Обзор событий текущей недели начнем с итогов торгов американской валютой на KASE. Во вторник, 2 декабря, на утренней торговой сессии было продано 458,6 миллиона долларов, что на 124,4% больше, чем было в пятницу 28 ноября.
Но самое удивительное заключается в том, что средневзвешенный курс заключенных сделок «оторвался» от отметки 180,87 тенге и составил 181,09 тенге, что на 22 тиина выше уровня предыдущего биржевого дня.
Всего же 2 декабря на KASE было продано 758,1 миллиона единиц американской валюты против 336,9 миллиона 28 ноября, то есть прирост составил 421,2 миллиона или 125%. При этом доллар США в этот день только укреплялся: курс последних сделок на утренней сессии был 181,39 тенге, дневной — 181,40 тенге, вечерней — 182,25 тенге.
Из подобной динамики стало понятно, что Нацбанк РК решил то ли немного повысить директивный обменный курс американской валюты, то ли приотпустить вожжи.
Биржевые феномены
В то же время результаты биржевых торгов в секторе операций валютного свопа KASE свидетельствовали о том, что давление на курс национальной валюты сохраняется. Совокупный объем сделок за день составил 481,4 миллиона долларов, а средневзвешенная цена по операциям сроком два дня сложилась плюс 18 тиин, один день — плюс 9 тиин. Это, конечно, не рекордные значения, но назвать их нормальными тоже нельзя.
В среду, 3 декабря, на утренней торговой сессии оборот составил 332 миллиона долларов, что на 27,6% меньше, чем во вторник. При этом средневзвешенный курс американской валюты повысился на 31 тиин, до отметки 181,40 тенге.
Поскольку на дневной сессии при объеме торгов в 274,2 миллиона долларов курс последней сделки оказался таким же, как и днем раньше — 181,40 тенге, стало понятно, что это новый директивный обменный курс от Нацбанка РК. Всего же 3 декабря на KASE в общей сложности было продано 704,8 миллиона долларов, что на 53,3 миллиона меньше, чем днем ранее.
Следует также отметить такой маленький феномен, как заметное увеличение объем сделок на вечерней сессии на условиях поставки «завтра». Так, 28 ноября оборот здесь составил 18 миллионов долларов, что соответствует «норме», зато 2 декабря он подскочил до 53,8 миллиона, а 3 декабря — до 98,6 миллиона. Причины этого мы объяснить не можем, но динамика налицо.
Что касается сектора операций валютного свопа, то и здесь в среду начали твориться странные вещи. При заметно сократившемся до 312 миллионов долларов совокупном объеме сделок, средневзвешенная цена по операциям сроком два дня составила плюс 19 тиин, один день — плюс 33 тиина. Хотя обычно соотношение обратное.
Причиной этого может быть как ошибка сотрудников KASE, которые публикуют информацию, так и рыночная стихия или действия одного крупного участника. Последнее вполне возможно, что подтверждается результатами торгов в секторе валютного свопа в первой половине текущей недели.
Максимальная цена сделок по операциям со сроком два дня 2 декабря составила плюс 40 тиин, один день — плюс 30 тиин. А 3 декабря соответствующие показатели достигли отметок плюс 1 тенге и 75 тиин. Что же касается цены последних сделок, то по операциям сроком два дня во вторник они были соответственно плюс 40 и плюс 20 тиин, а в среду уже плюс 1 тенге и плюс 30 тиин.
Результаты утренней торговой сессии в четверг 4 декабря подтвердили, что показатель 181,40 тенге за единицу американской валюты устраивает Нацбанк РК сегодня. И значит другие участники казахстанского биржевого рынка иностранной валюты вынуждены смириться с этим. Как следствие, при несколько возросшем до 351 миллиона долларов объеме сделок средневзвешенный курс американской валюты сохранился на уровне 181,40 тенге при полном отсутствии какой-либо интриги.
Рекордсмены по убыткам
Нацбанк РК опубликовал на текущей неделе новую порцию статистики. Нас заинтересовала таблица «Финансовые показатели банков второго уровня по состоянию на 1 ноября 2014 года». Причем не вся, а только цифры, касающиеся двух банковских групп.
Начнем со «сладкой парочки» «Казкоммерцбанк» — «БТА Банк». Как мы уже писали ранее, оба этих финансовых института выкупают акции у миноритариев и собираются покинуть биржи, в том числе KASE, где обращаются их ценные бумаги.
Однако хотя 26 ноября пресс-службы «Казкоммерцбанка» и «БТА Банка» сообщили о проведении внеочередных акционерных собраний, на которых планировалось утвердить целевую модель и условия интеграции двух банков, мы не смогли обнаружить на их сайтах информацию о том, состоялись ли собрания акционеров и какие решения они приняли. И это заставляет предположить, что мажоритарные акционеры в лице Субханбердина, Масимова, Кулибаева и Ракишева так и не смогли договориться.
Что же касается финансовых показателей будущего объединенного банка, то они настолько плохи, что в другой стране он немедленно лишился бы лицензии или подвергся процедуре введения внешнего управления. По состоянию на 1 ноября 2014 года совокупный объем кредитов с просрочкой платежей у «Казкоммерцбанка» и «БТА Банка» составил 2,913 триллиона тенге или 65% от соответствующего показателя всех БВУ. А в общем объеме кредитов — рекордные 60,1% против 31,4% в «среднем по больнице».
Что касается кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней, то здесь картина еще печальнее. Совокупный объем таких кредитов у «сладкой парочки» на 1 ноября 2014 года составил 2,794 триллиона тенге или 71,1%.
Ирония судьбы заключается в том, что если Нацбанк РК мог бы позволит позволить себе обанкротить новый «Казкоммерцбанк», то он одним ударом решил бы проблему NPL в Казахстане. Плюс сэкономил бы полтриллиона тенге средств Нацфонда РК, которые выделяются на господдержку этих банков.
Мы не сомневаемся, что мажоритарные акционеры «Казкоммерцбанка» и «БТА Банка» в итоге договорятся об условиях присоединения второго к первому, и оно рано или поздно состоится. Однако укрупненный финансовый институт будет нежизнеспособен. Не потому, что еготоп-менеджмент не будет стараться, а государство откажется помогать, а исключительно по вине рынка — он, хотя и зарегулирован сверх меры, плюс зажат в отдельных секторах политической волей властей, тем не менее, действует.
Поэтому новому «Казкоммерцбанку» придется конкурировать с десятком средних по размерам банков, в том числе российских, причем делать это во всех секторах кредитного рынка. Между тем, по итогам на 1 ноября 2014 года «сладкая парочка» убыточна — ее совокупный финансовый результат отрицательный — минус 15,6 миллиарда тенге. Он образовался как результат сложения плюс 27,6 миллиарда «Казкома» и минус 43,2 миллиарда «БТА Банка».
Раз сказали «А», скажут и «Б»
Из прочих событий текущей недели мы выбрали несколько не столько ключевых, сколько свидетельствующих о том, что громко говорить и красиво обещать в Казахстане умеют все, а вот результат усилий почему-то оказывается нулевым.
Например, председатель президиума НПП РК Тимур Кулибаев подписал с новым акимом Астаны Адильбеком Джаксыбековым «Соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимодействии по вопросам поддержки и развития предпринимательства».
Напомним, что по количеству подписанных соглашений Национальная палата предпринимателей ставит рекорды. Мы затрудняемся даже предположить, со сколькими государственными и негосударственными структурами она теперь «дружит». Вопрос только в том, стоило ли подписываться под тем, что входит в функциональные обязанности организаций, возглавляемых Кулибаевым и Джаксыбековым, и что они должны делать просто в силу служебной необходимости?
Ответ — нет. Тем не менее два человека из ближайшего окружения главы государства подписывают документ, который ничего не решает, не расширяет, не совершенствует и не улучшает. Спрашивается, зачем? Чтобы продемонстрировать, что НПП и акимат Астаны заботятся о столичном бизнесе в целом и тех предпринимателях, кто работает в городе? Но поверят ли в это те, на кого эта забота направлена? Или это очередная демонстрация в сторону елбасы — дескать, работаем?
ЕНПФ отчитался о результатах своей деятельности по состоянию на 1 ноября 2014 года. Судя по содержанию и тональности пресс-релиза , он должен доказать что под «крылышком» Нацбанка казахстанская накопительная пенсионная система ожила, успешно решает проблемы и стала намного более эффективной чем прежде, когда она была преимущественно частной.
Особенно впечатлили нас планы ЕНПФ по использованию Интернета и современных мобильных технологий для ускорения, упрощения и облегчения контактов клиентов с фондом. Однако все эти пиаровские и технические ухищрения ЕНПФ блекнут на фоне упрямого факта — средний размер пенсионных накоплений среднестатистического казахстанца составляет всего 431 тысячу тенге или порядка 2,4 тысячи долларов.
Чтобы найти эту цифру, достаточно разделить общую сумму пенсионных накоплений — 4,35 триллиона тенге на количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков(получателей) ЕНПФ по всем видам договоров — 10093191.
Согласитесь, это слишком мало, чтобы наши сограждане в своей массе были заинтересованы в том, чтобы своевременно и в полном объеме платить пенсионные отчисления. Да, есть большая группа казахстанцев, которая в итоге получит более или менее серьезную компенсацию после выхода на пенсию, однако значительная часть ныне занятых, не говоря уже про самозанятых и безработных, могут рассчитывать только фигу в кармане и минимальную пенсию от государства.
На заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при парламентской фракции НДП «Нур Отан» прошло обсуждение вопросов развития легкой промышленности. Мы не будем комментировать само мероприятие и озвученные на нем доклады, а позволим себе только пересказать слова председателя вышеупомянутого совета депутата нижней палаты Гулнар Сейтмаганбетовой со ссылкой на отчет Счетного комитета об исполнении бюджета по итогам 2013 года.
Так вот, доля отечественных товаров легкой промышленности в общем объеме ресурсов снизилась с 32,7% в 2008 году до 16,6% в 2013 году, из чего госпожа Сейтмаганбетова сделала следующий вывод: «Задача по удовлетворению потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности отечественного производства не выполнена. При имеющихся собственных ресурсах сырья производство шерстяных тканей не осуществляется, необходимая потребность швейных предприятий в искусственном мехе и шерстяных тканях обеспечивается за счет импорта».
Плюс по ее словам, численность занятых в легкой промышленности ежегодно снижается. И если в девяностых годах прошлого века она составляла 220 тысяч человек, то в 2012 году сократилось до 13 тысяч. Но больше всего нас поразило сообщение мажилисмена о том, что полтора миллиона женщин, можно сказать сидят без работы.
Не добавил оптимизма и представитель профильного ведомства — председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Аманияз Ержанов. По его информации, доля отечественного производства в общем объеме ресурсов легкой промышленности в первом полугодии 2014 года снизилась по сравнению с 2013 годом с 16,7% до 14,0%.
Ну и завершить этот обзор мы хотим выступлением вице-министра энергетики РК Узакбая Карабалина на брифинге в СЦК. Чиновник не исключает в скором времени повышения цен на бензин марки АИ-95 и АИ-96 . С одной стороны, казахстанцы могут быть счастливы от того, что среднеевропейские цены на моторное топливо им пока не грозят. С другой - когда госмужи начинают публично говорить о возможном повышении цен, значит так тому и быть.
Судя по тому, как дешевеет российский рубль по отношению к доллару, и соответственно снижается долларовый эквивалент оптовых цен на бензин в России, казахстанские власти вполне могут позволить повысить предельные цены внутри республики на двадцать тенге за литр, чтобы сделать импорт с севера доходным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий