные органы должны наказывать организаторов подобных акций. Потому что это в итоге может привести к сепаратизму. С ними не стоит церемониться. Даже если за ними кто-то стоял, это будет показательно.
Ну и, конечно, должны решаться имеющиеся проблемы на местах, чтобы это не было почвой для отрицательных настроений.
Вроде бы в Казахстане все делается для того, чтобы вопрос трайбализма постепенно сошел на нет. Урбанизация населения, перенос Астаны — все сработало на это. Но быстро искоренить то, что культивировалось веками, сложно. Трудно сказать, когда точно мы сможем избавиться от проявлений трайбализма в современной жизни, но думаю, мы к этому идем. Хотелось бы, чтобы это не влияло на общественно-политическую жизнь страны, на экономику, чтобы мы оценивали людей по профессиональным качествам, а не выясняли, из какого он жуза или рода. Но пока еще это в повседневной жизни происходит.

1 комментарий:

  1. не будет рода и жуза не будет и казаха.кто против этого тот не казах.надо не стоять на пути поезда а сесть на него и ехать на нем в будущее.род жуз это пинкод рнн и сик казаха и надо быть идиотом чтобы не воспользоваться этим благом.цивилизация пользуются нашим опытом/послы со всего мира вручают президенту в стране прибывания верительные грамоты-это казахи придумали посылать послов с полномочиями когда сватаются а раньше и не только когда сватались/а нас друг на друга натравливают понимая пока у нас есть роды и жузы мы живы.мы военизированный народ в прошлом так вот род это полк а жуз это армия вместо нумерации у каждого полка и армии собственные имена поэтому казах предавший свой род т.е. полк или армию ПРЕДАТЕЛЬ и поэтому казахи НИКОГДА не откажуться от своего рода можно его заставить замолчать но забыть его не заставите это его гордость это его флаг это его смысл жизни.надо не хаять тех кто гордится своим происхождением а хвалить и поощрять знание своей истории как хвалят и поощряют в той же россии пионеров чтущих память бородина героев полтавской битвы и тд использовать историю для обьединения родов и жузов а не обезличивать и высмеивать людей

    ОтветитьУдалить