В МИД Узбекистана заявили, что позиция Ташкента по завершению строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане остается неизменной.
Министерство иностранных дел Узбекистана заявило, что позиция Ташкента по завершению строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане остается неизменной.
Внешнеполитическое ведомство Узбекистана на своем официальном сайте опубликовало 1 августа 2015 года полный текст главы узбекской делегации на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС» и вопросов использования трансграничных водных ресурсов. Данная встреча прошла еще год назад - 18 июля 2014 года. Опубликовав этот текст, узбекская сторона вновь заявила, что позиция Ташкента по данному проекту остается неизменной.
Таким образом, МИД Узбекистана на заявления министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзода об отсутствии каких-либо официальных претензий узбекской стороны к результатам оценки международных экспертов по Рогунскому проекту.
В тексте выступления главы узбекской делегации, отмечается, что «Узбекистан не участвовал в совещаниях, которые инициировались на промежуточных этапах так называемой «экспертизы» проекта строительства Рогунской ГЭС». «Причиной этому служит наша глубокая убежденность в том, что процесс ее организации, выбора консультантов, финансирования, определения технических заданий и другие важнейшие параметры, от которых зависит конечный результат экспертизы, не соответствуют международно-признанным стандартам независимости, беспристрастности, объективности и прозрачности оценки проекта, - говорится в тексте выступления. - Эта убежденность обусловлена тем, что вопреки элементарной логике и принципам здоровой практики, роль организатора тендера и заказчика так называемой «экспертизы», финансируемой Всемирным банком, было решено возложить на правительство Республики Таджикистан, которое является самой заинтересованной стороной в этом процессе. Это абсолютно неприемлемо, так как полностью противоречит общепринятым нормам равного учета интересов всех заинтересованных сторон».
По его словам, в Ташкенте надеялись, что «Всемирный банк в своей работе по проекту строительства Рогунской ГЭС сможет придерживаться базовых принципов добросовестности, прозрачности, объективности и лучшей международной практики». «С большим сожалением приходится констатировать, что эти надежды не оправдались. Всемирный банк, с упорством, достойного лучшего применения, проигнорировал большую часть доводов и аргументированных позиций в отношение масштабных техногенных, экологических, социальных и экономических угроз проекта Рогунской ГЭС», - сказал он.
Глава узбекской делегации напомнил, что проект строительства Рогунской ГЭС разработан 44 года назад, в период советской гигантомании, и на сегодняшний день полностью устарел как с точки зрения технических подходов и строительных норм, так и современных стандартов экологической безопасности. «Отчеты консультантов создают впечатление, что они не поняли или сознательно проигнорировали тот факт, что за это время кардинально изменилось отношение к строительству подобных гигантских сооружений, принципиально изменились технические стандарты и нормы, - сказал он. - Рогунский гидроузел является не просто устаревшим проектом. Благодаря самой высокой в мире плотине, возводимой в зоне тектонического разлома на огромном солевом куполе, он еще является и сложнейшим техническим проектом, основанном на инженерных решениях и стандартах середины прошлого века. По этим причинам, типовая экспертиза не способна полностью охватить параметры данного проекта, и требования к его оценке должны быть на порядок выше».
Узбекская делегация заявила, что «беспристрастный анализ показывает, что влияние строительства Рогунской ГЭС на режим стока реки Вахш и, соответственно, реки Амударья будет разрушительным для обеспечения водной, продовольственной и экологической безопасности нижележащих стран». «В материалах Всемирного банка отмечается, что эксплуатация Рогунской ГЭС может обеспечить сохранение «исторического стока» реки Вахш, что представляется абсолютным нонсенсом. В качестве аргумента приводятся текущий средний используемый зимой летний сток, при котором 4,2 млрд. кубометров воды переводятся с летнего в зимний период. Однако, не ясно на каком основании этот сток считается историческим, если он охватывает только последние 20 лет из почти 100 лет наблюдений. Причем, именно в последние 20 лет гидроэнергетики Таджикистана, являясь собственниками Нурекского гидроузла самовольно изменили режим регулирования реки Вахш, сократив в летний сезон исторический сток на 4,2 млрд. кубометров воды, которые ежегодно задерживаются для создания зимнего потенциала электроэнергии», - сказал глава делегации.
По его подсчетам, ёмкость Рогунского водохранилища способна аккумулировать практически весь сток Вахша маловодного года (14 куб. км). Расчеты показывают, что в случае совместной работы Рогунского и Нурекского водохранилищ в энергетическом режиме, а уже не вызывает сомнений, что именно этот режим будет использоваться Таджикистаном, дефицит водных ресурсов в среднем и нижнем течении Амударья в среднесрочной перспективе ежегодно составит в период вегетации порядка 11,5 куб.км, по году в целом 6,5 - куб.км.
«В этом заключается сущность данного проекта – получение в свои руки механизма, другими словами – рычага, для возможности диктовать в одностороннем порядке нижележащим странам жесткие условия предоставления воды, в первую очередь, в период вегетации сельскохозяйственных культур. Более того – в условиях жесткого водного дефицита в Центральной Азии это превращается в неприкрытый инструмент политического давления на нижележащие по течению страны, провоцируя рост противостояния и конфликтного потенциала в регионе, - сказал глава делегации. - Самое взрывоопасное в данной ситуации - это конфликтный потенциал, который будет нарастать не на межгосударственном уровне, а в первую очередь, на уровне населения, когда миллионы людей в результате отсутствия воды будут готовы на любые шаги, чтобы обеспечить себя и своих детей питьевой и поливной водой. Страшно сказать, чем это может обернуться».
В Ташкенте не уверены, что «Таджикистан предоставит соответствующие гарантии нижележащим странам».
«Заключения консультантов и панели экспертов по проекту Рогунской ГЭС являются для Республики Узбекистан абсолютно неприемлемыми. Мы вынуждены констатировать, что консультанты и панель экспертов, руководствовались принципом «и нашим, и вашим», точнее сказать, чтобы любой целью и любой ценой протолкнуть этот проект, который разработан в годы советской гигантомании, игнорируя интересы населения и государств, находящихся в среднем течении и низовьях Амударьи. Поэтому не может быть и речи о каком-либо согласовании с нашей стороны основных выводов, которые приведены в представленных документах. Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не предоставит поддержку этому проекту», - добавил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий