Визит президента Франции в Казахстан заставил международное сообщество обратить внимание на дело Мухтара Аблязова. Европейские правозащитники, политики и журналисты задаются вопросом – зачем нужна Акорде эта дорогостоящая во всех смыслах война, если речь идет о всего лишь, как заверяют казахские власти, заурядном финансовом мошеннике.
Дело в другом, уверены соратники Аблязова, слишком уж он реальный и потому опасный оппонент для Акорды. Причем не только для Назарбаева. Но и следующему президенту Казахстана тоже не нужны на свободе ни Мухтар Аблязов, ни Рахат Алиев, заявил в интервью "Газете новостей" политик Серикжан Мамбеталин. Мы попросили его объяснить, почему он так считает.
- Серикжан, на прошлой неделе руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков предложил Акорде заключить перемирие с Аблязовым. Сама идея, по Вашему мнению, реальна?
- Давайте сразу определимся, это было заявление гражданина Мурата Телибекова, но не Союза мусульман, потому что такого союза в природе не существует. Как гражданин, он имеет право выдвигать любые, даже фантастические предложения, но здравого смысла именно в этом предложении не вижу. Видимо, это был все-таки очередной стеб в его стиле. Ведь уже давно понятно, что Мухтару Аблязову не простят его роли в финансировании оппозиции, той же партии «Алга», независимых СМИ. Поэтому ясно, что его преследование имеет политическую подоплеку, нежели экономическую.
- Комментируя его предложение, Вы написали в ФБ, что Аблязова преследует тот, кто видит себя следующим президентом. «Ему Мухтар нужен только полностью уничтоженный». Вы кого имели в виду?
- На мой взгляд, самому Назарбаеву Аблязов уже ничем не угрожает. Ведь оппозиция смирилась с мыслью, что Назарбаев уйдет из Акорды либо вперед ногами, либо поставив вместо себя преемника. С точки зрения здравого смысла второй вариант предпочтительнее, потому что снижаются риски открытой борьбы за престол, которая неминуемо перейдет в гражданскую войну в Казахстане.
И на этом этапе наличие Мухтара Аблязова на свободе может спутать все карты потенциальным преемникам. Потому что оппозиция может выдвинуть своего кандидата, Аблязов мог бы поддержать ее финансово и медийно. Сейчас, например, оппозиция не может договориться о едином кандидате в президенты от оппозиции, но Аблязов мог бы взять на себя роль организатора и медиатора объединения оппозиции.
- То есть Вы считаете, что, даже если в Казахстане сменится президент, с Аблязовым ситуация не поменяется?
- Следующий президент не будет иметь и сотой части легитимности и авторитета Назарбаева как внутри страны, так и за рубежом. Скорее всего, это будет консенсусная фигура, поддержанная супердержавами, но наверняка не имеющая авторитета среди народа. Следующему главе государства не нужны на свободе ни Мухтар Аблязов, ни Рахат Алиев, ни вообще оппозиция, не подконтрольная Акорде. Поэтому сейчас и идет зачистка оппозиционного поля под преемника. Думаю, зачистка информационного поля, взять пример с журналом «Адам бол», именно Назарбаеву не нужна. Она нужна тем, кто очень хочет стать следующим президентом, но до смерти боится оппозицию и народ.
- Как Вы думаете, есть шанс, что после ухода Назарбаева страну возглавит представитель народа?
- Шанс, что представитель народа возглавит страну, есть, но пока не будет финансирования от таких людей, как Аблязов или Алиев, все это будет только гипотетически. Моя концепция «транзитного президента», когда на смену Назарбаеву приходит президент от народа сроком на 5 лет, проводит демократические реформы и создает условия для свободных прозрачных выборов, была поддержана большинством политиков в Казахстане.
Как только появится источник финансирования, сразу можно начать предвыборную кампанию, не дожидаясь старта официальной. На роль кандидата от оппозиции я предложил Зауреш Батталову и до сих пор считаю ее лучшей консенсусной фигурой в оппозиционном движении.
- Вы в интернете как-то обмолвились, что голосуете за Карима Масимова как преемника, потому что, мол, его быстро «снесут». Что Вы имели в виду?
- На сегодняшний день стать следующим главой государства, по мнению аналитиков, есть шансы у Карима Масимова. Он собирается продвигать модель парламентско-президентского правления, когда вся власть у премьера, предлагаемого мажилисом, а функции президента ограничены представительскими.
Эти президентские функции могла бы исполнять Дарига Назарбаева, а подлинная власть была бы в руках Масимова. И скорее всего, Масимов остановился на этом сценарии. Но если он посчитает, что в такой конфигурации слишком много политических рисков, то он может занять и президентское кресло. Вот тогда народ и сможет выйти на площадь, и может потребовать его отставки.
- Почему?
- Уйгурское происхождение Масимова, которое помогло ему стать человеком номер два в стране, может поставить крест на его попытках стать «ноль первым».
- А кто поддерживает Масимова из политических партий, Вы знаете? И будут ли шансы у этой партии пройти в парламент?
- Если пройдут парламентские выборы, то, по моим прогнозам, в парламент пройдут как раз партии, которые поддерживают Масимова. Это «Ак жол» и «Бирлик», возглавляемые Азатом Перуашевым и Сериком Султангалиевым, у которых, кстати, матери тоже уйгурки.
- А из оппозиции?
- Оппозиционеров попытаются завести под ОСДП, а потом подтасовать бюллетени и не пропустить в парламент, как на прошлых выборах. Теоретически шансы есть у той партии, которая поставит во главе списка Мухтара Шаханова как лидера национал-патриотов , однако, учитывая, как поступили с «Руханиятом», сняв в середине предвыборной кампании за излишнюю популярность среди народа, на такое власти вряд ли пойдут.
Но Мухтару Шаханову все равно нужно потребовать у Минюста незамедлительной регистрации партии «Халык Рухы». Учредительный съезд партии прошел согласно закону, 60 тысяч подписей собраны, а ЦИК уже 6 лет не дает ответа по регистрации. Несмотря ни на что, может, у нее будут шансы поучаствовать в выборах.
- Спасибо за прогнозы, Серикжан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий