Время от времени страна содрогается в пароксизме патриотизма. Если убедить граждан покупать отечественное, экономика взлетит, подстегивая растущим спросом. Когда граждане будут плевать в лицо продавцу, подсовывающему им «Шанель» или последнюю модель айфона, торговля немедленно построит производителей и скоро потребитель получит отечественные аналоги, «ничем не уступающие импортным».
Вот уже и министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ демонстрирует публике, что одет во все отечественное, ну, кроме галстука и брючного ремня. Но в штучный товар можно одного Исекешева одеть – пошив наш, ткань и фурнитура наверняка импортные…
Если кто забыл, грезить импортозамещением мы начали еще лет 30 назад. Когда в восьмидесятых годах прошлого века нефть упала в цене, полки магазинов моментально опустели. Советская экономика так и не смогла ни накормить, ни одеть граждан. Дело дошло до гуманитарной помощи голодным советским городам. Пропали обувь и сигареты, колготки и еда. Еще в 93-м году на водку выдавали талоны.
Потом мы судорожно набирали кредиты, чтобы обеспечить элементарные потребности людей. Разумеется, все существующие предприятия приказали долго жить – станки продали на металлолом, здания разобрали на кирпичи, а люди начали массово покидать умирающие города.
Это был почти апокалипсис.
Законы экономики чрезвычайно суровы. Мы можем сколько угодно внушать себе, какие мы крутые, но как только нефть падает в цене, моментально сокращается валютная выручка. В стране начинают грезить об отечественном производстве, которое однажды покроет наши потребности, говорить о диверсификации, вбухивать миллиарды долларов в индустриализацию, но ситуация никак не меняется, и лозунгом «Покупай казахстанское» ее никак не исправить.
Отечественный продукт – это в лучшем случае расфасовочный станок, упаковывающий некий товар в обертку с надписью «Сделано в Казахстане». Но даже сырье для так называемого отечественного продукта, не говоря уже о станках, комплектующих к ним, спецовки рабочих и лампочки в цехах, и та же упаковка с гордой надписью – все завозится из-за рубежа.
Между тем валютная выручка уже сократилась на треть. Если нефть не поднимется до прежних значений, мы очень скоро проедим Национальный фонд и через какое-то время можем столкнуться с настоящим кризисом. Товары будут, но очень немногие смогут их купить.
Кстати, даже государственные экономисты считают, что и при прежних ценах на нефть к 2030 году казахстанская экономика начнет угасать, если не провести реформы. То есть мы движемся порочным путем, который очень скоро заведет нас в тупик. Примат экономики над политикой привел к усилению роли государства во всех сферах, а заодно подавил и бизнес. Бизнесмены, пытающиеся работать в реальном секторе – сажать сады, собирать самолеты и вообще что-то производить - сталкиваются с огромными рисками. Любой успешный проект частного бизнеса – это показатель неэффективности работы не только фонда «Самрук-Казына», но еще и целых министерств, потративших огромные деньги на неработающие предприятия. Кто же потерпит конкурента, который к тому же есть наглядное пособие, демонстрирующее тупость и алчность государственного управления? Болотные лягушки тоже ведь двумя лапами за стабильность, вот только вода застаивается и начинает плохо пахнуть.
Рычагов, чтобы задушить любого предпринимателя, более чем достаточно. Правоохранительные органы, суды, декоративные политические институты уже давно стали участниками особого рынка, регулирующего все бизнес-процессы в стране по своему усмотрению. При этом каких-то действенных каналов, политических способов воздействия на этот госрынок не существует – это политика, а она запрещена. Решить свой вопрос в существующей иерархии государственных ценностей, конечно, можно, но заплатить придется столько, что любое отечественное производство станет бессмысленным. Государственные менеджеры живут одним днем и своими интересами, которые чаще всего противоречат интересам общества. Но без активной внутриполитической жизни не будет ни честных судов, ни нормально действующих законов, ни контроля над государственными институтами. А пока бизнес может существовать только в торговле, которая позволяет в момент все свернуть и вытащить вложенные деньги. Никакого отечественного производства у нас не появится до тех пор, пока под предлогом приоритета экономики будут давить политику. И никакая нефть не поможет…
В середине 90-х один ныне опальный бизнесмен открыл спичечную фабрику. Казалось бы, какая ерунда – спички! Но похоже, его спички так и остались единственным прорывом Казахстана на пути к импортозамещению. Дальше спичек дело не пошло. Да и спичек тех уже давно нет. Как и бизнесмена.
А вот апокалипсис может снова повториться….
http://www.ratel.kz/thoughts/bolotnyie_lyagushki_-_vsemi_lapami_za_stabilnost/
Комментариев нет:
Отправить комментарий