Очередное заседание узбекско-российской межправительственной комиссии, состоявшееся на минувшей неделе в Ташкенте, достаточно быстро исчезло с главных новостей информационного поля при том, что на нем впервые узбекская сторона проявила озабоченность судьбой своих граждан, временно выехавших на заработки в Россию.
Озабоченность высказал сопредседатель комиссии первый вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов. Взяв на себя функции ментора, он призвал коллег по комиссии «внедрить по примеру других сотрудничающих с нами стран цивилизованную форму организованного найма рабочей силы, предполагающей четкое определение количества направляемых работников в разрезе регионов и профессий, исходя из реальной потребности в трудовых ресурсах».
По мнению высокопоставленного правительственного чиновника, «необходимо установить предварительное согласование количества работников с уполномоченными органами Узбекистана и последующую организацию их подготовки в необходимом количестве в стране постоянного проживания, внедрение уполномоченными органами России порядка, при котором трудовым мигрантам будут предоставлены твердые гарантии правовой защиты».
Самое главное, по мнению вице-премьера, чтобы каждый потенциальный работник заранее имел на руках контракт с конкретным предприятием, которое берет на себя обеспечение всех необходимых гарантий.
Что ж, подобный опыт действительно существует в подавляющем большинстве государств и его, конечно же, стоит приветствовать, хотя бы потому, что он изначально базируется на бесспорности тех самых правовых гарантий. Однако отличительной особенностью подобной практики в системе миграции трудовых ресурсов является визовый режим, существующий между государствами. То есть, налицо тот весомый или системообразующий фактор, который пока отсутствует во взаимоотношениях государств Содружества. Если в Швецию, Германию или США вы сможете въехать только по специально визе (в зависимости от цели поездки), то в Россию житель Узбекистана может попасть просто, купив билет на один из видов транспорта. В данном случае принимающая сторона, рассматривающая суверенные государства, возникшие на постсоветских просторах как государства дружественные и братские, не ставит барьеров для их граждан.
Хорошо это или плохо? Однозначного ответа на этот вопрос не существует – у каждой системы есть плюсы и минусы. Однако совершенно очевидно, что безвизовый режим с Россией – есть несомненный плюс как для Узбекистана, так и для России. Узбекистан получил редкую возможность практически беспрепятственно трудоустроить каждого третьего трудоспособного гражданина, Россия, с ее крайне низким уровнем рождаемости, имеет возможность развиваться, возводить новые промышленные объекты, обеспечивать бесперебойную работу сложной городской и производственной инфраструктуры и так далее.
Да, есть проблемы, есть масса случаев нарушений законодательства, как со стороны конкретных работодателей, так и со стороны конкретных мигрантов. Но они есть везде, в том числе в развитых европейских странах, которые в качестве образца привел вице-премьер правительства Узбекистана. Но они поэтапно решаются и необходимо признать, в первую очередь, принимающей стороной. В данном случае – Россией. Официальный Узбекистан, к слову, до последнего времени вообще избегал темы трудовой миграции, освещая только ее негативную сторону – явную торговлю людьми.
Применим ли опыт цивилизованной Европы в данном конкретном случае? Бесспорно, но при непременном условии введения визового режима. Другими словами, вице сказал и предложил банальность. Не реализуемую банальность, подчеркнем особо.
Рустам Азимов - за введение визового режима в СНГ
Соб. инф.
Озабоченность высказал сопредседатель комиссии первый вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов. Взяв на себя функции ментора, он призвал коллег по комиссии «внедрить по примеру других сотрудничающих с нами стран цивилизованную форму организованного найма рабочей силы, предполагающей четкое определение количества направляемых работников в разрезе регионов и профессий, исходя из реальной потребности в трудовых ресурсах».
По мнению высокопоставленного правительственного чиновника, «необходимо установить предварительное согласование количества работников с уполномоченными органами Узбекистана и последующую организацию их подготовки в необходимом количестве в стране постоянного проживания, внедрение уполномоченными органами России порядка, при котором трудовым мигрантам будут предоставлены твердые гарантии правовой защиты».
Самое главное, по мнению вице-премьера, чтобы каждый потенциальный работник заранее имел на руках контракт с конкретным предприятием, которое берет на себя обеспечение всех необходимых гарантий.
Что ж, подобный опыт действительно существует в подавляющем большинстве государств и его, конечно же, стоит приветствовать, хотя бы потому, что он изначально базируется на бесспорности тех самых правовых гарантий. Однако отличительной особенностью подобной практики в системе миграции трудовых ресурсов является визовый режим, существующий между государствами. То есть, налицо тот весомый или системообразующий фактор, который пока отсутствует во взаимоотношениях государств Содружества. Если в Швецию, Германию или США вы сможете въехать только по специально визе (в зависимости от цели поездки), то в Россию житель Узбекистана может попасть просто, купив билет на один из видов транспорта. В данном случае принимающая сторона, рассматривающая суверенные государства, возникшие на постсоветских просторах как государства дружественные и братские, не ставит барьеров для их граждан.
Хорошо это или плохо? Однозначного ответа на этот вопрос не существует – у каждой системы есть плюсы и минусы. Однако совершенно очевидно, что безвизовый режим с Россией – есть несомненный плюс как для Узбекистана, так и для России. Узбекистан получил редкую возможность практически беспрепятственно трудоустроить каждого третьего трудоспособного гражданина, Россия, с ее крайне низким уровнем рождаемости, имеет возможность развиваться, возводить новые промышленные объекты, обеспечивать бесперебойную работу сложной городской и производственной инфраструктуры и так далее.
Да, есть проблемы, есть масса случаев нарушений законодательства, как со стороны конкретных работодателей, так и со стороны конкретных мигрантов. Но они есть везде, в том числе в развитых европейских странах, которые в качестве образца привел вице-премьер правительства Узбекистана. Но они поэтапно решаются и необходимо признать, в первую очередь, принимающей стороной. В данном случае – Россией. Официальный Узбекистан, к слову, до последнего времени вообще избегал темы трудовой миграции, освещая только ее негативную сторону – явную торговлю людьми.
Применим ли опыт цивилизованной Европы в данном конкретном случае? Бесспорно, но при непременном условии введения визового режима. Другими словами, вице сказал и предложил банальность. Не реализуемую банальность, подчеркнем особо.
Рустам Азимов - за введение визового режима в СНГ
Соб. инф.
Комментариев нет:
Отправить комментарий