воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Казахстан накрывает волна ксенофобии


Игнорирование властями Казахстана пропаганды национализма может привести к волне ксенофобии в стране, которую могут использовать определенные политические силы для зарабатывания политического капитала, считает первый вице-президент международной правозащитной организации «Мир без нацизма» Валерий Энгель.

Представители международного правозащитного движения «Мир без нацизма» год наблюдали за ситуацией в Казахстане, молчали. Однако в последнее время, по их мнению, пропаганда ксенофобии, радикального национализма и попытки фальсифицировать историю в республике достигли таких масштабов, что больше они не могут молчать. Правозащитники обратились с заявлением к властям, правоохранительным органам и СМИ Казахстана (см. подробнее материал «Мир без нацизма» заметил нацизм в Казахстане»). Мы же обратились к вице-президенту этого движения Валерию Энгелю с вопросом, как вдруг Казахстан оказался под пристальным вниманием борцов с нацизмом.

В пропаганде национализма нет сомнений

- Валерий Викторович, обвинения СМИ Казахстана, скажем прямо, прозвучали неожиданно. Можете ли вы назвать конкретные примеры пропаганды ксенофобии и радикального национализма, фальсификации истории, героизации Туркестанского легиона в казахстанских СМИ?

- То, что идет пропаганда, нет никаких сомнений... А последний скандал? Правда, его автор быстренько отрекся от этой истории, я имею в виду скандал с эстрадной певицей — не помню названия журнала, где вышел материал под заголовком: «Я ненавижу русских и евреев». Это же о чем-то говорит! (Речь идет об опубликованном в журнале «Жұлдызбен сырласу» («По душам со звездой») интервью певицы Багым Мухитденовой — ред.).

Заявление нашей организации направлено не на то, чтобы кого-то заклеймить, это скорее просьба, обращенная к правительству Казахстана, обратить внимание на проблему, поскольку в Уголовном кодексе Республики Казахстан есть статьи, которые предусматривают наказание за распространение ксенофобских взглядов, за разжигание национальной розни. А к СМИ мы обратились с призывом не допустить разжигания межнациональной розни постольку, поскольку есть опыт других стран.

- Негативный, надо полагать?

- Да, прежде всего — государств Балтии, в которых все начиналось тоже со средств массовой информации, а закончилось довольно печально. Нельзя не упомянуть и то, что происходит в Украине. Ведь шествия воинов СС, ветеранов дивизии СС «Галичина» начинались именно с того, что под видом свободы слова шло достаточно массированное распространение ксенофобских взглядов. А закончилось все на той же Западной Украине тем, что даже русские песни в общественном транспорте слушать нельзя.

Посмотрите, что сегодня происходит в парламенте Украины — в Верховной Раде, где прошедшая в парламент партия «Свобода» ставит вопрос о том, чтобы обложить дополнительным налогом исполнителей эстрадных песен на русском языке. А начиналось все очень мирно...

Поэтому мы сочли необходимым обратить внимание органов власти и средств массовой информации в Казахстане на те явления, которые мы наблюдаем несколько месяцев в этой стране. Со всем уважением и любовью к государству и народу Казахстана мы сочли необходимым выступить с таким профилактическим заявлением.

- Но в Казахстане не только в СМИ наблюдаются националистические настроения. Так, сравнительно недавно в Турции президент республики Нурсултан Назарбаев высказался о тяжелом наследии колониального прошлого. Так может, не только СМИ?

- Если анализировать всю политику Республики Казахстан, президента за последние 20 лет и если сравнивать ее с другими странами, то, на мой взгляд, эта республика долгое время была образцом толерантности. Но последние высказывания президента Казахстана, безусловно... Тут, понимаете, такой вопрос: хвост управляет собакой или собака хвостом? Где-то что-то сказали политики, где-то что-то подхватили журналисты. Политики сказали почему: просто так, или чувствуют какую-то тенденцию, или это в общественном сознании?..

- Обычно на встречах столь высокого уровня громкими фразами просто так не бросаются...

- То, что прозвучало в Анкаре, действительно настораживает, поскольку мы тогда возвращаемся к каким-то другим позициям и какой-то другой политике. И опять-таки — надо смотреть, что стало причиной...

- Что, по-вашему, могло стать причинами, вызвавшими желание пересмотреть историю республики?

- Везде причина одна и та же — что в странах Балтии, что в Украине, что на Кавказе или в Центральной Азии. Везде пытаются использовать историю в качестве инструмента некой политической игры.

- В чем она заключается?

- Скажем, в странах Балтии это делается для того, чтобы оправдать миф о континуитете (континуитет народа — непрерывность его существования как субъекта права, даже в случае его временного исчезновения из социального организма — ред.) Прибалтийских стран, которые якобы были оккупированы Российской Федерацией. А раз они были оккупированы, то те, кто приехал после 1940-го года из России, Украины, Казахстана и т.д., лишаются гражданских прав, им не дают гражданства, они не имеют права избирать и быть избранными и так далее. У них там 88 отличий в правах граждан и неграждан.

Убери сейчас этот миф об оккупации, о возвращении исторической правды — и тогда будет непонятно, почему такая политика проводится в отношении большей части русскоязычного населения. В данном случае политика, направленная на извращение исторической правды, имеет определенную, достаточно четкую и жесткую политическую подоплеку...

- Возвращаясь к теме Казахстана: как следует воспринимать желание отдельных личностей «немного подкорректировать» историю?

- Здесь проводится целенаправленная политика на то, чтобы разделить многонациональный народ Казахстана на титульных и нетитульных. Если вбрасывается информация о том, что был некий колониальный период в истории Казахстана, значит, это кому-то выгодно, значит, возникают какие-то политические элиты, они имеют четко выраженные экономические интересы, им необходимо пересмотреть историю и на этом историческом базисе построить некую иную политику, которая будет обслуживать эти экономические интересы. Что и как — это вопрос глубокий. Но то, что эта тенденция уже началась и развивается, мы видим, замечаем и понимаем, что за этим может последовать, потому что всегда следует одно и то же. Ничего нового в Казахстане не придумают, и это, естественно, вызывает нашу озабоченность.

Ксенофобия приведет к расколу общества

- К чему может привести игнорирование властями Казахстана заявления вашей правозащитной организации?

- Начнется волна ксенофобии, она будет разрастаться в сетях, средствах массовых коммуникаций, СМИ. Затем это будет использовано определенными политическими силами для зарабатывания себе политического капитала, для завоевания определенных политических позиций. И после этого они получат в парламенте какой-то свой вариант украинской партии «Свобода», которую даже международное объединение националистических партий не приняло в свои ряды за нацизм.

- Для чего все это делается?

- Прокладывается путь неким политическим силам, которые готовы к тому, чтобы бороться за власть и войти в политическую элиту страны таким путем. Это самый простой и очень короткий путь, потому что очень легко играть на национальных чувствах людей. Достаточно сказать, что ты был угнетен, страна пережила колониальное иго, тебя лишили языка, чуть не лишили религии, на твоей земле сидят какие-то люди и захватили это место — и прочее, и прочее.

Дальше начнутся тенденции, направленные, допустим, на ассимиляцию нетитульного населения, что происходит сплошь и рядом. В Прибалтике, например, заявляют, что путь в латыши свободен для всех, пожалуйста, русский может стать латышом, для этого он должен овладеть культурой, выучить язык, и, если он захочет, ему в паспорте напишут «латыш». Сегодня этот законопроект обсуждается в Сейме Латвии. То есть это такая попытка добровольно ассимилировать определенные круги. Это самый мягкий и хороший вариант.

А самый плохой вариант — это выдавливание представителей нетитульной национальности. Посмотрите, что происходит в Туркменистане, Таджикистане. Чревато это? Да, есть примеры. Та же Югославия. Все началось с Косово — и не с каких-то страшных вещей, а просто с запрещения существования высших учебных заведений, где предметы преподавались бы на албанском языке.

- И как в этом контексте деятельность националистических радикалов может сказаться на международном имидже Казахстана?

- Думаю, весьма отрицательно. В сентябре прошлого года в Варшаве было заседание ОБСЕ, где я присутствовал. И должен сказать, что столько неправительственных организаций, сколько было от Казахстана, не было ни от одной другой страны. Но процентов 80 из них критиковали Республику Казахстан за разные вещи, аспект был очень широкий, но больше всего — за нарушение прав человека. Это, естественно, накладывает свой отпечаток на международный имидж Казахстана. Потому что его еще воспринимают, как: а) многонациональное и б) толерантное государство, образец для многих государств, как выстраивать национальную политику, как сделать так, чтобы люди не уезжали из страны, чувствовали себя комфортно. Казалось, в этой стране всегда понимали, что ее национальное многообразие — ее богатство, а не наоборот.

Если начнет меняться имидж, то начнет меняться все кардинально. И, естественно, здесь будет критика со всех сторон — и международных организаций, и самых разных стран. Опыт показывает, что страна в этом случае только проигрывает. Ей придется тратить огромные ресурсы на контрпропаганду, на то, чтобы разъяснять свою политику, а разъяснять здесь будет очень сложно, особенно если это выйдет на уровень каких-нибудь законодательных инициатив — например, то, что происходит сейчас в ряде стран, когда русский язык, который был как минимум официальным, становится иностранным. И в этот момент происходит очень много всяких вещей. Отсюда начинается разделение общества.

- Каких действий международное движение «Мир без нацизма» ждет от властей Казахстана после того, как вы направили им свое заявление?

- Мы написали, что у нас есть два призыва. Призыв, прежде всего, к компетентным правоохранительным органам Казахстана обратить внимание на вещи, которые, на наш взгляд, противоречат законодательству Казахстана. А именно — разжигание межнациональной и религиозной розни. При этом мы призываем не путать ситуацию со свободой слова. У свободы слова тоже есть определенные рамки, которые не допускают межнациональную, религиозную рознь. Второй призыв к средствам массовой информации — остановить этот процесс.

- А как же власть, она же не может в стороне оставаться от этих процессов? Ведь находит методы, как со свободой слова бороться в республике. Наверно, есть механизм, чтобы и эту проблему решить...

- Мы как правозащитная организация проводим свой мониторинг, мы говорим: есть вот такие факты. Я еще раз скажу: мы в каждой стране, где это возможно, пытаемся устанавливать с властью и государством отношения доверительности и сотрудничества. Наша задача — не вступать в конфронтацию, а помочь обществу, государству, с одной стороны, не допустить негативных процессов в общественном поле, а с другой — правильно позиционировать и пропагандировать позитивные успехи, если они имеют место быть, на международной арене.

- Вы впервые обратили внимание представителей власти, правоохранительных органов и СМИ Казахстана на эту проблему?

- Да, впервые. Мы до этого заявления мониторили ситуацию примерно год. Наблюдали, наблюдали и поняли, что нужно что-то менять, поэтому мы и решили выразить нашу обеспокоенность, обратившись с заявлением. Надеемся, что будем услышаны.

Беседовала Татьяна ГАРЬКАВАЯ, Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий