Несомненно, главным политическим событием последней недели стал визит президента Франции Франсуа Олланда в Казахстан. Состоялся он, напомню, 5-6 декабря, но его итоги и приколы обсуждались все выходные в интернет-СМИ и социальных сетях.
Причин тому, что визит Олланда получил такое паблисити, несколько. Во-первых , приезд главы крупного европейского государства в наш регион достаточно большая редкость. Во-вторых , его неожиданная остановка по дороге из Казахстана на родину в Москве, где он встретился в аэропорту накоротке с российским лидером Владимиром Путиным, это сенсация номер один во всем мире. В-третьих , информационную шумиху спровоцировал национальный убор, возложенный Назарбаевым на голову коллеги.
Мост к Кремлю
Судя по официальному пресс-релизу Акорды, и Казахстан, и Франция весьма заинтересованы в расширении экономического сотрудничества. Другое дело, что в условиях стагнирующей экономики обоих государств шансов на то, что французские инвесторы массово устремятся в нашу страну, нет никаких.
Поэтому, скорее всего, речь идет об очередной порции крупных заказов Казахстана, например о приобретении нами третьего спутника дистанционного зондирования Земли, продолжении или даже расширении программы сборки вертолетов «Геликоптер» и строительстве атомной электростанции под ключ.
Что касается политической повестки, то она определялась основными интересами двух государств. Франция как член Европейского союза и НАТО, которая уже сильно пострадала от санкционной «войны» между Россией и Западом и может пострадать еще сильнее, после того как будет вынуждена отказаться окончательно от передачи «Мистралей» заказчику, крайне заинтересована в урегулировании этого внешнеполитического конфликта.
Ну а поскольку в Европе, кстати, с подачи самих казахстанских властей, есть мнение, что Нурсултан Назарбаев может выступить посредником в диалоге с Владимиром Путиным, то это наверняка стало одной из главных причин и целей визита французского президента.
Что касается Казахстана и его главы, то они крайне заинтересованы в усилении политических контактов с Европейским союзом. Об этом свидетельствует недавний визит «лидера нации» в Брюссель на процедуру парафирования текста нового расширенного соглашения ЕС — РК. Поскольку это мероприятие имело всего лишь технический характер, то приезд казахстанского президента как таковой был излишним. Но, судя по всему, Нурсултан Назарбаев хотел своим личным присутствием подчеркнуть заинтересованность в новом договоре.
Поскольку сам процесс подготовки этого соглашения тянется вот уже несколько лет и еще совсем недавно Казахстан демонстрировал, что Европе оно нужно больше, чем нашей стране, подобное изменение тактики говорит о многом. Включая плачевную ситуацию в казахстанской экономике. Однако, скорее всего, ключевую роль здесь сыграли события в Украине, включая переход полуострова Крым в состав России, и гражданская война на востоке, в Донецкой и Луганской областях.
Готовность Владимира Путина использовать «вежливых зеленых человечков», к тому же вооруженных до зубов и способных наносить поражения украинской армии, в том числе сбивать десятками современные самолеты и вертолеты, не могла не испугать соседей России.
Ну а поскольку у наших двух стран более чем семь тысяч километров общей границы, а доля русского и русскоязычного населения в Казахстане высока, то Акорда оказалась в неудобном положении. Именно поэтому она заметно изменила свою публичную риторику в сфере языкознания и языкоприменения и заметно приструнила казахских националистов, дабы они не создавали поводов для вмешательства Кремля.
Другим последствием украинского кризиса стало резкое усиление заинтересованности Акорды и лично елбасы в Европейском союзе как контраргументе против России и Владимира Путина. Понятно, что подобный зигзаг казахстанской внешней многовекторной политики никак не декларируется, более того, тщательно маскируется, но сам факт разворота Казахстана в сторону Европы не только заметен, но и вызвал волну надежды со стороны последней на использование Назарбаева в качестве посредника в урегулировании самого острого внешнеполитического конфликта последнего двадцатилетия.
Между Путиным и Европой
Активность Акорды и лично самого елбасы во внешней политике в последние месяцы вызывает искреннее восхищение — такого мы не припомним. Когда писался этот обзор, пришло сообщение о переговорах министра иностранных дел РК Ерлана Идрисова с государственным секретарем США Джоном Керри, которые состоялись в рамках ежегодного заседания двусторонней комиссии по стратегическому партнерству. Понятно, что при всей широте повестки дня комиссии вопросы Украины, взаимоотношений с Россией и роль Казахстана были главными.
Однако проблема в том, что наша страна и ее лидер не способны выполнять роль посредника между Россией и Владимиром Путиным с одной стороны и США и Европейским союзом — с другой.
В первую очередь потому, что мы тесно связаны с нашим союзником по ЕАЭС и ОДКБ. А в таких сложных и системных конфликтах собственный политический вес «посредника» имеет первостепенное значение, Казахстан же с этой точки зрения «легковес», максимум — чемпионЦентрально-Азиатского региона, и то не абсолютный, поскольку с этим не согласен Ташкент.
Во вторых, если кого и испугали действия российских властей в Украине, то это в первую очередь Акорду и «лидера нации». Вопрос преемственности власти в Казахстане, а, следовательно, и сохранения действующей политической системы и практики становится главным во внутриполитической повестке дня.
Готовность Владимира Путина к неким чрезвычайным, пусть и скрытым действиям превращает Кремль в одного из игроков на казахстанском политическом поле. Причем игроком ключевым, потому что без санкции Путина процесс передачи (унаследования власти) может пойти не так, как планирует елбасы и его окружение, или пройдет по плану, а потом начнутся неожиданности.
Поэтому если нас спросят, может ли Нурсултан Назарбаев быть посредником между Европейским союзом и Россией под лидерством Владимира Путина, ответ будет отрицательным. Хотя бы потому, что своего коллегу елбасы боится сильнее, чем Европу вместе с США и их союзниками по антироссийским санкциям.
Что касается другого государства, соседствующего с Казахстаном и способного компенсировать или предотвратить неформальное и формальное давление Кремля, мы имеем в виду Китай, то он вряд ли будет вмешиваться на этом историческом этапе. Ему проще выждать на горе, пока российский медведь подерется с американским слоном и стадом европейских носорогов, чтобы потом спокойно собрать плоды в свою корзину.
Весь пар в свисток
На этом тревожном внешнеполитическом фоне внутриполитические процессы вызывают не просто обеспокоенность, а страх. Хотя бы потому, что отсутствуют. Даже по информационным лентам не видно активности не только оппозиции демократической и либеральной, но и ручной. Да, есть громкие запросы в парламенте, которые затем рекламируются в провластной и проназарбаевской прессе, но все это тот самый пар, который уходит в свисток. Реальной активности нет, и взяться ей неоткуда.
Неудивительно, что в этих условиях каждый делает то, что он может делать. То есть имитирует бурную деятельность. Например, готовится отпраздновать 550-летие Казахского ханства, проводит круглые столы, посвященные Международному дню прав человека, и совещания по вопросам инновационного развития страны. Но все это было, есть и будет сотрясанием воздуха на бюджетные деньги и якобы в пользу бедных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий