Династия Рокфеллеров еще в позапрошлом веке сделала ставку на нефть и банки. Такое сочетание стратегических инвестиций в индустрию и банковский сектор привело к созданию империи Рокфеллеров. Но в сентябре 2014 фонд Рокфеллеров объявил о своем решении полностью отказаться от инвестиций в ископаемые ресурсы и отозвать их в пользу возобновляемых источников.
А на днях стало известно, что фонд намерен сделать это как можно скорее. Это знаковое решение вызвало вначале растерянность среди институциональных инвесторов и крупных банков, которые в последующем проявили понимание и оказались готовы разделить тревогу по поводу глобального потепления на планете.
Особенно неожиданным стало то, что подобное заявление принадлежало известнейшей в мире династии, которой принадлежала созданная в 1870 нефтяная компания Standard Oil. Она контролировала почти 90%нефтяной индустрии США до принятия антитрестовского закона Шермана. Standard Oil - прародительница крупнейших в мире Exxon Mobil, Chevron и Conoco Philipps. По логике вещей этот сектор, прославивший всю династию, должен был быть сохранен для новых инвестиций.
Теперь Рокфеллеры-дети отказываются от бизнеса Рокфеллеров-родителей. Узнав об этом, Джон Дэвисон Рокфеллер (основатель нефтяной империи и династии) наверняка перевернулся в своём гробу (его отец Ульям был всего лишь известным конокрадом).
Династия Рокфеллеров является олицетворением истории успеха и становления богатства в Америке. Она смогла создать целую сеть предприятий и банков, входивших в единый конгломерат. Династия контролировала существенную часть ВВП США и была тесно связана с политическим истэблишментом. Такое переплетение интересов предоставляло Рокфеллерам возможность предсказывать стратегию развития и предвосхищать новые тенденции. Династия воспринималась оракулом будущего мировой экономики.
В умении предвосхитить будущее им трудно отказать. В этом я лично убедился еще в 1992 на конференции Федеральной резервной системы в Нью-Йорке, где выступал Дэвид Рокфеллер(тогда президент и собственник Chase Manhattan Bank) и предсказывал трудности, которые ожидают страны СНГ в управлении национальной экономикой, не согласованной по основным параметрам. Он говорил о роли ментальности в управлении экономикой и демонстрировал глубокое знание основ и принципов монетарной экономики. То выступление Рокфеллера в Центробанке я, уже будучи автором книги «Денежно-кредитная политика: концепция и механизм», воспринял близко к сердцу. Кстати, на той встрече присутствовал Михаил Ходорковский (тогда президент Менатеп банка) который заразился нефтяной идеей от Рокфеллера и после возвращения создал «Юкос».
Вспоминая сегодня его предсказания нашего будущего, думаю, насколько Дэвид Рокфеллер был мудр. Три года назад, в возрасте 97 лет он был признан самым пожилым миллиардером планеты. Бесспорно, самым мудрым. Династия Рокфеллеров отличилась и на ниве филантропии, потратив на благотворительность более $500 млн.
Сейчас меня охватывает страх, что сигнал Рокфеллеров может оказаться роковым для Кашагана, и наша голубая мечта о «чёрном золоте» испарится.
Свою реакцию на стратегическое поведение инвесторов я представил в сентябре 2015 в статье «Бремя нефтяное - время размышлений». С тех пор в инвестиционной политике крупных институциональных институтов и банков произошли значительные изменения. Банки и инвестбанки уже отзывают свои инвестиции из угольных проектов, энергетические компании обязались не принимать участия в строительстве новых угольных ТЭЦ и воздерживаться от инвестиции в нефтяные проекты. Что касается известных рейтинговых агентств, то они при изучении ситуации в крупных компаниях будут принимать во внимание удельный вес проектов, способствующих выбросу углекислого газа. Возможность возврата мировых нефтяных компаний к прежнему могуществу может оказаться под большим вопросом даже без учета роста цен на нефть.
Таким образом, споры о том, как долго продержатся углеводороды, становятся беспредметными. Имея в виду, что в мире обязательно появятся новые нормы эмиссии СО2 и формы наказаний и штрафных санкций, использование дешевых видов природных ископаемых может очень дорого обойтись и стране, и жителям планеты. Нам это надо?
Будущее страны, которая сделала ставку на нефть, становится тревожным. Тем более, банки уже «лежат».
Комментариев нет:
Отправить комментарий