Увы, Туркмения не стала вторым Катаром, но есть счастливчики, которые живут там не хуже, чем в Катаре.
Не срослось. При сложившейся в стране системе власти и управления Туркмения не то что не имеет никаких шансов стать вторым Катаром, она обречена оставаться второразрядной страной и сырьевым придатком.
В свое время резонансными получились популистские решения первого президента страны Сапартурата Ниязова, «даровавшего» населению право на бесплатный газ, электроэнергию и прочие блага, на которые может пойти страна, купающаяся в газовом изобилии. Однако при действующем президенте их потихонечку и без лишнего шума сворачивают. Например, с прошлого года объемы внутреннего потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ) упали на 30 процентов, чему во многом способствовала отмена талонов для владельцев автотранспорта на ежемесячные бесплатные 120 литров бензина. Кроме того, в стране, где «море» газа, сельское население пользуется привозным газом в баллонах, который приобретается ими по «рыночным» ценам. А когда нет ни угля, ни дров, а родной туркменский газ не по карману, печи топят как в старину — кизяком.
Туркменского экономического чуда не случилось, потому что и прежний и нынешний правители так и не смогли выработать необходимую экономическую модель. Они сделали ставку на рост экспортных поставок за счет диверсификации экспорта. Не получилось. Сначала туркмены зависели от России. Затем китайцы провели трубы и начали финансировать развитие в Средней Азии трубопроводной сети поставок газа в направлении Китая. В результате туркмены сменили российскую зависимость на китайскую.
О поставках туркменского газа в ЕС пока можно лишь мечтать, а газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) — перспектива неблизкая, учитывая, что у проекта не будет реального инвестора до тех пор, пока не стабилизируется ситуация в Афганистане. А когда афганцы навоюются — неизвестно.
Но, пожалуй, главная ошибка туркменских правителей в том, что они, располагая таким мощнейшим ресурсом, как природный газ, палец о палец не ударили, чтобы диверсифицировать национальную экономику, развивая новые отрасли. К примеру, химическую промышленность. В итоге весь народнохозяйственный комплекс страны развален, а туркмены полностью зависят от импорта всего и вся. Инфляция в стране исчисляется двухзначными цифрами, а национальная валюта с начала года обесценилась на 25 процентов. Уровень безработицы достигает 40 процентов трудоспособного населения.
Власти не только замалчивают проблемы, но и ставят заслоны, чтобы не допустить массовой трудовой миграции за пределы страны. В Туркмении запрещен выезд из страны молодым людям без соответствующего разрешения. В результате этого в стране процветает криминальный бизнес, специализирующийся на организации «бегства из туркменского рая».
Вся страна погрязла в коррупции. Устроить ребенка в школу, получить паспорт, водительские права, трудоустроиться в госучреждение или поступить в ВУЗ — за все это в Туркмении надо платить.
Исследовательский центр «The Heritage Foundation» подготовил ежегодный «Индекс экономической свободы». В рейтинге были рассмотрены экономики 178 стран. Туркмения ухудшила свое положение по сравнению с прошлым годом, заняв 172 место, и была отнесена к странам с «репрессивной» экономикой. В докладе отмечается, что зачастую чиновники получают свои должности за большие взятки. Некомпетентность должностных лиц, кумовство и низкий уровень участия граждан в контроле над органами власти стали в республике простой обыденностью. Законы очень слабо проработаны, а у судей нет достаточной квалификации. Для получения каких-либо значимых контрактов зачастую необходимо быть лично знакомым с кем-либо из высокопоставленных чиновников.
Согласно анализу, проведенному международными организациями Global Witness (GW) и Eurasian transition group (ETG), всю информацию о состоянии своих близких Туркменбаши-II скрывает под семью замками. Под личным контролем президента находятся все тендеры в газодобывающей промышленности. Можно вспомнить скандал вокруг концерна «Даймлер», когда немцев уличили в нарушении норм «честной» торговли, за что они вынуждены были заплатить штраф в 185 млн долларов. В этой истории есть туркменский след. Чтобы выйти на местный рынок, в 2000 году немцы «подарили» первому лицу государства бронированный автомобиль стоимостью 300 000 евро.
Чтобы задобрить Туркменбаши-II, российскому газовому концерну «ИТЕРА» пришлось выложить 60 млн долларов на покупку яхты «Галкыныш», а хозяин производственного объединения «Марыазот» Марат Чарыгулыев заслужил благосклонность Бердымухамедова, подарив ему роскошный «Bugatti Veyron» стоимостью полтора миллиона долларов. Вдобавок он ежемесячно перечисляет деньги на нужды президентской семьи.
Увы, Туркмения не стала вторым Катаром, но есть счастливчики, которые живут там не хуже, чем в Катаре.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий