Дело в отношении экс-премьера Серика Ахметова может дать старт внеочередной предвыборной кампании, считает экономист Петр Своик
То, что Серик Ахетов стал фигурантом уголовного дела, без сомнений, тянет на сенсацию – никогда раньше в Казахстане глава (пусть и бывший) правительства не появлялся под конвоем в суде для определения меры пресечения. Вероятно, именно высокий статус задержанного позволил ему находиться под домашним арестом, а не сидеть в следственном изоляторе. Как рассказала в среду, 19 ноября, на брифинге пресс-секретарь Казыбекбийского районного суда города Караганды Алия Жошева, ни органы следствия, ни прокуратура не просили для Ахметова меру пресечения, связанную с изоляцией от общества.
«Постановлением Казыбекбийского районного суда города Караганды 18 ноября 2014 Ахметову Серику Нигметулы, обвиняемому органами предварительного следствия в совершении тяжкого коррупционного преступления, предусмотренного статьей 176 часть 4, пункт «Б» УК РК, санкционирована мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 2 месяца до 18 января 2015 до 23.00», - сказала Жошева.
Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК, которое инициировало дело в отношении Ахметова, сообщило, что задержание прошло в рамках расследования других коррупционных дел, в которых замешаны бывшие акимы Караганды и области.
Как сообщает сайт Ratel.kz, в деле экс-акима области Бауржана Абдишева утверждается, что чиновник «для получения покровительства и попустительства по службе со стороны Ахметова С.Н. создал условия для беспрепятственного привлечения ТОО «Сталь Цинк» в качестве подрядной организации по вышеуказанной бюджетной программе». Директор ТОО «Сталь Цинк» – Берик Ныгметович Ахметов, соучредитель – Данияр Серикович Ахметов, пишет ресурс. Первый – родной брат Серика Ахметова, второй – сын. Через счета этой фирмы прошло якобы около 1 млрд тенге. Эта же фирма производила опоры для уличного освещения, на которые власти области потратили 4,8 млрд тенге, выделенные в рамках программы развития моногородов.
Отметим, что аресту Ахметова предшествовали два важных события. Во-первых, 22 октября Нурсултан Назарбаев снял его с должности министра обороны, на которую Ахметов был назначен после отставки с премьерского поста в апреле этого года. В кресле главы оборонного ведомства тот просидел всего полгода и нового назначения не получил. Во-вторых, за день до задержания, 17 ноября, Нурсултан Назарбаев принимал генпрокурора Асхата Даулбаева и председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова.
Forbes.kz поинтересовался у своего постоянного автора, экономиста Петра Своика, как этот громкий арест согласуется с его теорией о начале "переходного периода".
- Если перевод Тасмагамбетова на место министра обороны был предпоследним пазлом, то арест Ахметова можно назвать "трофейным пазлом", - объяснил Петр Своик. – То, что уже освобожденный не только от премьерской, но и от министерской должности Серик Ахметов не является пазлом в картине переходного периода, понятно – в этом смысле его арест, казалось бы, не относится к переходному периоду. Однако это не так.
Против Серика Ахметова сыграл его статус, уверен эксперт.
- Эта самая крупная из всех бывших, еще свежая и нисколько не испорченная «дичь» – трофей. До этого одного экс-премьера (Акежана Кажегельдина), который откровенно стал заявлять о своих президентских амбициях, заочно «подстрелили», хотя он убежал в чужой лес и до сих пор там гуляет на свободе. Ахметов же – свежая, крупная, сочная "дичь", добыть которую очень почетно, ведь фотография с поставленной на такую крупную добычу ногой уже характеризует охотника как очень удачливого, - уверен Своик. – Поэтому тот, кто «завалил» Ахметова, уже является бенефициаром этого дела. А то, что он сделал это с разрешения «главного начальника», лишний раз говорит об ужесточении борьбы в переходный период. Более того, это уже что-то вроде начала избирательной кампании.
Это событие повысило значимость второстепенной, казалось бы, должности главы Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, которого, как известно, относят к так называемому клану южан. По сути, южане за последнее время нанесли сразу несколько сокрушительных ударов по своим оппонентам – «карагандинцам».
- Официальная фабула обвинения, что открыто уголовное дело против акима Караганды и области, а теперь уже под арестом «главный» карагандинец, говорит о том, что это клановая борьба, - отметил собеседник. – Может быть, власти не очень хотелось бы это показывать, но карагандинский клан прижимают к ногтю. Это показательный урок тем карагандинцам, которые еще остались у власти.
Борьбу между кланами во власти Петр Своик считает не надуманной, а совершенно реальной.
- В европейских странах разделены бизнес, представительная и исполнительная ветви власти. У нас такого разделения нет: где власть, там и бизнес. И если в Европе борьбу за политические интересы ведут партии, то у нас борьба идет непосредственно в администрации президента. Поскольку в Казахстане фактически нет современных форм институализации (партий), работают старые добрые казахские клановые формы, в том числе жузовые и трайбалистские, - подчеркнул он.
Причем официальная причина ареста в ситуации с Ахметовым имеет второстепенное значение, полагает экономист.
- Борьба с коррупцией здесь – только повод, - отметил Своик. – Если убрать из Караганды «Кармет», который не «ходит» ни под акимом, ни под премьером, а является самостоятельным бизнесом, то Караганда – не то место, где можно по-крупному заниматься коррупцией. В любом случае, Серик Ахметов не прослыл в народе известным миллионером.
Комментариев нет:
Отправить комментарий