Каждый новый диктатор уверен, что он окажется умнее предыдущих, не повторит ошибок предшественников и перехитрит законы истории.
Никому это еще не удавалось, хотя некоторые умерли на вершине пирамиды. Только пирамиды потом рушились...
Депутат Псковского областного собрания депутатов, главный редактор газеты «Псковская губерния» Лев Шлосберг — о доверии к политикам, сне разума и о том, что история ничему не учит.
Политические взгляды — вопрос очень личный. Это семья, где были целы архивы и фотографии XIX и XX веков. Я вырос в семье учителей, потомственных интеллигентов. Генетика — самый мощный двигатель человека, конечно. Меня, как и многих «детей восьмидесятых», разбудила перестройка, а обучение на историческом факультете придало импульс политическим мыслям. Мы могли слушать людей, переживших сталинщину. А середина 1980-х с этой мощной волной нараставшего общественного кризиса и понимание того, что появляется шанс изменить и свою жизнь, и жизнь общества, создали все условия для личного участия в политике.
Я был одним из тех, кто предпринимал попытки модернизации комсомола, чтобы он стал деидеологизированной организацией граждански активной молодежи. Эта попытка была провалена большинством XXI съезда ВЛКСМ в апреле 1990 года, но именно этот съезд привел меня в публичную политику. Записки о съезде, которые потом в нескольких номерах напечатала себежская районная газета «Призыв», я назвал «Пока мы вместе». Было такое острое предчувствие.
Я очень хорошо помню 1989–1991 годы, как час за часом утрачивались шансы на демократическое развитие страны, как совершались системные ошибки, как наркотик власти заглушал человеческие инстинкты. Но история учит тому, что она ничему не учит. Каждый новый диктатор уверен, что он окажется умнее предыдущих, не повторит ошибок предшественников и перехитрит законы истории. Никому это еще не удавалось, хотя некоторые умерли на вершине пирамиды. Только пирамиды потом рушились. Путин — не исключение. Он уверен, что отформатирует историю под себя. Ничего не выйдет, конечно. Уже сейчас можно сказать, что ничего не вышло. Но моральный и политический крах у него впереди.
О доверии к власти
Морального правительства в России не было никогда. И в этом — одна из основных причин общенационального российского политического кризиса, из века в век. Моральное правительство получит поддержку народа. Просто у народа не должно быть поводов сомневаться в мотивах и декларируемых целях властей. В первую очередь выборных. В России уничтожен главный двигатель успешной политики — доверие народа к политикам.
Восстановление этого доверия не может быть быстрым, но начаться этот процесс все равно должен с базовых свобод: свободы слова, свободы собраний и свободы выборов. Первые же честные выборы могут дать шанс на восстановление доверия между народом и властью.
О личной ответственности
Протестное движение намного шире публичной своей части. Миллионы граждан недовольны ситуацией, но не выходят на улицы. Пока. Общенациональный политический кризис — это и кризис лидеров, и кризис институтов — политических партий, органов власти, Церкви.
«Каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает» — это выражение используется у нас, к сожалению, очень упрощенно. Речь не о том, что если ты скотина, то и власть у тебя скотская, простите. Речь о том, что граждане — это и есть власть, носитель, суверен власти, они должны это понимать и предпринимать личные усилия по выведению своих представителей во власть. Демократия — это не выбор лучших, это выбор себе подобных. В итоге получается картина народного представительства. Поэтому так важно просвещение, свобода слова, культура, качественное образование. Ну и, кроме того, сон разума рождает чудовищ. Это на самом деле так, и в политике это особенно беспощадно видно. Сон народного разума рождает политических чудовищ. Диктатуры держатся на спящих.
О «законе Димы Яковлева»
По данным государственного Управления социальной защиты населения Псковской области, в 2012 году в российские семьи удалось устроить 37 псковских детей-сирот, иностранные усыновители приняли 36 детей-сирот, из них семьи из США — 6 детей, 26 сирот Псковской области за год усыновили итальянцы.
Соотношение очевидно, это были две равноправные и соотносимые друг с другом возможности усыновления, возможности обретения детьми семейного счастья. Теперь одна из них насильственно ликвидирована.
Но масштаб катастрофы не в цифрах, а в человеческих судьбах — «Останутся на своей Родине. Всё» (Екатерина Лахова).
Принятие этого закона отражает ту степень свободы варварства, которую обозначил для себя Путин. И ту степень неучастия в политике, которую обозначило для себя большинство общества.
Страна зашла очень далеко, произошедшее действительно за гранью добра и зла. И власти не найдут выхода из этого тупика. Только общество может изменить ситуацию, сменить власть.
Если бы этот закон не был поддержан в Пскове, это бы не имело никаких юридических последствий. Но для многих жителей Псковской области было бы важно знать, что в Псковском областном собрании большинство не за бездушными и жестокими людьми, готовыми ради своего политического благополучия пренебречь правом ребенка на семью и саму жизнь. Псковское областное собрание депутатов не замаралось бы в цинизме и живодерстве.
Мы смогли задержать наступление реакции в нашем парламентском зале на два астрономических часа. Когда начнем «вращать землю на запад», это будет придавать нам силы.
Источник :: Новое время (The New Times)
Комментариев нет:
Отправить комментарий