Уже много написано и рассказано о том, какое беззаконие творится в Таджикистане со стороны чиновников. Права и свободы граждан нарушаются повсеместно, буквально на каждом шагу, где гражданин может иметь дело с государственной машиной. Но хотелось бы снова вернуться к этой теме, на этот раз для того, чтобы понять и почувствовать контраст с ситуацией, которую мы опишем во второй части этой статьи.
«У нас не могут схватить парня в «облаве» на улице – это неприемлемо. Кроме того, то, о чём рассказывала Файзиниссо Вохидова – фальшивые уголовные дела на якобы «террористов» также не имеют место.
Если кого-то и задержат, то в абсолютном большинстве случаев это реальный правонарушитель, и даже в этом случае гражданское общество стоит за него горой и требует соблюдения его прав и свобод.
Для нас немыслимо, чтобы милиционер на улице задержал женщину в хиджабе или мужчину с бородой и тем более сбрил ему бороду против его воли. Женщины в хиджабах в Бадахшане встречаются не особо часто, преимущественно они не местные, но, несмотря на это, никому в голову не придёт упрекать их за хиджаб, а тем более задерживать и доставлять в участок.
Если проводить мероприятие в ресторане и превысить количество гостей, то хозяин ресторана может быть оштрафован, но если проводить мероприятие дома, то никто и не подумает вламываться к тебе домой, мой дом – моя крепость».
_______________________________
К примеру, во всех регионах страны происходят так называемые "облавы". Как раз недавно президентом был подписан указ о весеннем военном призыве, причем ранее было принято решение об увеличении численности армии. Случаи незаконных задержаний молодых людей сотрудниками военкоматов имели место и ранее, однако есть все основания предполагать, что теперь эти случаи участятся. Нередко в "облавы" попадают даже неспособные служить по состоянию здоровья люди, которых фиктивная медкомиссия признает здоровыми и отправляет умирать в казармы.
Другой яркий пример нарушения прав человека - препятствование ношению хиджабов женщинам, принудительное бритье бород мужчин.
Очень показательный недавний случай – арест Окила Шарипова в Исфаре. Вина этого человека была лишь в том, что он, оказавшись случайным свидетелем незаконного задержания женщин в хиджабах, снял факт на видео на мобильный телефон. Сразу после этого парень был арестован, его обвинили в сопротивлении сотрудникам милиции, суд постановил назначить ему наказание в виде административного ареста. По прошествии нескольких дней на него было открыто уголовное дело по статье 189 части 1 уголовного кодекса Таджикистана - возбуждение национальной расовой, местнической или религиозной вражды.
Случаев «стряпания» уголовных дел на скорую руку и фальшивых обвинений против наших граждан немало. Как сообщает известная таджикская правозащитница Файзиниссо Вохидова, случаев действия правоохранительных органов по фальшивой схеме «сопротивление милиции -> административный арест -> "уголовник"» в стране очень много, и наличие этой схемы при арестах так называемых "террористов" однозначно говорит о сфальсифицированном уголовном деле на гражданина. По словам правозащитницы, правоохранительная система Таджикистана день ото дня порождает все больше «террористов» и «экстремистов», а за время административного ареста так называемого «террориста» заставляют под пытками подписать признательные показания в том, чего он не делал.
На территории страны стараются, чтобы соблюдался закон, регламентирующий проведение торжеств и мероприятий, множество граждан штрафуется за нарушение этого закона. Однако, когда в 2012 году Эмомали Рахмон провел шикарную свадьбу сына со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями закона об обрядах, никто его к ответственности не привлек. И это при том, что мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев недавно заявил о том, что в подавляющем большинстве случаев этот закон нарушается самими же чиновниками.
Применение ограничительных мер данного закона приводит к тотальной коррупции в этой сфере, а не к регулированию, как того хотелось бы властям. Создается впечатление, что на самом деле властям никакого регулирования и вовсе не хочется, и что этот закон и был принят для вымогания средств с народа.
Впрочем, как и абсолютное большинство других законов, принятых в последние годы таджикским правительством. К примеру, недавно взяточникам позволили легально откупаться от тюремного срока за взятку, назвав это «актом гуманности» – показательно для такой мега-коррумпированной страны, как Таджикистан, не правда ли?
Островок свободы
Однако, оказывается, у нас в стране есть регион, где люди дышат намного свободнее. Речь идет о Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Как сообщил порталу TajInfo.Org источник в ГБАО, все вышеперечисленные правонарушения властей в отношении граждан отсутствуют на Памире. В частности, источник сообщил:
Как же объяснить то, что в Ходженте, Кулябе, Душанбе и других городах и районах Таджикистана безнаказанные чиновники творят, что хотят, а на Памире – нет? Может тем, что гражданское общество в Горном Бадахшане не утратило своего голоса и умеет постоять за себя? Во всех демократических странах народ, чтобы требовать свои права собирается у административных зданий и требует. Однако, в Таджикистане это неприемлемо. Нигде, кроме Бадахшана…
Здесь народ себя в обиду не даст, и это доказывает множество фактов того, что граждане не раз отстаивали свои требования в Бадахшане за всю историю независимого Таджикистана.
Например, происшествие с Тохиром Пахлавоновым (Тохири Кур), который был похищен спецслужбами в начале нулевых, которого позже власти вынуждены были отпустить под давлением общественности.
Еще случай - в 2008 году у областного органа исполнительной власти состоялся митинг, в котором приняли участие около 300 жителей Хорога. По словам организаторов, основная причина, которая подвигла население выйти на несанкционированный митинг - это протест на ввод дополнительных военных сил в ГБАО для "наведения порядка в области".
Задержанный в декабре 2014 года органами безопасности в городе Хорог на востоке Таджикистана местный авторитет Мамадбокир Мамадбокиров, освобожден несколько часов спустя под давлением акции протеста местных жителей.
Или то, что произошло в Хороге в 2012 году, стоит только вспомнить, что решение властей ввести войска и начать спецоперацию тоже было принято на основании недовольства местных жителей определенными действиями официального Душанбе.
В СМИ есть сообщения, где ГБАО называют "непокорным" или "неподконтрольным властям" регионом. Но, как оказывается на деле, эта "непокорность" - лишь умение сказать "нет" бесчинствам и беззаконию со стороны чиновников, по сути своей это есть естественное и вполне обоснованное сопротивление граждан беззаконию.
Как оказалось, в современном мире, смелость и открытость гражданского общества, готового стоять горой за своих соотечественников, выводить людей на митинги и даже пролить кровь в борьбе за справедливость и отстаивание своей точки зрения, может в корне изменить нашу жизнь, изменить поведение и чувство ответственности у обезумевших от безнаказанности чиновников, вернув так недостающую нам свободу, за которую повсеместно и во все времена боролось человечество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий