Рост трафика пассажиров и карго-перевозок международного аэропорта Кыргызской республики сегодня очевиден - в частности, для турецкой стороны. Станет ли TAV способствовать развитию авиаперевозок киргизских авиакомпаний?
Зайдя в аэропорты Батуми и Тбилиси, TAV, по утверждению грузинских источников, стала лоббистом авиакомпании Turkish Airlines – и ничего более. Как рассказывал весной этого года глава грузинской авиакомпании Air Georgia Георгий Кодуа, "Турецкие авиалинии" и TAV всячески стремятся к тому, чтоб именно Турция была авиационным центром региона, а Грузия - просто сателлитом. В TAV до сих пор никак не ответили на обиды грузинской стороны.
x
В Кыргызтане c 24 ноября – новый глава государства. Сооронбай Шарипович Жээнбеков, сменивший на посту президента Алмазбека Шаршеновича Атамбаева. Практически в момент передачи власти в Бишкек прилетел основатель и гендиректор турецкой группы компаний TAV Airports Holding Мустафа Сани Сенер. Цель визита этого крупного предпринимателя с бизнес-активами и деловыми интересами во многих постсоциалистических странах – переговоры о международном аэропорте Кыргызстана "Манас".
Турецкий инвестиционный гамбит
Во время визита в Бишкек Сани Сенер провел переговоры с премьер-министром Кыргызстана Сапаром Исаковам. Глава правительства республики были предложены инвестиции в реконструкцию крупнейшего в Кыргызстане аэропорта в объеме $250 млн. Взамен турецкий холдинг и аффилированные с TAV структуры ATU Duty free и HAVAS хотят получить аэропорт "Манас" в свое монопольное обслуживание на 25 лет.
С президентом республики эфенди Сенер не встретился. И только что избранный глава государства Сооронбай Жээнбеков не успел отреагировать на предложение о вливании турецких инвестиций в "Манас". А речь идет в том числе и о национальной безопасности Кыргызстана, и о возможном частном интересе вокруг этого мега-проекта.
Авиабаза "Манас" в 2001-2009 годах была основной авиабазой коалиции стран НАТО в Центральной Азии – с нее велась логистика антитеррористической операции в Афганистане против "Талибана" и других исламистских организаций.
Затем до 2014 года авиабаза имела статус Центра транзитных перевозок ВВС США. После чего вся территория и инфраструктура "Манаса" были переданы Национальной гвардии Кыргызстана. Сейчас это международный пассажирский и грузовой аэропорт, а также ключевой для Центральной Азии транспортный хаб гражданской авиации, расположенный между Россией и Китаем и находящийся в зоне геополитических интересов этих государств. И вот такая крупная бизнес-структура из страны НАТО, как холдинг TAV, пытается войти в аэропорт Бишкека на правах монополиста.
Воздушный бизнес отнюдь не на воздухе
Резиденты "Манаса" сегодня – это российские авиакомпании "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", S7 Airlines, китайская China Southern Airlines и другие - выполняют регулярные прямые рейсы в Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Пекин.
Кыргызский перевозчик Avia Traffic Company осуществляет рейсы из Бишкека в Алма-Ату, Грозный, Душанбе, Екатеринбург, Казань, Красноярск (Емельяново), Москву (Домодедово), Новосибирск, Санкт-Петербург, Сургут, Ош, Воронеж, Якутск, Стамбул (Ататюрк). И конечно, велика доля перевозок Turkish Airlines.
Рост трафика пассажиров и карго-перевозок международного аэропорта Кыргызской республики сегодня очевиден - в частности, для турецкой стороны. Станет ли TAV способствовать развитию авиаперевозок киргизских авиакомпаний?
Зайдя в аэропорты Батуми и Тбилиси, TAV, по утверждению грузинских источников, стала лоббистом авиакомпании Turkish Airlines – и ничего более. Как рассказывал весной этого года глава грузинской авиакомпании Air Georgia Георгий Кодуа, "Турецкие авиалинии" и TAV всячески стремятся к тому, чтоб именно Турция была авиационным центром региона, а Грузия - просто сателлитом. В TAV до сих пор никак не ответили на обиды грузинской стороны.
Кыргызстан – не Грузия, но и здесь известна лишь открытая часть предложения основателя холдинга TAV Мустафы Сани Сенера главе правительства КР Сапару Исакову. За кадром остается часть закрытая – в частности, о возможном лоббизме интересов турецкой авиакомпании в ущерб конкурирующим перевозчикам из Кыргызстана, Казахстана, России и Китая. А также о том, какие риски национальной безопасности, как и возможного ослабления безопасности Таможенного союза создаст вхождение в Бишкекский аэропорт турецкого инвестора Сенера.
Конечно, сегодня Турция и ее лидер Реджеп Эрдоган все сильнее разочаровываются в демократии, Вашингтоне и Брюсселе – однако же пока Турция не вступила в единый Таможенный союз вместе с Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Вступит ли – большой вопрос, а вот членом НАТО эта страна (вторая после США по своему боевому потенциалу среди стран-членов альянса) является и пока мало что говорит об изменении её курса.
Однажды в Латвии: Сенер-эфенди и Домбровскис-кунгс
Чаще всего площадки для инвестиций TAV – это небольшие государства с внешне зависимой политикой, но где с представителями государств можно договориться о прямых инвестициях. Холдинг заходит на новые рынки, создавая имидж перспективного инвестора и используя лобби на уровне государственных должностных лиц, принимающих решения о сдаче объектов в долгосрочную аренду.
TAV Airports Holding использует модель экспансии в любой стране присутствия, стремясь получить подряд на монопольную реконструкцию аэропортов малых и средних размеров, плюс монополию на контроль зон беспошлинной торговли ATU duty free и обслуживание грузов компанией HAVAS.
Экспансии одинаково успешны в странах присутствия турецкого холдинга: это - Грузия, Македония, Хорватия, Тунис, а также Саудовская Аравия, в которой бизнес TAV заметен в пяти ключевых международных аэропортах, включая воздушные врата священного для всех мусульман города Медина.
Пять лет назад 38% акций холдинга приобрела компания Aeroports de Paris – предприятие в составе западной коалиции, при этом де-факто поддержавшее боевиков оппозиции в военных действиях против законного президента Сирии Башара Асада.
Власти Франции также поддерживают санкции против России. При этом у французского акционера в собственности находится блокирующий пакет акций во всех предприятиях TAV. В озвученных в августе 2016 года планах – создание консорциума вместе с французской компанией Bouygues для экспансии в аэропорт Гаваны Хосе Марти, а также развития аэропорта Сан-Антонио.
Благодаря Сани Сенеру, и Рига вошла в созвездие ATU, HAVAS и TAV еще в 2010 году при правительстве Валдиса Домбровскиса (партия "Vienotiba" - "Единство"). Инвестора Мустафу в аэропорту Риги встречали на правительственном уровне.
Сани Сенер сделал щедрое предложение. Латвийские власти отказать не смогли. Конкурс, конечно, не проводился.
Турецкая компания в аэропорту Риги полностью контролирует трафик пассажиров, проходящих на посадку, плюс всю карго-логистику. По существу, вся безопасность в аэропорту, обслужившим 5,6 млн. пассажиров в 2016 году, контролируется TAV.
Назад в "нулевые"?
Не стоит углубляться в конспирологию, но очевидно: контроль над аэропортом (любым) дает огромные возможности бизнес-инсайда, контроля и управления трафика грузовых авиаперевозок, отслеживания перемещений членов правительства, политиков и многого другого. И 250 млн долларов за подобную "крышу" уже не представляются огромной суммой…
Реакции Москвы и Пекина на попытку экспансии TAV Airports Holding в аэропорт "Манас" пока еще не последовало. Что ждет Киргизию, если премьер Сапар Исаков станет политическим локомотивом этого турецкого проекта?
Переговоры Исакова и Сенера – это, скорее, шаг назад, в "нулевые", когда авиация НАТО являлась властелином неба Киргизии и Средней Азии, а политические связи Бишкека с Москвой были чрезвычайно слабы.
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьВозможно ли с Вами связаться по вопросу сотрудничества?
Nshsbshbsj
ОтветитьУдалитьEsta es mi número de cuenta
ОтветитьУдалитьEsta es mi número de cuenta
ОтветитьУдалить