Правительство
Кыргызстана внесло в парламент проект Закона «О национальных холдинговых
компаниях в КР». Следует обратить внимание, что вносимый проекта Закона,
представляет необоснованные привилегии Национальным холдинговым компаниям и
противоречит действующему законодательству и нормативно-правовым актам республики.
Так,
в части 4 статьи 3 проекта Закона предусматривается отчуждение либо обременение
имущества, полученного национальной холдинговой компанией от государства в
порядке оплаты ее акций которое законодательством КР отнесено к стратегическим
объектам КР, осуществляется в соответствии с проектом Закона по согласованию с
ЖК КР.
Вместе
с тем, возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности
государства (объекты приватизации), в собственность физических и юридических
лиц регулируется Законом КР «О приватизации государственной собственности в
КР».
При
этом в соответствии со статьей 4 Закона «О приватизации государственной
собственности в КР», приватизация находящегося в государственной собственности
имущества осуществляется в соответствии с разрабатываемой Правительством КР и
утверждаемой ЖК КР Программой приватизации госимущества. Программа приватизации
содержит перечни объектов государственной собственности: акций и долей в
уставных капиталах хозяйственных обществ, подлежащих приватизации,
имущественных комплексов и недвижимого имущества, подлежащих приватизации.
Таким
образом, национальная холдинговая компания не подпадает под Закон «О приватизации
государственной собственности КР», что создает огромные коррупционные риски.
Также,
в проекте Закона в части 1 статьи 18 содержатся положения затрагивающие
полномочия счетной палаты КР.
В
частности, полномочия Счетной палаты КР распространяются на национальную
холдинговую компанию, ее дочерние либо зависимые компании только в соответствии
с целью деятельности Счетной палаты КР и только для аудита использования
указанными компаниями средств государственного бюджета. Счетная палата КР не
вправе проводить аудит национальной холдинговой компании, не соответствующий
целям и области действия Счетной палаты КР.
Предлагаемая
норма противоречит части 3 статьи 5 Закона КР «О счетной палате». Где прописано,
что полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с
частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного
или муниципального участия. По поручению ЖК КР, профильного комитета ЖК КР или
Президента КР, Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий
и организаций с долей государственного участия от 10% и более.
Таким
образом, прописанные в проекте привилегии, предоставляемые холдинговым
компаниям (читай Акционерным Обществам) повышают коррупционные риски и идут в
разрез с Государственной стратегией антикоррупционной политики КР, утвержденной
Указом Президента от 2 февраля 2012 года.
Необходимо
отметить, в соответствии со статьей 2 предлагаемого Правительством проекта,
национальная холдинговая компания – открытое акционерное общество, созданное
Правительством КР в целях централизации использования им прав акционера
(участника) в иных юридических лицах, а также в целях обеспечения управления
имуществом, переданным им в капитал национальной холдинговой компании, в
интересах КР.
Также,
в части 7 статьи 3 проекта обозначено, что акции национальной холдинговой
компании, находящиеся во владении КР, являются исключительной собственностью
государства.
Следует
отметить, что положения части 1 статьи 18 проекта Закона в правоприменительной
практике приведут к коллизии. Таким образом создаются противоречия и
коррупционные риски.
Вместе
с тем, в соответствии с частью 3 статьи 32 Закона КР «О нормативно правовых
актах КР» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими
равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более
высокой юридической силой, действуют положения акта, регулирующего данную сферу
правоотношений. Соответственно,
Закон КР «О счетной палате» является специализированным законом.
В
связи с чем, логично будет в части 1 статьи 18 проекта исключить положения
ограничивающие полномочия Счетной палаты или внести соответствующие изменения в
выше обозначенный закон.
Также,
в статье 19 проекта Закона содержатся положения, затрагивающие процедуру
закупки товаров, работ и услуг национальной холдинговой компанией, и ее
дочерних компаний.
Необходимо
отметить, что в 18 статье проекта Закона закреплено, что специальный порядок
закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законами КР, не
применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемых национальной
холдинговой компанией. В отношении закупок товаров, работ и услуг национальной
холдинговой компании и ее дочерних компаний применяются нормы настоящего
Закона.
Однако,
процедура государственных закупок регламентируется Законом КР «О
государственных закупках». В соответствии с частью 3, Закон КР «О
государственных закупках» не регулирует государственные закупки, непосредственно
связанные с: 1) национальной безопасностью, 2) обороной, 3) защитой
государственных секретов, 4) стихийными бедствиями.
Порядок
организации вышеуказанных государственных закупок определяется Правительством
КР.
В
соответствии с Государственной стратегией антикоррупционной политики КР,
утвержденной Указом Президента от 2 февраля 2012 года №26. Закон КР «О
государственных закупках» является законодательной и организационной базой
противодействия коррупции. Положения, затрагивающие порядок закупок товаров,
работ и услуг содержащиеся в проекте Закона которые также предоставляют, привилегии
являются коррупционным проявлением.
Закон
«О государственных закупках», является специализированным Законом, который
направлен на обеспечение экономичности и эффективности использования
государственных средств при осуществлении государственных закупок. Таким
образом, согласно статья 18 предлагаемого законопроекта, холдинговые компании с
государственной долей не подчиняются Закону «О государственных закупках».
Исходя
из этого следует вывод, что государственная собственность будет передана под
управление отдельных лиц, без контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий