Минуло больше года с тех пор как в Узбекистане завершилась шумная эпопея вокруг «светской львицы», «принцессы» и обладательницы других не менее громких титулов Гульнары Каримовой.
Долгое время она была чуть ли не главным ньюсмейкером для многих СМИ, однако и ее звезда закатилась. Гугуша предана забвению, и мало кто сегодня вспоминает о ней. Разве что светские падальщики, которым еще долго дивиться воровскому размаху да аппетиту хрупкой и артистичной женщины.
Не будем ворошить прошлое и мы: тут все давно ясно. Награбленного Гульнарой хватило бы, чтобы построить и обустроить даже не городок, а небольшое государство. Не меньше Ватикана или Монако уж точно. Сейчас это кажется гротеском, а сравнительно недавно было суровой реальностью. Но самое печальное то, что, похоже, ситуация повторяется.
Да-да, именно так. Конечно, не Гугушина звезда вновь засияла на небосклоне – хочется верить, что подобное невозможно. Как говорится, свято место пусто не бывает, так и в Узбекистане взошло новое коррупционно-властное светило, которое начало уже перекраивать страну под себя.
Имя и должность этого человека лично мне пока не известны. Но то, что эти строки не какая-то теория заговора, а реальная жизнь понять может каждый здравомыслящий житель Узбекистана. Достаточно оглядеться по сторонам.
За несколько месяцев некто буквально подмял под себя весь нелегальный валютный рынок и старается – весьма успешно – обвалить национальную валюту. Так стремительно и скоординировано сум еще не деградировал. Хотя экономических предпосылок для падения нет: основные внешнеторговые партнеры кризиса не претерпели, российский рубль, от которого зависимы узбекские деньги, укрепился задолго до взлета «базарного» доллара.
Гастарбайтеры, судя по информации ФМС РФ, может чуточку меньшим потоком, но после зимы традиционно в Россию вернулись и исправно шлют денежные переводы. Экспорт газа и другие валютные поступления также стабильны, а доллар, собака, растет как на дрожжах.
Кроме того, эти же силы подогревают искусственный ажиотаж вокруг американской валюты. Информационный взброс об остановке конвертации узбекскими банками – один из таких приемов. Правда, через пару дней последовало опровержение ЦБ, но оно взбудораженный народ не успокоило. В Узбекистане слухам и прочим «неподтвержденным сообщениям неназванных источников» в силу местной специфики верят охотнее.
Благодаря информационной «артподготовке» получившие четкую команду валютчики на столичных рынках оценивали каждый доллар в самую крупную банкноту – 5000 сумов.
Известно, что помимо баснословной наживы управление теневым валютным рынком в силу той же самой местной специфики по умолчанию позволяет управлять ценами абсолютно на все товары и услуги. По сути это означает не только контроль над экономикой, но и над народом.
Не напоминает времена, когда цены на бензин в стране назначались по желанию и усмотрению Гугуши? Один к одному. Только масштаб, похоже, покруче будет. Кому такое может быть выгодным? Любому пробивающему себе дорогу к власти и несметному богатству. Другой вопрос: у кого для подобных шагов хватает влияния и ресурсов? Имена назвать сложно, но логику процесса проследить легко.
За валютные операции в стране ответственен Центробанк, однако, он самостоятельные решения принимать не в состоянии. Указания кому, как и по какой цене продавать регулятор во все времена получал непосредственно из правительства, а точнее – из курирующего ЦБ Министерства финансов, влиятельнейшего ведомства Узбекистана.
Без согласования с минфином в финансовой сфере страны ничего не происходит. К слову, это министерство в последнее время благополучно минуют кадровые ротации, практически полностью обновившие руководство некоторых ведомств и госкомитетов.
Похоже, не обошлось без вмешательства минфина и на «черном» рынке валюты. Ждем новых фактов…!
Азиз Низамов
Источник — dunyouzbeklari.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий