среда, 8 октября 2014 г.

Небо в клеточку. Сезон охоты на акимов открыт?

В последнее время в Казахстане резко возросло число задержанных и обвиненных в коррупции, растратах и иных должностных преступлениях высокопоставленных чиновников.
Если раньше руки Фемиды в основном доходили до представителей властной элиты среднего звена, то теперь не редки случаи, когда на скамье подсудимых оказываются акимы городов и областей. Это может свидетельствовать о том, что планка неприкасаемости для чиновников со стороны органов правопорядка заметно снизилась и видимо в орбиту правоохранительных органов в ближайшее время могут попасть и другие главы регионов и даже крупных городов, по крайней мере, такой вариант развития событий не исключают опрошенные Kursiv.kz эксперты.
В конце сентября сотрудники Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Казахстана задержали акима СараниМухтара Адамбекова и заместителя акима Абайского района Карагандинской области Айдоса Жакенова по подозрению в совершении коррупционных преступлений и в лоббировании интересов аффилированной с экс-акимом Карагандинской области фирмы. Они, по версии следствия, без проведения тендера предоставили некому ТОО "ЕвроСтандарт Караганда" исключительное право на изготовление этой фирмой бордюров, брусчатки и тротуарных плит в рамках программы по благоустройству городов Карагандинской области.
"Следствие располагает доказательствами, что ТОО является детищем экс-акима Карагандинской области Бауржана Абдишева. Директором ТОО было номинальное лицо. На базе предприятия был построен завод по производству бетонных изделий, еврозаборов, тротуарной плитки, бордюров, которые в доминирующем порядке использовались для укладки скверов, парков и других объектов на территории Карагандинской области", - отмечалось в официальном сообщении.
Также был задержан и сам бывший аким Карагандинской областиБауржан Абдишев.
Возбуждено два уголовных дела по фактам злоупотребления, причинившие тяжкие последствия, в отношении бывшего акима Карагандинской области, рассказал журналистам председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров. 2 октября поступила информация о задержании по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями бывшего акима Караганды Мейрама Смагулова. Согласно материалам уголовного дела г-н Смагулов в 2013 году заставил строительную компанию "ЮТЭКС", строившую государственные дома по госпрограмме "Доступное жилье", сделать бесплатный ремонт в его особняке. Компания вложила в ремонт 5 млн тенге.
Череда громких уголовных дел в Карагандинской области отразилась и на настроении действующего акима Нурмухамбета Абдибекова.
"Я как аким не могу оставаться в стороне от этих событий. С тяжелым сердцем я отслеживаю эту неприятную ситуацию, поскольку практически все фигуранты уголовных дел - мои коллеги. Я переживаю за них и очень надеюсь и верю, что правоохранительные органы во всем разберутся. Жесткая критика главы государства в адрес региона была справедливой. В настоящее время мы работаем над всеми критическими замечаниями», - поделился своими переживаниями с журналистами г-н Абдибеков.
Ситуация с громкими арестами напрягла и глав других казахстанских областей, чье самочувствие резко ухудшилось. По крайней мере, свои опасения уже высказал аким ЗКО Нурлан Ногаев.
"От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Кто знает, кого, что ждет. Поэтому стопроцентную гарантию, как говорили, дает только "Госстрах" или как называлась эта организация. Да были коррупционные правонарушения, были осуждены один заместитель акима района и пять акимов сельских округов. Есть судебные решения, и этот факт не красит нас. Но проводится предварительная разъяснительная работа, чтобы впредь такого не было. Ставя вопрос качественного, своевременного освоения бюджетных средств мы всегда говорим: Если не можешь освоить, надо принимать превентивные меры. Надо возвращать эти деньги. У каждого руководителя государственной службы стоит вопрос о выполнении определенной задачи, возложенной на него, и качественного освоения средств. Вот эти два вопроса надо гармонично решать", - отметилНурлан Ногаев.
И, видимо, есть чего опасаться как бывшим, так и действующим главам областей и городов. Ведь с начала года многие из них уже ощутили на себе, то обстоятельство, что они выпали из категории неприкосновенных чиновников. Так, в частности в марте 2014 года еще тогда еще действовавший финпол задержал экс-акима Павлодарской области Ерлана Арына, которого ни много ни мало обвинили в создании ОПГ. Он также был обвинен в присвоении денежных средств в сумме 23 миллиона тенге, полученных в качестве спонсорской помощи на благоустройство города Павлодар в рамках заключенного между акиматом области и ТОО «ENRC Kazakhstan» меморандума о взаимном сотрудничестве на 2013 год.
На этом фоне заметно повезло заместителю акима Камыстинского района Костанайской области Даулетбаю Кульманову, который за свой чрезмерный, в прямом смысле этого слова, аппетит отделался лишь увольнением. После того, как выяснилось, что чиновник пообедал в одном из астанинских ресторанов на 1,5 млн тенге, ему указали на дверь. Пока о возбуждении против него возможных уголовных дел ничего не известно. По ранее озвученной информации, уголовной ответственности, он избежал, в связи с тем, что израсходованные деньги не были ему вручены официально.
В свете всех этих событий не вызвала особо доверия в обществе и отставка по собственному желанию акима Петропавловска Тулегена Закарьянова, который неожиданно для всех 1 октября написал заявление об увольнении. Дело в том, что ныне проходящие по уголовным делам экс-аким Карагандинской области Бауржан Абдишев и аким Караганды Мейрам Смагулов в июне этого года тоже написали заявления об отставке «по собственному желанию», а теперь оказались на скамье подсудимых.
По мнению аналитиков, массовая чистка чиновников на местах происходит не случайно. Этому может быть как минимум несколько объяснений. Во-первых, Казахстан плавно вступает в фазу предвыборных гонок, как президентских, так и парламентских и властям необходимо показать народу эффективность работы государственной машины. А что как не пара тройка посаженных и раскаявшихся чиновников самого высокого калибра могут свидетельствовать о справедливости и суровости закона, который един для всех, в том числе и для государственных мужей. Громкие уголовные дела против чиновников всегда находят отклик одобрения среди простых граждан. Эксперты просматривают и другую причину «осеннего обострения», связанную с возможным переделом власти на местах, усилением борьбы между кланами, некоторые видят в этом даже попытку ослабить политиков высшего ранга, имеющих своих протеже и сферы влияния на региональном уровне. Так или иначе, судя по всему, сезон политической охоты открыт.
Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша считает, что, так как борьба с коррупцией была провозглашена одним ключевых приоритетов во внутренней политике на самом верхнем уровне, то ничего удивительного в последних событиях нет. Участившиеся аресты глав местных исполнительных органов власти расценивается в Астане как увеличение масштабов борьбы с коррупцией. Существенное значение может иметь и недовольство Акордой тем, что не всем главам регионов удается эффективно организовать работу в курируемых регионах.
«Традиционно акимы областей как представители президента в регионах находятся на его особом счету. Однако реальных политических тяжеловесов среди глав регионов не так много. Хотя главы регионов и назначаются указом президента, часть кадровых решений по общемировой практике осуществляется по представлению президентской администрации и высоких должностных лиц в его окружении. Соответственно, не все из них располагают большим кредитом доверия. Сегодня, когда требования к качеству управления повысились, отношения к промахам значительно ужесточились. Особенно внимательно относятся в Акорде к громким скандалам, фигурантами которых становятся региональные власти. Отсюда стали более чувствительными позиции глав регионов в отношении политических изменений в аппарате президента и правительстве, которых в последние месяцы было произведено немало», - заметил он.
Независимый политик Амиржан Косанов со скепсисом относится к предположению, что власти решили начать серьезную борьбу с коррупцией, поэтому акимы меняют теплые чиновничьи места на скамью подсудимых. Он заметил, что, не в одном Карагандинском регионе имеет место произвол. Но, по его словам, в Казахстане избирательная борьба с коррупцией, которая сопряжена с особенностью межклановых разборок. И порой чиновники среднего звена становятся заложниками конфликтов, имеющих место на самом верху властной пирамиды. Такое бывало и раньше. Но ныне общественный интерес к такого рода арестам и обвинениям неизмеримо больше, потому что «наезды» на того или иного чиновника в Астане рассматриваются исключительно через призму приближающегося транзита власти.
«Накануне этой фазы развития общества внутри власти идет перегруппировка сил, создаются новые и распадаются старые альянсы. И все это эхом отдается на самочувствии и карьере отдельных чиновников, ведь реальность такова, что у нас каждый аким или министр является чьим-то человеком, который сидит в Астане. Понятно, что ущемленный клан не оставит без ответа нападки на себя и своих членов, так что спектакль, скорее всего, будет иметь свое продолжение. Хотя есть и свой плюс в такого рода межклановых разборках: таким путем все же будет идти процесс очищения властных структур. И то хорошо», - заметил он.
Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, считает, что в так называемой "системе персональных гарантий", которая в Казахстане сложилась с середины 90-х годов, после проведения основного этапа приватизации, практически невозможно бороться с коррупцией эффективно. Поэтому преследование чиновников на местах связано не только и не столько с нарушением закона, а с "отмашкой" сверху. Равенства перед законом нет, и, соответственно, правоохранительные органы, в том числе органы национальной безопасности и бывший финпол "возбуждаются" против высокопоставленных чиновников тогда, когда на это дано разрешение с самого верху.
«Эти органы не самостоятельны и несвободны. Сегодня некое высокое должностное лицо само борется с коррупцией, а завтра вдруг оказывается, что оно само - коррупционер. Так что пока, по моему мнению, такая борьба с коррупцией это отражение внутриклановой, вннутриэлитной борьбы, которая, естественно, обостряется при приближении выборов и возможного изменения политической конфигурации власти. Крупные игроки пытаются подвинуть друг друга, лишить поддержки в регионах или в крупных госорганах, обеспечить лучшие стартовые условия в борьбе за влияние в будущем. И борьба с коррупцией при наличии административных и прочих ресурсов неожиданно превращается в один из лучших способов борьбы с конкурентами», - заметил г-н Жовтис.
Политолог Айдос Сарым заметил, что коррупция настолько широко пустила корни, что общество не верит в эффективность борьбы с ней. Это подстегивает власть, так или иначе хотя бы имитировать борьбу с взяточничеством, расширять списки "неприкасаемых".
«Но видно и другое: "жертвами" становятся лица и фигуры, которые не входят в те или иные кланы. Даже когда речь идет об акимах и замакимах, невооруженным глазом видно, что это чиновники второго или третьего эшелона. В ряде случаев происходит сведение счетов, в других "войны" между элитными группами. И главная проблема, по всей видимости, в том, что как в свое время говорил президент "любого чиновника можно отвести за руку в суд". Ну, или почти любого. Принципиальный же вопрос в одном: почему ведут не всех, а только некоторых? Виден и другой тренд. На властном Олимпе видимо решили так: основная жизнь происходит в регионах, именно там люди, бизнесмены непосредственно сталкиваются с проблемой коррупции, взяток. Отсюда и вывод: если взять несколько регионов и образцово-показательно их потрясти, то возможно остальным акимам будет неповадно. Один прецедент мы имеем в Атырау, другой - в Караганды. Полагаю, что в ближайшее время мы можем увидеть нечто подобное в одном из южных регионов страны. Так сказать, для большей репрезентативности», - заметил г-н Сарым.
В Казахстане уже были громкие истории с посадками бывших акимов в тюрьмы или объявлением их в розыск. В этой череде выделяются три наиболее заметных дела. Это история бывшего акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова, Алматы Виктора Храпунова и Атырауской области Бергея Рыскалиева.
В истории с г-ном Жакияновым его подвела не бывшая работа на посту акима Павллодарской области, а уход в оппозиционные круги. В 2002 году он был избран председателем движения демократического выбора Казахстана, и в том же году осужден на 7 лет лишения свободы, через четыре года был условно-досрочно освобожден.
Один из главных акимов долгожителей в истории Алматы Виктор Храпунов, находившийся в числе топовых политиков, в какой-то момент слишком увлекся политической борьбой. Против него было возбуждено больше 20 уголовных дел, но он успел покинуть пределы Казахстана и обосноваться в Швейцарии. Один из главных апологетов властей и лицо, входящее в высшие политические круги РК, он неожиданно превратился в ярого оппозиционера.
А вот судьба еще одного экс-акима, фигуранта громкого уголовного дела Бергея Рыскалиева до сих пор не известна. Будучи акимом Атырауской области он был в числе наиболее влиятельных региональных политиков и считался человеком Аслана Мусина. Однако с ослаблением позиций г-на Мусина неуютно себя стал чувствовать и Бергей Рыскалиев. 31 января 2013 он был объявлен в розыск бывшим Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Атырауской области, за совершение преступления, предусмотренного ст. 176 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества»., а также создание организованного преступного сообщества (ОПС) в которое входили 3 организованные преступные группировки (ОПГ), созданные в период с 2008 по 2011 г.г., данное ОПС по самым скромным подсчетам обвиняется в хищениях на сумму более 71 млрд. бюджетных средств. В прессе также высказывалось предположения, что г-на Рыскалиева возможно уже нет в живых, так как найти его следы не удается.
Таким образом, история показывает, что, как правило, акимы становятся фигурантами уголовных дел, когда они либо получают слишком большие рычаги влияния, либо становятся неугодными представителям тех или иных кланов. С чем связаны нынешняя чистка в среде региональной элиты приходится только гадать, хотя, нельзя исключать и того, что власти действительно решили всерьез заняться борьбой с коррупцией.      
http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/nebo_v_kletochku_sezon_okhoty_na_akimov_otkryt/

Комментариев нет:

Отправить комментарий